Просмотр содержимого документа
«Конспект организованной образовательной деятельности для старшей группы «Народные промыслы России»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 24
«Золотая рыбка»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
детский сад № 24 «Золотая рыбка»
____________Т.И.Сулемина
«05» декабря 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
детский сад № 24 «Золотая рыбка»
____________Т.И.Сулемина
Приказ № 282 от 26.08.2021
Конспект организованной образовательной деятельности для старшей группы
«Народные промыслы России»
Участника муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2025 году в номинации «Воспитатель года России»
Савченко Оксаны Владимировны
г. Ессентуки 2024 г.
Воспитатель: Савченко Оксана Владимировна.
Цель: создание условий для закрепления представлений детей о русско-народных промыслах России.
Задачи:
Продолжить формировать знания об особенностях изделий хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.
Оборудование: Различные изделия народного творчества; иллюстрации; платок; корзина; рябина; штампы; гуашь; раскраски.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель:Ребята, здравствуйте. Меня зовут Оксана Владимировна.
Я пришла к вам не с пустыми руками. Посмотрите какая красивая игрушка у меня в руках. А вы знаете как она называется?
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Правильно. Это один из промыслов России. А принесла я ее с ярмарки и приглашаю вас вместе со мной отправится в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы.
Воспитатель: Хотите?
Богата и привольна Родина моя И промыслом народным славится она. Есть Тула, Гжель и Суздаль И Павловский Посад, Загородская матрешка, И хохломской наряд. По всей России-матушке, Куда не бросишь взгляд, Народные умельцы С любовью мастерят
Воспитатель: Кто из вас знает что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка – это всегда праздник, шумный рынок.
Воспитатель: Верно ребята. На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки. Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и др. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя, красоту особую. Не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей, так появились русские народные промыслы. Промыслы-это изготовление различных изделий.
Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия особенной росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная от других манера изготовления.
Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе.
Воспитатель: Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.
Д/и «Закончи пословицу».
«Кто не работает…» (тот не ест)
«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)
«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)
Воспитатель: Молодцы.
Давайте же подойдём поближе к торговым рядам и рассмотрим повнимательней изделия, которые предлагают народные умельцы.
1. Дымковская игрушка.
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей.
В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!
Удивительному чуду мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.
- А чем же славится село Дымково? Игрушками, а называют эти игрушки дымковскими.
Этот промысел возник в селе Дымково, что возле города Вятка. Там очень хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла. Когда-то давно, на поросшем лесом берегу реки Вятки, появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети.
- Для росписи дымковских игрушек используют яркие, праздничные цвета, а узорами служат простые геометрические фигуры. Красные, оранжевые, зелёные круги являются неотъемлемой частью украшения костюма.
Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое.
Лепили игрушки из местной красной глины. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. В старину, на празднике проводов зимы, вятичи встречали бога солнца – Ярилу – весёлым свистом игрушек-свистулек. Их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.
Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.
Воспитатель: Скажите, ребята, из чего лепят мастер игрушки?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов состоит дымковский узор?
Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.
Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?
Воспитатель: Молодцы ребята. Что же за вторым прилавком?
2. Гжель.
Если в Гжели вы бывали,
То посуду там видали.
Что за синие просторы!
И картины, и узоры!
Гжель – старинный народный промысел. А откуда появилось название, нам расскажет сказка-легенда:
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили , что такого синего неба нигде в мире не найти. Подумали мастера, решили, как украсить свою необычную посуду. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду.
Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт. Посуда была украшена замысловатым орнаментом или сюжетной росписью. Традиционный сюжет гжельской росписи – фантастическая птица, окружённая деревцами или зданиями. Известно, что гжельские мастера выполняли заказы даже для царского двора. В XIX веке гжельская посуда по праву считалась лучшей в России. Охотно покупали её и за границей. Сейчас эти изделия можно увидеть в Русском и Историческом музеях. Сегодня искусство гжельской керамики переживает новый расцвет.
Воспитатель: Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.
Дети: Синий, голубой, белой.
Воспитатель: Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?
Дети: Голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег.
Воспитатель: Назовите, ребята, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.
Воспитатель: Предлагаю вам собрать такой красивый поднос самим.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Подойдем к третьему прилавку.
4. Хохлома.
Блещут золотом дома!
Миски, ложки, чаши, блюда – золотая вся посуда!
Не просто так называют эту посуду золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Как же появилось это диво дивное – золотая хохлома?
Золотая хохлома – одна из самых известных росписей в России. Своё название она получила от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень.
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!». Послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома.
- Из чего же делаются хохломские изделия? (из дерева)
- Сначала делают бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок и придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа – «бельё» - резные ковши и ложки. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Все изделия расписываются вручную термостойкими красками, покрывают специальным лаком и закаливают в печи до образования золотистого цвета. Так получается знаменитая золотая хохлома. Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Не боится хохлома ни жара, ни стужи, очень красивые и нарядные, хранящие тепло дерева и человеческих рук, изделия хохломских мастеров любят и ценят не только жители России, но и других стран.
Воспитатель: Какие основные цвета использовал художник? (Художник использовал черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета).
Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.
Воспитатель: Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.
Кто под ним сейчас узнаем. и дети видят кто спрятан.
Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель:Отлично умеете играть, молодцы!
Воспитатель: Что это за корзина, а что в ней лежит? Воспитатель достает из корзины гроздь рябины и показывает детям.
Дети: Рябина
Воспитатель: Мастера какой росписи используют для росписи изображение рябины?
Дети: Хохломской
Воспитатель: Правильно ребята я вам предлагай нарисовать гроздь рябины, но не простым способом, а при помощи штампа. А штамп у нас это пупырка. (Воспитатель показывает штамп).
Воспитатель: Подходите ко мне я вам сейчас покажу как мы с вами будем рисовать.
Воспитатель берет штамп погружает в емкость с краской и показывает где ставить отпечаток на орнаменте.
Воспитатель: Ребята берите штампы макайте в краску, как делала это я и ставьте отпечатки как показано на образце.
Воспитатель: Как замечательно у вас получилось.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, поэтому с ярмарки мы не можем уйти без покупки. Подойдите к прилавкам той росписи которая вам понравилась больше всего и возьмите раскраску, а раскрасите вы в группе тем стилем который вы выбрали.
Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся.