kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект организованной образовательной деятельности для старшей группы «Народные промыслы России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  создание условий для закрепления представлений детей о русско-народных промыслах России.

Задачи:

  • Продолжить формировать знания об особенностях изделий хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
  • Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
  • Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект организованной образовательной деятельности для старшей группы «Народные промыслы России»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 24

«Золотая рыбка»



УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

детский сад № 24 «Золотая рыбка»

____________Т.И.Сулемина

«05» декабря 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

детский сад № 24 «Золотая рыбка»

____________Т.И.Сулемина

Приказ № 282 от 26.08.2021



















Конспект организованной образовательной деятельности для старшей группы

«Народные промыслы России»

Участника муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2025 году в номинации «Воспитатель года России»

Савченко Оксаны Владимировны















г. Ессентуки 2024 г.

Воспитатель: Савченко Оксана Владимировна.

Цель:  создание условий для закрепления представлений детей о русско-народных промыслах России.

Задачи:

  • Продолжить формировать знания об особенностях изделий хохломских, дымковских, гжельских мастеров.

  • Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.

  • Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.

Оборудование: Различные изделия народного творчества; иллюстрации; платок; корзина; рябина; штампы; гуашь; раскраски.

Ход занятия:

  • Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, здравствуйте. Меня зовут Оксана Владимировна.

Я пришла к вам не с пустыми руками. Посмотрите какая красивая игрушка у меня в руках. А вы знаете как она называется?

Дети: Матрешка.

Воспитатель: Правильно. Это один из промыслов России. А принесла я ее с ярмарки и приглашаю вас вместе со мной отправится в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы.

Воспитатель: Хотите?

Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль
И Павловский Посад,
Загородская матрешка,
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят

Воспитатель: Кто из вас знает что такое ярмарка?

Дети: Ярмарка – это всегда праздник, шумный рынок. 

Воспитатель: Верно ребята. На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки. Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и др. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя, красоту особую. Не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей, так появились русские народные промыслы. Промыслы-это изготовление различных изделий.

Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия особенной росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная от других манера изготовления.

Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе.

Воспитатель: Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.

Д/и «Закончи пословицу».

«Кто не работает…» (тот не ест)

«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)

«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

Воспитатель: Молодцы.

Давайте же подойдём поближе к торговым рядам и рассмотрим повнимательней изделия, которые предлагают народные умельцы.

1. Дымковская игрушка.

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного, что серости серей.

В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.

В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!

Удивительному чуду мы поклонимся не раз

И о дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.

- А чем же славится село Дымково? Игрушками, а называют эти игрушки дымковскими.

Этот промысел возник в селе Дымково, что возле города Вятка. Там очень хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла. Когда-то давно, на поросшем лесом берегу реки Вятки, появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети.

- Для росписи дымковских игрушек используют яркие, праздничные цвета, а узорами служат простые геометрические фигуры. Красные, оранжевые, зелёные круги являются неотъемлемой частью украшения костюма.

Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое.

Лепили игрушки из местной красной глины. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. В старину, на празднике проводов зимы, вятичи встречали бога солнца – Ярилу – весёлым свистом игрушек-свистулек. Их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.

Воспитатель: Скажите, ребята, из чего лепят мастер игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов состоит дымковский узор?

Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.

Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?

Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.

Воспитатель: Молодцы ребята. Что же за вторым прилавком?

2. Гжель.

Если в Гжели вы бывали,

То посуду там видали.

Что за синие просторы!

И картины, и узоры!

Гжель – старинный народный промысел. А откуда появилось название, нам расскажет сказка-легенда:

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили , что такого синего неба нигде в мире не найти. Подумали мастера, решили, как украсить свою необычную посуду. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт. Посуда была украшена замысловатым орнаментом или сюжетной росписью. Традиционный сюжет гжельской росписи – фантастическая птица, окружённая деревцами или зданиями. Известно, что гжельские мастера выполняли заказы даже для царского двора. В XIX веке гжельская посуда по праву считалась лучшей в России. Охотно покупали её и за границей. Сейчас эти изделия можно увидеть в Русском и Историческом музеях. Сегодня искусство гжельской керамики переживает новый расцвет.

Воспитатель: Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.

Дети: Синий, голубой, белой.

Воспитатель: Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?

Дети: Голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег.

Воспитатель: Назовите, ребята, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.

Дети: Розы, травинки, завитки, точки, полоски.

Воспитатель: Какую посуду украшают этими узорами?

Дети: Вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины, сахарницы, подносы и многое другое.

Воспитатель: Предлагаю вам собрать такой красивый поднос самим.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Подойдем к третьему прилавку.

4. Хохлома.

Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чаши, блюда – золотая вся посуда!

Не просто так называют эту посуду золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Как же появилось это диво дивное – золотая хохлома?

 Золотая хохлома – одна из самых известных росписей в России. Своё название она получила от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень.

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!». Послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома.

- Из чего же делаются хохломские изделия? (из дерева)

- Сначала делают бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок и придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа – «бельё» - резные ковши и ложки. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Все изделия расписываются вручную термостойкими красками, покрывают специальным лаком и закаливают в печи до образования золотистого цвета. Так получается знаменитая золотая хохлома. Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Не боится хохлома ни жара, ни стужи, очень красивые и нарядные, хранящие тепло дерева и человеческих рук, изделия хохломских мастеров любят и ценят не только жители России, но и других стран.

Воспитатель: Какие основные цвета использовал художник? (Художник использовал черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета).

Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.

Воспитатель: Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.

Дети: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка. 

  • Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, а что это на прилавке лежит (платок), а платок не простой а красивый расписной.

На какую роспись похож рисунок на платке?

Дети: Правильно «хохлома».

Воспитатель: А я знаю интересную игру с платком и сейчас я вас научу.

Игра с платком

Воспитатель:

Я по ярмарке к вам шла,

Вот такой платок нашла. Дети водят хоровод.

Он красивый, расписной,

Необычный, хохломской.


А сейчас все отвернитесь,

в прятки будем мы играть, Дети отворачиваются, приседают

А кого платком накрою, и закрывают ладошками глаза.

вам придется угадать.


- Раз, два, три Дети отгадывают, кого

Кто же спрятался внутри. спрятали под платком

.

-Я платочек поднимаю Воспитатель поднимает платок,

Кто под ним сейчас узнаем. и дети видят кто спрятан.


Игра повторяется 2-3 раза.


Воспитатель: Отлично умеете играть, молодцы!

Воспитатель: Что это за корзина, а что в ней лежит? Воспитатель достает из корзины гроздь рябины и показывает детям.

Дети: Рябина

Воспитатель: Мастера какой росписи используют для росписи изображение рябины?

Дети: Хохломской

Воспитатель: Правильно ребята я вам предлагай нарисовать гроздь рябины, но не простым способом, а при помощи штампа. А штамп у нас это пупырка. (Воспитатель показывает штамп).

Воспитатель: Подходите ко мне я вам сейчас покажу как мы с вами будем рисовать.

Воспитатель берет штамп погружает в емкость с краской и показывает где ставить отпечаток на орнаменте.

Воспитатель: Ребята берите штампы макайте в краску, как делала это я и ставьте отпечатки как показано на образце.

Воспитатель: Как замечательно у вас получилось.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, поэтому с ярмарки мы не можем уйти без покупки. Подойдите к прилавкам той росписи которая вам понравилась больше всего и возьмите раскраску, а раскрасите вы в группе тем стилем который вы выбрали.

Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Оксана Владимировна Савченко

Дата: 12.12.2024

Номер свидетельства: 661589


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства