Просмотр содержимого документа
«Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Какие разные камни»»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: «Какие разные камни»
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями. Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность.
Воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.
Оборудование: камни, стаканы с водой, весы, вата, карандаши (цветные и простые, демонстрационные схемы, схемы-правила, шапка магистра, один красивый камушек, салфетки, подносы на каждого ребенка, блокноты на каждого ребенка.
Ход
Воспитатель: Ребята, отгадаете загадку.
Он может быть мелкий –в ладошке лежать,
Тяжелый, большой, одному не поднять
В пыли на дороге ненужным лежать
Кто может предмет по приметам узнать.
Как вы думаете что это? (камень)
– Ребята, а что вы знаете о камнях?
– Не очень много вы о них знаете. Вот и я, собрала целую коллекцию, а ничего рассказать о ней не могу, секреты камней не знаю.
А хотите узнать все секреты камней? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.
Для работы в лаборатории нужно знать некоторые правила поведения. Вспомним их? (воспитатель показывает схемы-правила, дети говорят обозначения). Хорошо. Ученые, когда проводят опыты, свои наблюдения записывают в специальные журналы. Чтобы вы могли зарисовать свои наблюдения, хочу подарить вам вот такие блокнотики.
Проходят в лабораторию
Воспитатель:
Предлагаю сначала рассмотреть камни. Как вы думаете на какие группы их можно разделить? (варианты детей) Так значит, какие бывают камни? (большие, маленькие, разных цветов, формы). Вы открыли один секрет камней. Зарисуйте в блокнотиках, что камни бывают большие и маленькие, разного цвета, разной формы?
Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
Воспитатель: а я это сделала вот так.
– Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь?
Попробуйте выбрать самый неровный, шершавый камень.
– А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)
– Как вы думаете, почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым)
Ребята, какой секрет вы открыли? (камни бывают гладкими и шероховатыми). Не забудьте про ваши блокнотики, можете зарисовать.
Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
– Вы знаете, оказывается, наша кожа может определять температуру! Не верите? Приложите ладошки к щекам. Что чувствуют ваши щечки? (тепло) А теперь положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу? (ладошки стали прохладные)
– Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность. Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный. Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке) Что вы выяснили?
Вывод: камни имеют разную температуру. Отметьте этот секрет в своих дневничках.
Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
Ребята, а как вы думаете что тяжелее камень или вата? (камень) Давайте проверим? Что нам нужно для того, чтобы это проверить? (вата, камень, весы) Давайте проведем этот опыт с дружочком рядом. Пройдите в лабораторию, возьмите нужные предметы. Что положим на одну чашу весов? (вату) Что положим на другую чашу? (камень) Что тяжелее? А если взять очень много ваты и всего один камень? (добавить ваты) Что тяжелее?
Посмотрите, вата у нас уже закончилась. Что же у вас получилось? (камень все равно тяжелее) Как можно зарисовать это в ваших дневниках?
Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
Перед тем, как продолжить, давайте вспомним, какое правило мы сейчас должны выполнить? (убираем всё на свои места)
Ребята, а как вы думаете, есть ли в камнях воздух?
Как мы это можем проверить? Пройдите в лабораторию и возьмите то, что нужно для этого эксперимента.
Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким)
Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
Рассматривание камней через лупу.
Как называется этот предмет? (Лупа) Для чего он нужен? (для увеличения предметов) Посмотрите на свои ладошки. А теперь посмотрите на них через лупу. Чтобы лучше увидеть поверхность камней, мы проделаем с ними тоже самое. Что интересного вы увидели? Есть ли у вас абсолютно одинаковые камушки? (нет) Какой вывод можно сделать? (все камни разные)
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым и по своим записям рассказать те секреты камней, которые мы сегодня узнали.