Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД «Зимующие птицы Дагестана»»
Конспект ООД «Зимующие птицы Дагестана»
Задачи:
• Обогащать представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;
• Формировать умение планировать свою деятельность, выделять этапы действий, выбирать способ получения результата и материал из чего будет создаваться результат.
• Развивать связную речь: умение отвечать на вопросы развёрнутыми высказываниями; упражнять в образовании глаголов приставочным способом.
• Воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
• Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Ход занятия:
Воспитатель: На прогулку, в зимний лес, приглашаю вас пойти.
Интересней приключения нам, ребята, не найти.
Друг за другом становитесь
Крепко за руки беритесь.
По лесу гулять пойдем.
И веселое настроение мы с собою унесем.
Дети берутся за руки и «приходят» в лес
Воспитатель: Ребята! Как тихо в лесу зимним утром, как красиво в лесу! Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всем лесу. Но закройте глаза, прислушайтесь…
А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
Звучит запись «Голоса птиц».
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «сидят»птицы).
А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся. (Зимнее дерево с зимующими птицами: снегирь, клест, синица, дятел, ворона, воробей, сорока)
Воспитатель: Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.
1. Уличный мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет
Крошки собирает (Воробей)
2. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её. (Сорока)
3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
4. Кто черная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает?
(Ворона)
4. Спинка зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Пусть я птичка-невеличка
У меня друзья, привычка,
Как начнутся холода,
прямо с севера сюда. (Синица)
Звуковой анализ слова " синица"
Воспитатель: Что общего можно сказать об этих птицах? (Они зимующие.)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о зимующих птицах.
Детям предлагают присесть на «пенёчки»
- А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы, у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой).
Игра «Четвертый лишний».
Синица, клест, ласточка, воробей.
Дятел, кукушка, ворона, голубь.
Жаворонок, ласточка, кукушка, снегирь.
Курица, дятел, синица, сова.
- Давайте вспомним, где они отыскивают корм?
Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов. Съедают плоды и семена лиственных растений, шелушат шишки и семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
Воспитатель: А кого называют лесным доктором? Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, будут уничтожены насекомые - вредители и лес будет жить.
- А знаете ли вы птицу, которую называют северным попугаем? Это клёст. А почему его так называют северным? Зачем ему такой клюв?
(Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень много знаете о птицах.
А как спасаются зимующие птицы в холода?
(прилетают поближе к жилью человека)
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
А теперь я вам предлагаю рассмотреть схему пути птиц к жилищу людей. Дети обсуждают предстоящий путь (одна схема на всех детей) Дети выполняют действия по схеме самостоятельно: сначала «перелетает» один ребёнок, затем остальные. Дети «облетают» змейкой вокруг деревьев, «залетают» в беседку, «вылетают» из беседки.
Фонограмма вьюги и метели.
Птицы летели, через сугробы перелетели, деревья облетели, в беседку влетели, из беседки вылетели, к домам подлетели.
Воспитатель: Ребята, вы правильно добрались по птичьим следам, не сбились с пути. Вот мы опять с вами в садике. И все-таки очень тяжело птицам зимой, особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холодов и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Как мы можем им помочь? (мастерить кормушки, подкармливать птиц, устраивать птичьи столовые.)
Но где же им взять корм и какой корм им нельзя давать?
Игра «Что можно? Что нельзя?»
Дети предлагают варианты решения проблемы (покормить, сделать кормушки и т. д.)
Воспитатель: Но кормушек – то нет? Как же быть? Что же нам делать? (Дети предлагают изготовить кормушки и развесить их на деревьях).
Воспитатель: Я вижу, что вы очень хотите помочь птицам в трудное для них время.
- Давайте заглянем в нашу мастерскую, здесь есть всё необходимое для работы. Скажите, какую кормушку вы бы хотели сделать? Что для этого нужно?
(Дети рассказывают о том, какие можно сделать кормушки).
Воспитатель: Хорошо, можете приступать к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: А для чего мы делали кормушки?
(Для того, чтобы накормить зимующих птиц, чтобы они не погибли, чтобы смогли выжить в морозы, чтобы радовали нас своими голосами и т. д.)
Посмотрите, какие разные они у вас получились.
Воспитатель: Заботьтесь о птахах, не забывайте подкармливать и тогда вы услышите, как они на своём птичьем языке скажут: