Конспект ООД с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе по теме: «ЗНАКОМСТВО с ЛЕКАРСТВЕННЫМИ РАСТЕНИЯМИ»
Конспект ООД с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе по теме: «ЗНАКОМСТВО с ЛЕКАРСТВЕННЫМИ РАСТЕНИЯМИ»
Цель: ознакомление с лекарственными растениями нашего края.
Программное содержание:
Образовательные:
- расширять представление детей о многообразии и значении растений лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях;
- обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них;
- формировать у детей представления о лекарственных растениях;
- выяснить, какие растения являются лекарственными.
Цель: ознакомление с лекарственными растениями нашего края.
Программное содержание:
Образовательные:
- расширять представление детей о многообразии и значении растений лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях;
- обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них;
- формировать у детей представления о лекарственных растениях;
- выяснить, какие растения являются лекарственными.
Цель: ознакомление с лекарственными растениями нашего края.
Программное содержание:
Образовательные:
- расширять представление детей о многообразии и значении растений лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях;
- обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них;
- формировать у детей представления о лекарственных растениях;
- выяснить, какие растения являются лекарственными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе по теме: «ЗНАКОМСТВО с ЛЕКАРСТВЕННЫМИ РАСТЕНИЯМИ»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка -детский сад №22»
«Утверждаю»
Зав. МБДОУ «ЦРР-д/с №22»
Нажмутдинова У. Г.
Конспект ООД с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе по теме: «ЗНАКОМСТВО с ЛЕКАРСТВЕННЫМИ РАСТЕНИЯМИ»
Подготовила и провела
воспитатель Сафибекова А. Б.
Махачкала 2021
Цель: ознакомление с лекарственными растениями нашего края.
Программное содержание:
Образовательные:
- расширять представление детей о многообразии и значении растений лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях;
- обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них;
- формировать у детей представления о лекарственных растениях;
- выяснить, какие растения являются лекарственными.
- развивать познавательный интерес: речь, расширять словарь за счет новой информации.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к природе родного края;
- формировать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок с лекарственными растениями, дидактические игры по ознакомлению с лекарственными растениями, их виду, части растений. Рассказ воспитателя о лекарственных растениях, полезных свойствах, технологии их сбора.
Целевые прогулки, экскурсии, походы.
Чтение художественной литературы о лекарственных растениях (рассказы, стихи, загадки)
В. Бианки «О травах». Экологическая сказка «Шиповник»
А. Пришвин «Иван-Чай»
Т. Белозеров «Одуванчик».
Г. Н. Кадаева «Лекарственные растения».
Рассматривание альбомов, атласов, энциклопедий с фотографиями лекарственных растений.
Дидактические игры «Цветочный магазин», «Узнай растение по
Метод проектов (например, «В царстве лекарственных растений», «Живая аптека», «Чудо - растение». «Наш друг — подорожник» и др.)
Продуктивная деятельность (рисование, аппликация).
Оборудование и материалы:
Слайды на осеннюю тематику слайды с изображением трав, сбора трав, стаканчики с вареньем из лекарственных ягод, стеклянный чайник для заварки трав, кипяток, чайные чашки для чаепития детей, лукошко с лекарственными растениями.
Воспитатель: «Ребята, сейчас на дворе зима. Не забывайте одеваться потеплее. Зимой нужно следить за своим здоровьем, укреплять его. заботиться, не простужаться, а если заболел, надо обязательно лечиться.
СЛАЙД
Входит девочка Хадижат в дагестанском наряде.
Она приехала из далекого горного аула Хосрек.
Девочка: «Здравствуйте, ребята. Я приехала из очень далекого аула Хосрек. Я очень спешила. Заболела моя бабушка. Нам сказали, что моей бабушке Муслимат помогут только лекарственные травы. А я совсем не знаю, какие и где их взять. Мне сказали, что в вашем детском саду ребята знают об этих травах. Помогите, пожалуйста, вылечить мою бабушку Муслимат.
Воспитатель: «Не волнуйся. Хадижат. Мы поможем тебе. Мы с ребятами постараемся помочь бабушке Муслимат преодолеть болезнь. Дадим твоей бабушке Муслимат.
Лекарственные травы и покажем, как заваривать чай. Твоя бабушка обязательно выздоровеет. Ну что. ребята, поможем бабушке Муслимат.»
Воспитатель: «Мы сейчас отправимся с вами в интересное путешествие в царство растений. Хадижат, присоединяйся к нам.
Воспитатель: «Вы уже много знаете о растениях. Как вы думаете, зачем нам нужны растения?»
Шамиль:
«Если вдруг ты заболел.
Не спеши с таблетками.
Пригласи своих друзей С зелеными ветками.
Они. может, красивей, но все-таки лечебные.
Бывают они горькими, но очень и полезными.»
Воспитатель: «Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Ребята, вы уже много знаете о растениях, а для чего нам нужны растения на нашей планете?
Дети: «Растения помогают дышать, лечиться от болезней. Без растений жизнь на земле не существовала бы.»
Воспитатель: «Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. В аптеках можно увидеть разнообразные травы. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать, как правильно это делать. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?
Наш Дагестан также богат лекарственными травами, которые растут в Самурском лесу, в горах Дагестана. Многие лекарственные растения занесены в красную книгу.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Есть растения такие. Они вовсе не простые.
Если что-то заболит - Эта травка исцелит! (дети: лекарственные растения)
Догадались, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать? (дети: о лекарственных растениях)
Воспитатель: Правильно. Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники». Как вы думаете, что это такое? (Дети: туда складывали травы.) Нет, дети. «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. У нас тоже есть такие книги, теперь их называют справочник, а раньше называли «Травник» (воспитатель показывает современные книги - справочники. Повтор слова «Травник» индивидуально 2-Здетьми.) Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Мяч лови- бросай, на вопросы отвечай!» (Дети стоят по кругу, в центре - воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям). Вопросы:
Воспитатель: «Мы прежде давайте вспомним, как называются растениями, которыми лечат?»
Дети: «Лекарственными». Закрепление слова с детьми (2-3)
Воспитатель: «Правильно, лечиться можно не только таблетками, но и растениями. Мы с вами уже знакомы с некоторыми лекарственными растениями. Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадаете, о каком растении идет речь.
Стоит в поле сестричка,
жёлтый глазок белые реснички (ромашка) СЛАЙД
Воспитатель: «Правильно, это ромашка. Вспомните, что можно лечить с помощью ромашки? (полоскать горлышко, когда болит живот)
Его называют в народе сестрой милосердия. Есть такая примета. Если встретить в дороге ромашку, поклонись ей и скажи: "Здравствуй, доктор!”
Воспитатель: «Хадижат, ты запоминай, что говорят наши дети. Ромашка поможет больному животику, больному горлышку, зубной боли, для промывания глаз.»
Воспитатель: «Ребята. Хадижат, взгляните на это растение (душица) и понюхайте его. (Дает понюхать цветок. СЛАЙД.)
Что вы можете сказать о его запахе? Вспоминайте.
Дети: «Вкусно пахнет, ароматный запах»
Воспитатель: «Да. запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение свое название за душистый запах, чаем из душицы можно лечить простуду. Запоминайте, ребята и ты Хадижат. Этот цветок называется ДУШИЦА.» (закрепляет с 2-3 детьми)
Воспитатель: «А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - сережки,
На земле лежат листки - Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг. Лечит раны ног и рук (Подорожник)
Как вы думаете, а что лечит подорожник?
Дети: «Подорожник растет вдоль дорог. Листик прикладывают к ранкам, им полощут горлышко, когда оно болит»
Воспитатель: «Молодцы! Правильно. Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил свое название. Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.»
Воспитатель: «Хадижат. послушай, что наши дети расскажут вот об этом лекарственном растении. Показ СЛАЙДА с изображением крапивы.
Расту' в оврагах, на лугу,
Если тронешь - обожгу Горда, неприхотлива Зеленая .... (крапива)
Почему крапиву назвали крапивой?
Дети: «Она обжигает, оставляя на коже красные крапины. Ее называют еще жгучка.
Воспитатель: «Чем же полезна крапива?»
Дети:
«В ее листьях содержится много витаминов.
Крапивой лечат простуду, боли в суставах.
Ее используют в уходе за волосами. Волосы блестят, лучше растут.
Из крапивы делают лекарства, останавливающие кровь, заживляющие раны, лечат язвы».
Воспитатель: «Да. людям есть за что благодарить крапиву.
Из нее можно приготовить щи и салат.
В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов.
Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.»
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте встанем и поиграем в игру «Мяч лови- бросай, на вопросы отвечай!» (Дети стоят по кругу, в центре - воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям).
Вопросы:
Что такое лекарственное растение? (Растения, которые лечат разные болезни)
Растение, которое жжет? (крапива)
В какую погоду собирают лекарственные растения? (В сухую, солнечную погоду)
Где растет подорожник? (у дорог)
Он заметный, золотой Постарел и стал седой.
И как только поседел.
Вместе с ветром улетел (одуванчик)
Что делают из лекарственных трав? - (Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло)
ПСИХОГИМНАСТИКА.
Воспитатель: «Ребята, давайте представим, что мы семена, они раасыпались по лугу, (дети садятся на корточки)
Выглянуло солнышко- потянулись росточки вверх, закачал их ветерок, распустили они свои листочки и закружились от радости, что они выросли».
Воспитатель: «А сейчас, ребята, я хочу познакомить вас и нашу гостью Хадижат с уникальными свойствами растения. Я пи луг с утри пошёл,
Травку нужную нашёл:
Мелкий, жёлтенький цветок Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же это? - (зверобой). Это называется – зверобой. А почему его так назвали? Да потому, ребята, что это растение убивает зверей. Оно для них опасно. Если звери съедят это растение- они погибнут». Хадижат об этом растении обязательно расскажи бабушке,
СЛАЙД Обратите' внимание на эту картинку.
Отвар зверобоя используют при заболеваниях кожи, в нем купают малышей. Настойкой удаляют бородавки на коже, пьют для очистки организма.
Используют для приготовления шампуней, мыла.
Запоминайте, ребята, Хадижат, это растение называется «зверобой», или «целитель ран». В медицине зверобой считается травой от многих болезней. Со зверобоем тоже заваривают чай. лечат желудок.
Еще раз посмотрите на эти цветы.
Желтый цвет, дыряв листок, он, как доктор Айболит всех излечит, исцелит.
Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя).
Айгюль Имаралиевна, заварите, пожалуйста, нам чай с травами, а мы потом попьем его с печеньем.
Хадижат: «Дженет Ильясовна, ребята, я поняла, что без растений жизнь на земле не возможна, ведь они не только помогают всем живущим на земле дышать, но и лечат людей от многих болезней и мою бабушку Муслимат вылечат».
Воспитатель: "Да. ребята не надо забывать, что травы, как и таблетки могут приносить вред, если их употреблять без надобности и в больших количествах.
Самая лучшая аптека-это Природа! Но необходимо знать, что лекарственные растения собирают только взрослые, а дети могут только помочь.
Ребята, давайте вспомним и расскажем Хадижат, как нужно собирать лекарственные травы.
Но помните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать».
Дети: СЛАЙДЫ
-Нельзя рвать много растений.
-Хорошо знать растения и отличать от ядовитых.
-Нельзя рвать растения, которые занесены в Красную книгу.
-Сушить в тени, а не на солнце.
-Нельзя собирать вблизи дорог.
-После сбора лекарственных трав, надо тщательно вымыть руки.
Воспитатель: «Ребята, давай соберем для бабушки Аминат лекарственные травы, а ее внучка Хадижат отвезет ей и будет ее поить целебным настоем.» (дети берут цветы и складывают в корзиночку»
Хадижат: «Спасибо вам ребята за целебный чай. Мне нужно спешить к бабушке. Я обязательно ее вылечу вашими травами. А. когда наступит лето, вместе с бабушкой пойдем в горы и соберем много лекарственных трав»
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Теперь вы знаете, что наша природа не только красива, но и играет огромную роль в жизни человека.
Воспитатель: «Сейчас Асиля что-то хочет нам рассказать. Послушайте.»
Асиля:
«Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты если мы сорвем цветы.
Опустеют все поляны и не будет красоты.
Природу друг мои охраняй!
Никого не обижай!
Не губи деревья ты!
Сохрани в лугу цветы!»
Воспитатель: «Молодец. Асиля! Природу надо беречь, нельзя рвать цветы»
Воспитатель: «Я рада видеть всех вас здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!
А сейчас я приглашаю вас. ребята, и наших гостей отведать ароматный чай из мяты и душицы, наслаждаться его ароматом.
Лучше доктора любого,
Лечит скуку и тоску.
Чашка вкусного, парного,
Самоварного чайку
Воспитатель Сафибекова А. Б-К
ОТЗЫВ
на организованную образовательную деятельность на тему: «Знакомим детей с лекарственными растениями»
Программное содержание, длительность ООД соответствует возрасту детей.
ООД подготовлена грамотно, материал эстетичен, подобран заранее. Дети воочию увидели растения, исследовали их. Воспитатель использовала растения наглядно и с использованием ИКТ. Занятие соответствует ФГОС, задействованы все образовательные области.
На протяжении всего занятия дети знакомились с лекарственными травами через слайды.Речь педагога грамотная, эмоциональная, учитывает особенности каждого ребёнка.Все поставленные задачи были решены.
Содержание ООД насыщено, методически правильно, все части выдержаны.
Дети познакомились с лекарственными растениями. Адылия Баба- Кызы доступно объясняла детям значение и пользу лекарственных растений. У детей пополнился словарный запас слов.Использовала разнообразные приемы.
На протяжении всего занятия присутствовала мотивация. Дети сопереживали, принимали участие в оказании помощи заболевшей бабушке Хадижат.
Дети были активны, старались отвечать полными предложениями. Справились с программным содержанием.
ООД подготовлена грамотно, материал эстетичен, подобран заранее. Дети воочию увидели растения, исследовали их. Воспитатель использовала растения наглядно и с использованием ИКТ.
Занятие интересное и насыщенное. На протяжении всего занятия дети знакомились с лекарственными травами через слайды. Слайды с изображением лекарственных растений помогают детям лучше воспринимать беседу, участвовать в обсуждении.
Речь педагога грамотная, эмоциональная, учитывает особенности каждого ребёнка.
Все поставленные задачи были решены. По длительности ООД соответствовала требованиям СанПиН.
Структура ООД построена методически правильно, все части выдержаны. Занятие проводилось фронтально, участвовали все дети. ООД проводилась соответственно интересам, темпераменту, уровню подготовки и развитию детей.
Дети познакомились с лекарственными растениями.
Адылия Баба- Кызы Зарият доступно объясняла детям значение и пользу лекарственных растений. У детей пополнился словарный запас слов.
Разнообразие приемов позволило заинтересовать детей, которые были увлечены новой темой.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 81» Батырмурзаева С.Д.