Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию "Рыбка для кота Васьки"»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по социально-коммуникативному развитию
для детей от 5 до 6 лет
«Рыбка для кота Васьки»
Программное содержание:
Создание условий для социальной ситуации развития посредством сюжетно-ролевой игры «Рыбалка»; Обогащать содержание игры детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности; активизировать речевую активность детей посредством речевого общения в процессе игры, обогащать словарный запас детей; совершенствовать умение объединяться в игре.
Развивать умение вести действие и повествование согласно выбранной роли, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
Воспитывать умение правильно вести себя в природе и бережно к ней относиться.
Активизация словаря: удочка, рыбалка, рыбачить, названия речной рыбы, частей рыб.
Индивидуальная работа: Закрепить названия рыб и частей рыб с Никитой, Анитой; закрепить правила поведения в природе с Амином, Ратмиром.
Предварительная работа: беседа о путешествиях, изготовление атрибутов к игре, дидактическая игра «Кому, что нужно для работы и отдыха», просмотр мультфильмов с элементами рыбалки, рассматривание энциклопедий и презентаций о рыбах.
• чтение художественной литературы: Н. Калинина «Как Вася рыбу ловил», Л.Берг «Рыбка»;
• рассказы воспитателя об отдыхе, о жизни животных, птиц, рыб;
• рассматривание иллюстраций (о природе, дикие и домашние животные, птицы, рыбы и т. д.);
• слушание аудиозаписи: голоса леса, на озере;
• рассматривание энциклопедий;
• наблюдения за изменениями в природе, за сезонными явлениями;
• знакомить детей с новыми атрибутами (удочка, поплавок, костер, хворост, котелок, показать действия с ними;
• обыграть разведение костра, приготовление пищи;
• беседы на темы: «Помоги другу», «Волшебные слова», «Хорошо и плохо».
Игровые атрибуты: строительные модули, аудиозаписи - голоса леса, на речке, атрибуты сюжетно-ролевых игр – имитация костра, хворост для костра, удочки, магнитные рыбки, чешуя, ведерко, тазик с водой, аптечка, покрывало, лупы.
Рюкзаки;
имитация костра;
продукты питания (игрушки заменители, макеты);
разовая посуда (игрушки заменители);
детская гитара;
фотоаппараты;
удочки (с магнитом на конце);
аптечка
Ход занятия:
«Приветствие» релаксационное упражнение.
Воспитатель предлагает детям поделиться на пары и провести приветствие:
«Здравствуй друг! (Здороваются за руку)
Как ты тут? (Хлопают по плечу друг друга)
Где ты был? (Дергают за ушко друг друга)
Я скучал! (Кладут руки себе на сердце)
Ты пришёл! (Разводят руки в стороны)
Хорошо!» (Обнимаются)
Стук в дверь, за дверями котенок с запиской.
Воспитатель: (Читает записку) «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Васька. Помогите мне, пожалуйста, Хозяйка всегда кормит меня едой из пакетиков, а я так хочу рыбку свеженькую. Из-за этого, у меня нет настроения, мне очень грустно и я не могу играть»
Воспитатель: Котенок Васька, грустит, не хочет есть еду из пакетиков. Что делать?..
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте порадуем его свежей рыбкой. Но где же нам ее взять?..
Ответы детей(совместно приходят к решению, что нужно отправиться на рыбалку)
Воспитатель: Ребята, а на чем мы отправимся на рыбалку?
Дети: На самолете, машине и т.д.
Воспитатель: Ребята, я сегодня предлагаю вам отправиться на рыбалку по реке, которая протекает по нашей Югорской земле. А как называется эта река?
Дети: Мега
Воспитатель: Кто мне подскажет, на чем же мы отправимся в наше путешествие.
Дети: на лодке.
Воспитатель: А почему не на корабле?
Дети: Потому что река уже, чем море и корабль там не поместится.
Воспитатель: Правильно, но прежде, чем отправиться на рыбалку, нам нужно построить лодку и собрать все необходимое для поездки. Кто будет строить лодку? Дети: Мальчики, потому что это тяжелая работа для мужчин.
Воспитатель: Кто будет собирать рюкзаки?
Дети: Девочки, потому что это женская работа.
Воспитатель: Хорошо, давайте с вами разделимся на группы: мальчики будут строить лодку, а девочки собирать рюкзаки в дорогу.
(Мальчики строят лодку, используя модели, девочки собирают предметы, необходимые для путешествия; аптечку, посуду, мяч, удочки и т.д.)
Воспитатель: Ну, вот мы и собрались, а какую лодку сделали наши мальчишки, просто загляденье. Кот Васька останется в группе и будет нас ждать.
Воспитатель: Ребята, прежде, чем мы с вами отправимся на рыбалку, давайте распределим между собой обязанности: кто будет собирать сухие ветки и раскладывать костер, кто – готовить, а кто со мной пойдет на рыбалку.
Распределение ролей:
ловят рыбу;
собирают хворост;
разводят костер;
накрывают стол;
фотографируют.
Воспитатель: Ну, что в путь!
(Воспитатель вместе с детьми рассаживаются в лодку)
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, как поют птицы, а какая природа вокруг. Что вы видите? (Дети в бинокли рассматривают окрестности и делятся впечатлениями)
Во время поездки:
• вспоминают правила поведения в транспорте;
• вспоминают, как вести себя на природе: не кричать, не оставлять мусор, осторожно обращаться с огнем, после себя затушить костер.
Воспитатель: Ребята что-то я замерзла и проголодалась, а вы проголодались? Что же нам делать?
Дети: Надо выйти на берег, развести костер, согреться и приготовить еду. Воспитатель: Тогда мальчики гребите к берегу и сделаем привал.
(Воспитатель с детьми сходят на берег
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: Вот мы с вами на берегу, посмотрите как здесь красиво и чисто. А как чист и свеж воздух. Давайте все вместе сделаем глубокий вдох через нос и плавный продолжительный выдох через рот, плечи стараемся не приподнимать.
Что же делать дальше?
Дети: Мы наберем сухих веточек и разведем костер, потом согреемся, покушаем и отдохнем на берегу.
Воспитатель напоминает мальчикам, чтобы они не забыли, что для костра нужно собирать сухие ветки с земли и нельзя ломать ветки на деревьях.
Воспитатель с группой детей уходят на рыбалку. (Мальчики берут с собой удочки, а воспитатель – сачок). На имитируемом берегу рассаживаются и ловят рыбу. Воспитатель беседует с детьми.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какую рыбу я поймала. (Воспитатель вылавливает рыбу сачком и выпускает ее в ведерко). Давайте покажем ребятам наш улов.
(Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, зовет детей и выпускает рыбку в тазик для наблюдения).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую рыбку я поймала. Давайте поиграем с ней:
Пальчиковая игра
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка озорница
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком вильнула,
и тихонько уплыла.
Воспитатель: Молодцы, а вы знаете, что это за рыба?
Дети: Да это карась и он живет в реке и в прудах и называется речной рыбой.
Воспитатель: А каких речных рыб поймали мальчики?
Дети: Ерш, щука, окунь, лещ, карп.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кроме речных рыб есть еще и другие рыбы?
Дети: Да, акулы, рыба-меч, которые живут в море, и называться морскими рыбами.
Воспитатель: Ребята, а чем рыбы отличаются от животных?
Дети: Рыба живет в воде. И все ее органы приспособлены к жизни и передвижению в воде. Она передвигается при помощи плавников и хвоста. У нее большие глаза, которые никогда не закрываются; жабры, с помощью которых она дышит.
Воспитатель: Есть ли у рыбы голова? А шея?
Дети: Нет, голова плавно переходит в туловище. Все в ее теле устроено так, чтобы рыба легко двигалась в воде.
Воспитатель: Ребята, а чем покрыто тело рыбы?
Дети: Тело рыбы покрыто чешуйками, которые плотно прижаты друг к другу, чтобы не тормозить во время движения.
Воспитатель: Правильно, а вы знаете, что по размеру чешуи можно определить возраст и размер рыбы? Если внимательно рассмотреть рыбью чешуйку, то на ней можно заметить колечки. По ним определяют возраст рыбы. На берегу я нашла несколько разных чешуек, наверное, здесь до нас тоже кто-то рыбачил. Давайте с вами определим, какую же рыбу здесь до нас ловили? Возьмите лупы и рассмотрите чешуйки.
Дети рассматривают чешуйки и определяют размер рыб по чешуйкам, сравнивая с чешуей и размером обследуемого карася.
Воспитатель: Что будем делать с рыбкой?
Дети: Выпустим обратно в ведерко и отвезем коту Ваське.
(Воспитатель вместе с детьми выпускают рыбку в ведерко)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть
Физминутка «Рыбка»
Рыбка рыбке говорила
Плавничками шевелила
«Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка»
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Мальчики стелите покрывало, а вы девочки приготовьте еду к обеду. А я пойду, посмотрю, не потух ли наш костер и подложу дров, если надо.
(Дети выполняют поручение воспитателя)
Воспитатель «обожгла руку».
Воспитатель: Ой-ой, я обожгла руку, что же мне делать? Помогите мне. Обыгрывается игровая ситуация «Медицинская помощь».
Воспитатель: Спасибо вам ребята. Давайте пообедаем и отдохнем.
Обыгрывается игровая ситуация «Обед на берегу».
Воспитатель: Ребята, отдохнули, пора возвращаться домой. А что мы с вами не должны забыть?
Ответы детей: Убрать за собой, чтобы не было мусора, природа оставалась такой же красивой. А еще затушить костер, чтобы не загорелся лес, и не погибли животные.
Дети убирают за собой.
Воспитатель: Ну, что в путь. Рассаживайтесь удобнее. Ребята мне так понравилось на рыбалке с вами, а вам?
Дети: и нам тоже очень понравилось.
Воспитатель: А как много рыбы поймал Савелий, а какой клев был у Артура, а какую рыбу мы поймали для кота Васьки, помните?
Дети делятся впечатлениями.
Воспитатель: Ребята, а вы фотографировали моменты нашей рыбалки?
Дети: Да, мы сделали много кадров.
Воспитатель: Вот мы и дома, в детском саду. Давайте накормим кота Ваську и отправим его домой.