Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.
Ход занятия
Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой)
Под музыку («кабы не было зимы…») выходит Зима: «Здравствуйте, ребята! Вам нравится зима? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Все это можно делать только зимой. Почему? (Потому, что зимой есть и снег, и лед). А теперь отгадайте мои загадки. О каком явлении в неживой природе говорится в этих загадках?
На дворе – горой,
А в избе – водой. (Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)
Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Беседа «Что такое снег?»
Почему идет снег? Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.
Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.
Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств.
Я приготовила для вас два стакана: в один я положила снег, а в другой – лед.
Опыт №1. «Определение цвета».
-Какого цвета снег? (белый)
-Какого цвета лед? (бесцветный)
Если дети называют: белый, голубой, серый, показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег – непрозрачный.
Опыт №3. «Определение прочности».
Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лед? Я случайно уронила лед, что с ним случилось? (Он раскололся, он хрупкий).
Физ.минутка: Дети имитируют движения катания на лыжах и игры в снежки.
С горки я
На лыжах мчусь
Сегодня
Храбрым быть учусь!
А завтра
Буду смелым!
Ну а потом –
Умелым!
Опыт №4. «Тонет, не тонет».
Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед? (Дети высказывают свои предположения) А мы сейчас проверим положив комочек снега в стаканчик с водой, кусочек льда в другой стаканчик. Вывод: лед и снег не тонут
Опыт №5. «Воздействие температуры».
Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза.
Выводы:
Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге.
Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.
Лед – это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Ребята, я очень рада, что сегодня вы узнали еще больше о свойствах снега и льда.
После занятия. На прогулках дети продолжают вести наблюдения за снегом и льдом, изучать их свойства в зависимости от погодных условий.