Цель: Учить отвечать на вопросы по теме ; развивать навыки правильного грамматического строя речи, учить рассказывать последовательно, выразительно; обогащать словарный запас детей; учить составлять устный рассказ о своей семье.
Предварительная работа:
Психологическая игра «Здравствуй», беседа на тему: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», «Шкатулка с волшебными словами», стихи о семье; дидактические игры: «Сравни - кто старше? Кто младше?», физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?».
«Четвертый лишний», Игра «Радость или огорчение?», фотогалерея составление рассказов о своей семье.
Оборудование и материалы:
Картинки «Моя семья». Шкатулка, сердечки из картона, кружочки: красный и черный, семейные фотографии детей
Практические: составление небольших рассказов о своей семье
Словесные: вопросы, художественное слово, стихи.
Наглядные: ,рисунки, рассматривание фотографий.
Ход ОС
I – Организационный момент.
Психологическая игра «приветствие»
Цель: создать доброжелательный психологический климат.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу,
Нам здороваться не лень.
Всем «Привет» и «Добрый день»!
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется
ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель вывешивает на доске картинку с ребусом «7 Я»
-Как вы думаете, какое слово здесь зашифровано?
Дети : Семья
Воспитатель: Правильно «семья». Сегодня мы поговорим о семье.
В - Скажите, что такое семья? (ответы детей) – Семья – это дом.
Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Семья-это, когда живут вместе папа, мама, дети. Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.
Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?
Дети: Имя.
Воспитатель: Правильно имя, когда человек родился, он имеет право на имя.
И нарушать это право нельзя, и подтверждается оно вот таким документом, «Свидетельство о рождении». У вас у всех есть такой документ. Здесь прописаны все данные о человеке, когда он родился и где, как его имя, кто его родители.
Ребята, а чем отличаются люди из разных семей?
Дети: Фамилией.
Игра «Назови своё имя (фамилию)»
Воспитатель: У меня есть вот такая шляпа, вы будете примерять эту шляпу и называть свою фамилию и имя.
Дети: Меня зовут, моя фамилия….
Воспитатель: - У каждого из вас тоже есть семья, но все семьи разные, непохожие друг на друга. Посмотрите на доску. Одни семьи – музыкальные, другие спортивные. Бывают дружные, трудолюбивые семьи. Большая Семья. (На доске семейные фотографии)
-А какая семья у вас?
- Ребята, посмотрите у меня волшебная шкатулка, которая поможет вам рассказать о своей семье.
Дидактическая игра «Шкатулка с волшебными словами».
В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие друг на друга. Это будут добрые слова о семье. У меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить сердечко и сказать доброе слово о своей семье ( беру сердечко и кладу со словами в шкатулку.
Воспитатель:«Моя семья трудолюбивая, потому что мы любим все вместе трудиться». Подойдите к столу и возьмите каждый по 1 сердечку ( дети встают в круг).
(Берёт сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечки, называя слова о семье: (дружная, весёлая, танцевальная, красивая, спортивная, трудолюбивая, большая, любящая, заботливая, радостная, счастливая, хозяйственная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая).
Воспитатель: - Воти вернулась шкатулка ко мне, полная добрых и хороших слов о семье. Я очень рада, что у вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы, дети, когда станете взрослыми, также любили и ценили своих близких, заботились о них.
Предлагаю поиграть в игру:
Дидактическая игра «Сравни - кто старше? Кто младше?» (картинки)
Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;
Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;
Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;
Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;
Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.
Ребята, папа, мама и дети - это ваша маленькая семья. Но у вас есть и большая семья. Как вы думаете, кто в нее входит?
Дети: бабушка, дедушка, прадедушка, прабабушка, тетя, дядя и т. д.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру « Кто живет у нас в квартире?
(Физкультминутка)»
Кто живет у нас в квартире? 1234( хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире ( шагаем на месте)
1, 2, 3, 4, 5 (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
- Папа!, Мама! Брат! Сестра (хлопки в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка (наклоны вправо и влево)
Деда, бабушка и я, вот и вся моя семья!
Молодцы, отдохнули немного. Дети стоя слушают и выполняют задание.
Слушайте внимательно такое Задание: определите, кто из этих людей не является родственником?
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
-Мама, соседка, бабушка, сестра.
-Бабушка, подруга, сестра, мама.
-Сестра, продавец, бабушка, брат.
-Дворник, брат, папа, дедушка.
-Дедушка, папа, водитель, отец.
Замечательно справились.
(Дети садятся в кружок на коврик)
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)
Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем в Игру«Радость или огорчение? »
Воспитатель: Я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с другом
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Определение звука Б, работая в паре, Дайте хар-ку каждого звука. Давайте придумаем угощение на звук [Б] - баранка, бублик, батон, банан, брусника, рыба, арбуз, яблоко, клубника. Ребята скажите а в слове клубника звук Б, стоит где (в начале, в конце или середине слова, банан, где стоит звук Б.
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая,большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
III Рефлексия.
Воспитатель: А сейчас, я вас приглашаю в фотогалерею. Многие из вас принесли фотографии своей семьи. Нашим гостям очень интересно послушать рассказы о вашей семье.
Рассказы детей о своей семье ( 2-3 рассказа).
И так, вспомним, что такое семья?
Дети говорят все вместе:
Семья – это слово родное, сколько в нём света, добра и тепла
Как мы гордимся своими родными за все их заслуги, за все их дела!
Рефлексия:
- Ребята, что сегодня было для вас самым интетересным? Понравилось больше всего?