Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД с использованием кейс технологии по ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы»»
Конспект НОД с использованием кейс технологии
по ознакомлению с окружающим миром
на тему «Зимующие птицы»
для детей старшей группы
Цель: Уточнение и расширение знаний детей о зимующих птицах.
Задачи:
Обучающие:
Закреплять знания о зимующих птицах;
Продолжать учить детей различать зимующих и перелетных птиц;
Продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду;
Вызывать желание узнавать новые факты из жизни птиц;
Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц;
Расширять и активизировать словарь по теме « Зимующие птицы»;
Формировать умение употреблять существительные единственного числа в родительном и творительном падеже.
Развивающие:
Создать условия для развития мышления, памяти, воображения;
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывающие:
воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.
Методическое обеспечение:
цветные картинки с изображением зимующих птиц ( снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел); кормушка; поднос с ягодами, семенами подсолнечника, пшено, хлебные крошки, сало; цветные картинки для дидактической игры «Покорми птиц», карандаши ; раскраски по теме; письмо с заданиями от сороки в конверте; разрезанные картинки с изображением птиц; картинки птиц на магнитах для игры « На кормушке», шапочки – маски с птицами.
Скажите, ребята, какое сейчас время года? (ЗИМА) -Молодцы, ребята правильно зима. -Ребята, а давайте вспомним, что происходит зимой…(идет снег, деревья голые, лед) -Зимой на улице холодно или тепло? (холодно) -Конечно, на улице холодно, дует сильный, холодный ветер . Давайте покажем как дует ветер.
-А что мы одеваем на прогулку? (куртку, пальто, шапки, варежки).– Правильно, молодцы.
РЕБЯТА, Утром мне Т. Т. передала вот эту коробку, хотите посмотреть что внутри? (открывают, там кормушка)
- интересно, кто прислал и зачем, как вы думаете?
(ответы детей)
- а здесь и письмо.на котором написано детский сад « Аленький цветочек» ребятам старшей группы. Пришло это письмо из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку, и может быть, тогда мы узнаем, кто же прислал это письмо:
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,
Белобока, а зовут её …(сорока).
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили! А давайте скорее откроем конверт и узнаем, что все- таки в нем.
(читает)
Здравствуйте, дети!
Я слышали, что вы заботливые и добрые ребята. Сейчас , зимой в лесу нет ни жучков, ни червячков, ни зернышек.
Без вашей помощи нам тяжело пережить суровую зиму. Помогите нам!
Я предлагаю вам сесть за наш стол обсуждений и переговоров.
(На экране появляются картинки: зима, зимующие птицы мерзнут)
- Что вы видите на экране? Как вы думаете, кому зимой нужна помощь людей?
Сейчас я предлагаю вам вспомнить, каких зимующих птиц вы знаете?
(ответы).
А сейчас разделимся на 2 группы, одна группа будет представлять журналистов, а другая птиц.
И для того, чтобы ближе познакомиться с птицами, журналисты возьмут у них интервью.
Игровая ситуация на тему «Интервью у зимующих птиц».
- мы теперь знаем, какие птицы зимуют с нами.
Ребята, а теперь мы с вами возвращаемся за наш стол переговоров, там вы найдёте картинки птиц и корма, которым можно кормить этих птиц.
игра «Покорми птиц» (к каждой птице дети подбирают картинки корма воспитатель раздает картинку, где нарисована птица и картинки корма. Надо положить к зимующей птице корм).
Кто изображен на картинке?
Какой корм ты выбрал?
Почему ты подобрал этой птице именно этот корм?
Я предлагаю вам вновь посмотреть на экран и подумать, а как можно еще помочь птицам?
(ответ)
- сделать кормушки. сейчас журналисты будут передавать микрофон, а вы скажите, какие по вашему мнению надо делать кормушки для птиц.
(ответы)
- мы сегодня с вами о многом поговорили и вспомнили, какие есть зимующие птицы, чем и где они питаются.
Сейчас мы вместе составим правила друзей природы:
1 правило: Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.
2 правило: Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не
раскрашенными.
3 правило: Следи, чтобы в кормушке не было снега.
4 правило: Следи, чтоб в кормушке корм был постоянно.
5 правило: Начинай подкармливать птиц поздней осенью и продолжай до весны.
6 правило: Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых носишь корм.
7 правило: Не клади в кормушки куски ржаного хлеба, они закисают в зобу у птиц, особенно в морозы, что может привести к гибели.
8 правило: Сало развешивай на тонких ветках, обвязывай ниткой, на толстые ветки эти лакомства класть бесполезно - утащат вороны.
Выполняйте эти привила!
- Как вы думаете, кто просит нашей помощи?
– Как же мы можем помочь птичкам ? (Покормить ).
– Правильно, ребята. А чем мы будем кормить птичек? (Зернышки, семечки, хлебные крошки )
-А куда мы насыплем корм? ( в кормушку )
– Правильно, молодцы! А сейчас вам надо будет выполнить очень сложное задание – чтобы птичек покормить надо семечки найти.
Дети подходят к столу, на котором стоят тарелочки. На тарелках семечки, засыпанные манной крупой. Дети находят семечки и складывают их в блюдечко.
– Молодцы, вы отлично справились.
Ребята подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их:
Дидактическая игра «Сложи птицу!» На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу. Дети, выполнившие задание первыми, подходят к доске и крепят на магнит такую же птицу.
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Птицы.
Воспитатель: А как одним словом можно назвать этих птиц?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему этих птиц называют зимующими? Дети: Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных краях.
-Воспитатель: Ребята как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.)
Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами.
Но иногда за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда наша с вами зимняя подкормка спасает их от гибели. Они прилетают к нашим жилищам за помощью.
Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно?
игра «Покорми птиц» (к каждой птице дети подбирают картинки корма воспитатель раздает картинку, где слева нарисована птица, а справа корм. Надо соединить зимующую птицу и корм).
Физминутка: Игра - стихотворение «на кормушке на кормушке »
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Подойдите к столу и возьмите любую понравившуюся шапочку маску - птицу. Представьте, ребята, что вы - птицы.
Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку»
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (зимующие).
Воспитатель: Сейчас я буду задавать вопросы, а вы подумайте и скажите: ( игра «Не зевай – на вопросы отвечай!»). Итак, вопросы:
Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)
Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
Кого называют «доктором лесного царства»? (Дятла.)
Почему зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.)
Про какую птицу говорят, что она воркует? (Голубь.)
У какой птицы снежное имя? ( у снегиря)
Воспитатель(читает вторую часть письма Сороки). «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».
Воспитатель раздает детям подарки от птиц – раскраски «Птицы».
Воспитатель: Ребята, вы сегодня много рассказали о зимующих птицах и как можно им помочь пережить холодную зиму, я думаю, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах. Давайте сделаем альбом «Птицы» и подарим его ребятам. В этот альбом поместим ваши рисунки, аппликации и рассказы о птицах и о том, как нужно заботиться о них.
Заключительная часть.
Воспитатель: В трудную минуты не будем забывать о зимующих птицах, будем подкармливать их зимой. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. Я предлагаю изготовить кормушки дома вместе с родителями, чтобы развесить их около своего дома и подкармливать птиц.
А летом птицы будут помогать нам, они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.