Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Путешествие в сахарную страну"»
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по технологии А. И. Савенкова
Тема: «Путешествие в сахарную страну»
Воробьева Людмила Васильевна
Программное содержание:
1) Познакомить детей с этапами организации и проведения исследовательской деятельности по технологии А. И. Савенкова.
2) Упражнять детей в использовании разнообразных методов исследования при организации исследовательской деятельности по технологии А. И. Савенкова
1)наглядные (наглядное изучение изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации; просмотр видео-фильма);
2)словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, вопросы и ответы детей, составление рассказа детьми о том, что нового они узнали; отгадывание загадки);
3)практические (проведение эксперимента, наблюдение, проведение физкультминутки, рисование).
Сегодня к вам в гости прилетела мудрая сова и что-то принесла.
- Да, мешочки.
- Предлагаю их обследовать, потрогайте, пощупайте. На что похоже на ощупь?
(если не догадываются, загадывается загадка)
Отгадайте-ка друзья
Что в мешочках у меня?
Он сыпучий, белый, сладкий,
Догадайтесь-ка ребятки!?
- Конечно же это сахар.
Но, взгляните, он тут не одинаковый, правда?
Конечно, он бывает в разном виде, в каком?
Да, сахарный песок, рафинад. Значит можно сделать вывод, что в двух мешках одно вещество, только в разном виде. Вот какой он бывает (показываю детям на подносе разновидности).
А что вы знаете о сахаре?
А откуда вы это всё узнали?
Когда вам нужно о чем-то узнать, то где вы ищите знания?
(ответы детей)
Ребята, есть разные методы изучения и исследования веществ, разнообразных явлений. Информацию можно получить из разных источников, можно посмотреть в интернете, прочитать в книге, спросить у другого человека, подумать самому, понаблюдать и провести эксперимент.
Мудрая сова предлагает вам заняться исследованием сахара и отправиться в ее лабораторию.
Тогда предлагаю отправиться в лабораторию и попробовать себя в роли ученых. Вы согласны?
-Да
Тогда проходите в лабораторию. Надевайте спец халаты, головные уборы. Ну что, готовы?
Ребята, все ученые перед тем как заняться исследованием составляют план. Как вы думаете, что значить составить план? Давайте и мы подумаем в каком порядке будем изучать сахар. Расположим наши методы исследования, что будет первым? (раскладываем)
1.Подумай сам
2.Наблюдение
3.Эксперимент
4.Интернет
5.Спроси у другого человека.
А когда ученые проводят свои исследования, то всё, что они узнали записывают в карту исследования. Как вы думаете для чего?
Конечно, чтоб ничего не забыть, чтоб в конце по своим записям сделать доклад, рассказать обо всем, что узнали. И я вам тоже предлагаю такие карты, они у вас лежат на краю столов, мы с вами тоже будем всё фиксировать, зарисовывать, чтоб это помогло вам сделать доклад (рассказ) в конце нашего исследования.
- Итак, приступим к исследованию?
- Да.
- Первый метод какой?
Правильно Подумай сам, давайте сейчас вспомним что вы уже знаете о сахаре?
Да, он сладкий, белый, сыпучий, имеет запах, как это можно обозначить?
Ребята, а вы знаете из чего состоит сахар? Давайте понаблюдаем и узнаем, возьмите лупы. Да он состоит из кристаллов. И это зарисуем в картах.
Хорошо, что у нас следующее по плану?
Правильно эксперимент, и я вам предлагаю растворить сахар в воде. Потрогайте воду, какая она в обоих стаканах? Да теплая и холодная. Давайте с вами выдвинем гипотезу (сделаем предположение) одинаково ли быстро сахар растворится в теплой и холодной воде? Сейчас проверим. У вас на столах стоят стаканы, я сейчас налью в них воды, затем берем по кусочку сахара рафинада в каждую руку, и одновременно опускаем в воду, что с ним произошло?
Он растворился в теплой воде быстрее чем в холодной.
Совершенно верно, в теплой воде сахар растворяется быстрее, нежели в холодной. (сказать о том подтвердилось ли наше предположение)
Зарисуем и этот результат.
ФИЗМИНУТКА
И ученый наш народ,
Тоже сильно устает.
Предлагаю чай попить,
Бодрости поднакопить,
Взяли чашку, взяли ложку,
И воды нальем немножко,
Чтобы сахар нам достать
Надо на носочки встать…
К полке тянемся руками
Молодцы, достали сами…
Положили, размешали.
Пьем душистый, сладкий чай.
Всё, работать продолжай!
Скажите ребята, а вы знаете откуда берется сахар?
Может растет на дереве? Может течет по трубам?
(ответы)
А я знаю, что делают его из сахарной свеклы.
А хотите узнать, как? Какой же у нас следующий метод исследования? Посмотреть в интернете, вот мы сейчас с вами и посмотрим, как делают сахар.
(видеофрагмент)
И это нам тоже нужно зафиксировать в картах исследования.
Ребята, а вот скажите к какому мы методу не обратились?
Да, это метод спроси взрослого, сегодня я буду этим взрослым и расскажу, и покажу вам, что происходит с сахаром, если его нагреть. Хотите?
(показываю и комментирую) Сахар бурлит, пузырится, меняет цвет на более темный, превращается в жидкость, итак уважаемые ученые делаем зарисовки в картах исследования.
Ребята, а вы знаете в какие продукты добавляют сахар.
Мы сегодня применили множество разных методов исследования, и пришло время убрать свои рабочие места и подготовиться к докладу, посмотрите свои карты исследования и вспомните что мы сегодня узнали нового и интересного. Картами вы можете пользоваться во время доклада. Ну что, кто из ученых готов сделать доклад. Ну хорошо, ты будешь главным докладчиком, а ты помощником. Говорите громко, чтобы всем было слышно и понятно. Доклад делают научные сотрудники Сергей и Елена, а остальные ученые слушайте внимательно и готовьте свои вопросы.
Спасибо вам за доклад, у кого-нибудь есть вопросы или дополнения?
Что было для вас интересно?
Мудрой сова очень довольна вашим исследованием и приготовила для вас награду – памятные медали.
На этом наша работа в лаборатории подошла к концу, карты исследования можете взять с собой, чтобы дополнить их новыми знаниями, а когда вы подрастете вы сможете проводить исследования и все опыты и эксперименты сами. спасибо вам за интересную работу, уважаемые ученые, новых вам открытий и знаний!