Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Национально-культурные традиции народов России»
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Национально-культурные традиции народов России»
сформировать представление детей о том, что Россия многонациональная страна; дать детям определенный уровень знаний об обычаях и традициях, жизни, деятельности и культуре русского, башкирского, татарского, марийского народов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Национально-культурные традиции народов России»»
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Национально-культурные традиции народов России»
Цель занятия: сформировать представление детей о том, что Россия многонациональная страна; дать детям определенный уровень знаний об обычаях и традициях, жизни, деятельности и культуре русского, башкирского, татарского, марийского народов.
Задачи занятия: обучающие: дать понятие: Россия – многонациональная страна; побудить интерес детей к русским, башкирским, марийским национальным костюмам; обогатить словарный запас детей;
развивающие: развить представление детей о различных национальных костюмах нашей страны; развить у детей память, сообразительность, логическое мышление, любознательность;
воспитательные: воспитать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы:
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ, карта России, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах и куклы, одетые в национальные костюмы, иллюстрации и предметы национальных промыслов народов России; аудиозапись песни о Родине
Предварительная работа: чтение сказок народов России, разучивание танца «веревочка», стихов, рассматривание иллюстраций разных народов, предварительная беседа о национальных праздниках, о национальных костюмах.
Ход занятия
Воспитатель:
Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вправо, влево повернитесь,
И друг - другу улыбнитесь
Руку к солнцу потянули,
Лучики поймали и скорей к груди прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
-Ребята, как называется город, в котором мы живем?
Дети: город Тейково
Воспитатель: В какой области мы живем?
Дети: мы живем в Ивановской области
Воспитатель: Как называется наша страна?
Дети: наша страна называется Россия. Россия наша Родина
Воспитатель: Россия является нашей Родиной. Родина – это место, где мы живём, где живут наши родители, друзья; город, в котором мы живём; страна, в которой мы живём.
Аудизапись песня о Родине
Воспитатель: какая наша страна?
Дети: большая, красивая, сильная
Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих, а народов этих очень много. Русские, мари, чуваши, мордва живут в средней полосе России (Слайд № 1, чукчи, ненцы живут на севере России (показ на карте России, осетины, ингуши – на юге страны (показ на карте России) и многие другие. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру. У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальная одежда, праздники, обычаи и традиции.
- Что такое традиции?
(Ответы детей)
Воспитатель: Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны и их культурой.
Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Воспитатель: (обращает внимание на экран) Посмотрите на национальный костюм. Как вы думаете, какого народа этот костюм? (Слайд № 2)
Дети: это одежда русского народа.
Воспитатель: это русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?
(дети перечисляют: у женщин: нарядный сарафан, рубашка, кокошник,
у мужчин: рубашка, штаны, шапка)
Воспитатель: У русского народа есть свои праздники. Какие вы можете назвать?
Дети: Масленица, Рождество, Пасха, Осенины и др.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру, которая называется «Заря»(Приложение № 1)
Воспитатель: На южном Урале (Слайд № 3) живут трудолюбивые люди – башкиры. Они занимаются земледелием, животноводством, пчеловодством. У башкирского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ, где можно услышать их любимые песни, посмотреть и поучаствовать в различных видах соревнований. Башкирский народ очень гостеприимный. Они любят собирать гостей за праздничным столом и угощать их своими национальными блюдами.
Посмотрите, особенности башкирского национального костюма (Слайд № 4)Женская одежда: платье, безрукавка. Платья вышивались бисером или стеклянными пуговицами. Мужская одежда: рубаха, поверх рубахи камзул, штаны, на голове меховая шапка - бурек, на ногах - сапоги.
. Среди дремучих лесов и красивых озер начиналась история марийского народа. (Слайд №5). Вы видите девушку в национальном костюме. Назовите элементы женского марийского костюма.
У народа мари красив старинный марийский танец «Веревочка» в переводе «Тывырдык». Воспитатель приглашает детей на танец.
Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
У каждого народа свой язык. На каком языке мы разговариваем?
Дети: на русском языке
Воспитатель: Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
Все сказки похожи одна на другую.
Воспитатель: Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
Да, в них добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
Воспитатель: Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.
Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
- Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (филимоновские, каргопольские игрушки, хохломская посуда, палехские шкатулки, жостовские подносы, матрёшки.) (Слайд №6)
Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины, ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать. (Слайд №7)
У каждого народа есть свои любимые блюда. (Слайд №8). Любимым национальным блюдом русского народа являются блины, у осетин и ингушей – пахлава, халва, татары и башкиры делают вкусные сладости, например, чак-чак, у удмуртов – перепечи, у кавказцев одним из национальных блюд являются хинкали, у армян блюда – лаваш, толма.
Итог занятия
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? (ответы детей)
Какие национальности живут в России? (ответы детей)
Какие обычаи вы запомнили? (ответы детей)
Как должны жить люди разных национальностей? (ответы детей)
Молодцы, ребята!
Воспитатель: Наша страна сильна единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.
Стихотворение И. Гусева «Берегите Россию».
(Слайд №9)
Берегите Россию,
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе!
Я хочу подарить вам на память открытки с изображением карты России.