Предварительная работа: знакомство со свойствами дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов - Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка, организация выставки «Куклы прошлого века». Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, изготовление кукол – самокруток из ткани, кукол из глины.
Оборудование и материалы: сундук, куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани и ложки для изготовления кукол, коробочки – колыбельки, модели кукол из разного материала, лист бумаги с изображением ступеней, схемы изготовления глиняных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого.
Ход занятия.
1 часть. История создания.
(Звучит магнитофонная запись).
У бабушки Насти
Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)
Там заперт на ключ…(показываю ключ)
Волшебный дворец…
Позвонили в бубенец…(звук колокольчика)
И попали во дворец…
Открывается палата (поднимаю крышку)
Смотрим, чем она богата?
Нет ли там чудовища? (Нет)
Есть ли там сокровища? (Да)
- Смотрите-ка, ребята, что это у меня в сундуке?
- Как вы думаете? (предположения детей).
- Да здесь куклы! Интересно, как они попали в сундук.
- Ребята, а вы бы хотели с ними подружиться?
- Сейчас я вам не только покажу, но и расскажу.
- Давным – давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани дети играли вот такой (показываю) куклой.
- Как вы думаете, из чего она сделана?
- Интересно с ней играть? Почему?
- Да, деревянная кукла совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная, нет выражения лица. Но ребята, раньше не было других кукол и наши прапрабабушки играли такими куклами. Они их любили, так же как и вы любите свои игрушки.
- Ребята, а давайте сейчас попробуем сами сделать кукол, вспомнить, как их делали наши далёкие предки.
- Как можно сделать такую куклу? (Варианты ответов детей).
- А ты, Ира как думаешь?
- А я вам предлагаю сделать вот такую. (Показываю, как пеленать куклу - младенца). (Делаем кукол с помощью ложек, тряпочек и ниток).
- Ребята, как вы думаете, нужно рисовать лицо таким куклам? Почему?
- Ребята, а какие вы знаете современные куклы, сделанные из дерева? (Матрёшка, Богородская игрушка).
- Чем интересны эти куклы?
- Вот человек и придумал другую куклу.
- Как вы считаете, из чего сделана эта кукла?
- Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину, и, помесив её в воде, можно что-то вылепить. Например, куклу. Любимым детям лепили такую куклу, а потом раскрашивали её угольками.
- Чем отличается глиняная кукла от деревянной?
- Интересно играть с такой куклой? (Даю детям для обследования).
- Верно, ребята, она тяжёлая, не гнётся. Если упадёт, то может разбиться, одежду на неё не наденешь.
- Ребята, а что у неё появилось? (Руки и выражение лица).
- Вскоре люди придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол. Эти куклы сохранились до наших дней.
- Что это за куклы? (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская).
- Ребята, а сейчас с помощью схем давайте вспомним, как делали Дымковскую игрушку.
Игра «Выложи и расскажи».
- А теперь расскажите.(Сначала брали кусок глины, потом делали из неё куклу, обжигали в печи, белили с помощью молока и мела, расписывали и «ставили» золото.)
- В наше время мы играем такими игрушками?
- Какую же игрушку придумали потом?
- Вот такую. (Показываю соломенную куклу). Сначала собирали солому. Варили её, чтобы она стала мягкой и эластичной, блестящей, а уж потом украшали. Вот такая она получалась. (Даю детям для обследования).
- А с соломенной куклой интересно играть? Почему?
- Действительно, её неудобно держать в руках, её нельзя одеть и раздеть.
Прошло много лет. Человек придумал другую (показываю тряпичную куклу).
- Из чего сделана эта кукла? (Из материи).
- Ребята, это тряпичная кукла.
- Как вы думаете, почему она так называется? (Её делали из тряпочек).
- Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. Вот таких. (Даю детям для обследования).
- Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь?
- Посмотрите и скажите, чем она вам нравится?
- Чем она отличается от предыдущих кукол?
- А вам интересно узнать, как её шили?
- Ткань сшивали мешком, набивали вовнутрь что-нибудь мягкое и украшали. Удобна такая кукла? Можно было её одеть, раздеть, поменять одежду?
- Ребята, а какие ещё делали куклы из ткани? Как они назывались? (Самокрутки, закрутки).
- А много лет спустя человек изобрёл пластмассу и научился делать из неё различные предметы, а для детей игрушки.
- И так появились вот такие куклы? (Даю пластмассовую куклу для обследования).
- Из какого материала сделана эта кукла? (Из пластмассы).
- Из пластмассы можно сделать и куклу – пупсика, и большую куклу с искусственными волосами.
- Чем удобны такие куклы, как вы считаете?
- А ты, Диана, как считаешь?
- А ты как думаешь, Саша?
- А как можно играть с современными куклами?
- У кого из вас есть такие куклы?
Человек придумал таких кукол, которые ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, поворачивается голова.
- Ребята, а это что за кукла?
- Как с ней можно играть?
- У современных кукол даже есть дома, мебель посуда.
- Вот мы и подружились с куклами, сами того не замечая.
2 часть. Дидактическая игра «Расставь по порядку».
– А сейчас, ребята разложите куклы по порядку, я хочу посмотреть, как вы запомнили, какие были раньше куклы и какие сейчас.
- Для этого у меня есть вот такие схемы. (Вывешиваю на доску). Давайте с вами договоримся, какая схема будет обозначать дерево, солому, глину, ткань, пластмассу.
(После того, как договариваемся, дети выкладывают модели кукол из разного материала).
- А сейчас расскажи мне, Яна, какая кукла была самой первой и из чего она была сделана?