Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Юные экологи»»
Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе
«Юные экологи»
Воспитатель: Понадцова Н.А.
МБДОУ №50 г. Шахты.
2022 г.
Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования
«Юные экологи».
Цель:развитие экологического образования (детей) через опытно - экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды; познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов.
- Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы, навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей, мышление, познавательную деятельность, вызвать интерес к экспериментальной деятельности, интерес к совместному выполнению задания.
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга,
интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе, бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Предварительная работа: беседа с использованием ИКТ «Экологи России», беседы о воде, просмотр видео материалов, рассматривание иллюстраций «Вода вокруг нас», чтение художественной литературы, игры о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки».
Материалы и оборудование:
- фартуки или халаты
- серия иллюстраций «Для чего нужна вода»
- опыт №1: кубик, шарик, узкая и широкая банки, чашка, блюдце.
- опыт № 2: стаканы с водой, соль, сахарный песок, масло растительное, ложечки
- опыт №3: стакан с простой водой, с соленой водой, со сладкой водой, с водой и песком.
- опыт №4: стакан с грязной водой, пустой стакан, воронка, марля, ткань, ватные диски
- иллюстрации «Вода в жизни человека»
- мяч
Ход НОД:
1. Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы с вами говорили о том, что такое экология. Давайте вспомним (ответы детей).
Воспитатель: Я вижу в ваших глазах интерес и огонек любопытства, что я для вас приготовила? Я предлагаю вам сегодня стать учеными-экологами.
Чем занимаются люди этой особенной профессии?
Дети: Изучают, исследуют, создают науку экологию, решают вопросы и проблемы, которые помогают сберечь, защитить и охранять природу. Пишут статьи, книги, научные труды. С их участием составляется "Красная книга".
Воспитатель: Где работают?
Дети: НИИ, лаборатория.
Воспитатель: Вы хотите стать учеными-экологами?
Дети: Да!
2. Введение в тему. Постановка вопроса для обсуждения.
Воспитатель: Чтобы быть зачисленными в группу надо пройти тест-разминку.
Тест-разминка
1. Камни, цветы, глина, песок, деревья - Что относится к живой природе?
2. Микроскоп, колба, ложка, лупа - Что лишнее и почему?
3. Какой праздник призывает беречь и охранять природу?
Воспитатель: Молодцы! Вы зачислены!
Наша группа превращается в НИИ. Мы - научные сотрудники: я - старший научный сотрудник, вы - ассистенты и лаборанты. Пройдите, наденьте халаты и фартуки.
Дети рассаживаются по своим местам.
Воспитатель: А о чем будет сегодня наше занятие, вы узнаете, если внимательно послушаете мои загадки и отгадаете их:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья с хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …. (воды)
Воспитатель: Ребята, вы совершенно верно отгадали загадки. Сегодня наше занятие посвящено Ее Величеству Воде.
Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Если верить научным данным, то человек не продержится без воды и трех дней.
А давайте вспомним, для чего человеку нужна вода?
Рассматривание и обсуждение иллюстраций.
3. Опыты.
Воспитатель: Ребята, так что же такое «вода»?
Дети: Вода-это жидкость, ее можно наливать и переливать.
Опыт №1.
Воспитатель: Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Ребята, а какой они формы? (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
Опыт №2.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему?
Дети: Сахар растворилась в воде.
Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой немного песка.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с песком в воде.
Дети: Песок не растворился в воде: он лег на дно.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, песком, с каким же новым свойством воды вы познакомились.
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Хорошо - плохо».
Для игры необходимо встать в круг. Я вам буду бросать мяч и задавать вопрос: Вода-это хорошо….почему? или Вода-это плохо….почему? ваша задача подумать и правильно ответить.
Проводится игра по технологии Триз «Хорошо-плохо»
Опыт №3.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами четыре стакана с водой. В первом стакане простая вода. Есть у нее цвет?
Дети: Нет, вода бесцветная.
Воспитатель: А теперь понюхайте воду и ответьте на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь?
Дети: Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.
Воспитатель: А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная?
Дети: Вода без вкуса, она безвкусная.
Воспитатель: Вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. А что произошло с водой после того как мы добавили в нее соль и сахар?
Дети: Вода стала сладкая и соленая.
Воспитатель: А давайте проверим ее на вкус?
Дети пробуют воду и делятся впечатлениями.
Воспитатель: Обратите внимание на наш последний стакан (с песком). Какая вода в нем?
Дети: Грязная.
Воспитатель: Хотели бы вы ее попробовать на вкус?
Дети: Нет, ее нельзя пить. Можно заболеть. Это очень опасно!
Опыт № 4 «Очистка воды»
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от песка.
Воспитатель: Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся.
1 способ:
Воспитатель: Сначала мы воду будем фильтровать через марлю. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – марлю. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.
Ребята, что у вас получилось?
Дети: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.
Воспитатель: А вода стала чистой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значить марля пропускает мелкий мусор и грязь.
2 способ:
Воспитатель: А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас плотная ткань. Вложите кусочки ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань. Все ребята профильтровали?
Посмотрите на фильтры. Они стали грязными?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно здесь и песчинки, и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная.
Воспитатель: Ребята, вы не хотели бы немного отдохнуть
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
3 способ:
Воспитатель: А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки). Посмотрите, вода стала чище?
Дети: Да. Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.
4 способ:
Воспитатель: Теперь ребята положим в нашу воронку все материалы, которыми мы пользовались по очереди слоями. И начнём фильтровать воду, что стало с ней?
Дети: Она стала ещё чище.
4.Заключительная часть. Подведение итогов НОД.
Воспитатель: А как мы это сделали? (ответы детей)
Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии?
Дети:
Вода это жидкость;
Вода не имеет собственной формы;
Вода может нагреваться, быть горячей;
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Спасибо вам большое, ребята, за интересное занятие. Мне очень приятно, что вы так много знаете о воде и об ее свойствах. Вам понравилось быть юными экологами? Тогда наша лаборатория не закрывается. А мы с вами проведем в ней еще не один интереснейший опыт!