Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по блокам Дьенеша в старшей группе «Путешествие в страну Игралочку»»
Конспект НОД по блокам Дьенеша в старшей группе
«Путешествие в страну Игралочку»
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах; совершенствовать навык счета в пределах десяти. Закрепить дни недели, времена года; формировать умение классифицировать и обобщать предметы по двум, трем признакам (с использованием блоков Дьенеша). Упражнять в определении области пересечения кругов. Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Развивать логическое мышление, внимание, воображение. Продолжать учить отгадывать математические загадки с помощью художественного слова. Развитие творчества, мышления, речи с помощью игр-небылиц.
Развивающая среда: набор плоских геометрических фигур; набор объемных цифр; 2 обруча; блоки Дьенеша; сундучок; разноцветные очки разной формы; карточки-символы; венки на голову; набор магнитных чисел; магнитная доска; с играми-небылицами; рисунок с домами; доски из теста и счетные палочки на каждого ребенка.
Ход занятия
І. 1) Ребята, посмотрите, нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебную страну Игралочку. Но как же нам туда попасть? А попадем мы туда с помощью этого волшебного сундучка.
Сундучок, сундучок, позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка!
Чудо детям сотвори- Волшебство им подари!
(Под музыку медленно открывается крышка сундучка). Что же там внутри сундучка лежит? Ой, посмотрите, какие необычные красивые очки. Вот с их помощью, мы и попадем в волшебную страну Игралочку. (Надеваем очки, звучит загадочная мелодия.)
Вот мы и попали в страну Игралочку.
Направо и налево - Везде лежит она -
Игралочка, Игралочка – Волшебная страна.
Здесь всем ребятам рады, Не бойся, заходи,
И за руку друзей своих Сюда же приводи!
2) В волшебной стране Игралочке постоянно происходят какие-то истории. Сегодня, например, все цифры перессорились. Каждая считает себя самой важной, нужной и красивой. Возьмите, пожалуйста, любую цифру. Давайте расскажем о них, где они встречаются. Например:
- Я цифра 1 – одно солнышко, одна мама, один папа;
- А я цифра 5 –я отличная оценка в школе, на одной руке пять пальцев;
- А я цифра 4 –у животных по четыре лапы, у квадрата четыре угла;
А какие четыре времени года вы знаете?
- Я цифра 2 –у человека все по паре: два глаза, два уха, две ноги, две руки;
- А я цифра 3 –я встречаюсь в сказках «Три медведя», «Три поросенка»;
- Я цифра 7-у радуги семь цветов, в сказке «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»;
А в неделе сколько дней? Перечислите их.
Молодцы, ребята, теперь цифры поняли, что они все для нас важны и нужны. Давайте мы их подружим, разложите цифры по порядку.
3) В волшебной стране Игралочке живут и геометрические фигуры. Какие геометрические фигуры вы знаете, ребята? Посмотрите, пожалуйста, дети, какие фигуры живут в стране Игралочке. Хотите с ними подружиться? А друга вы себе найдете с помощью карточек-символов, возьмите вот эти карточки-символы, посмотрите на них внимательно и найдите своего друга. (Дети кладут карточки-символы под своей геометрической фигурой, выборочно спрашиваем, почему ребенок выбрал эту фигуру) .
ІІ. 1) А теперь присядем на ковер. В волшебной стране Игралочке нам приготовили еще одно задание. Мы должны отгадать необычные загадки, слушайте внимательно:
Пять поросят в футбол играли
Одного домой позвали - Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? Две розы Маша сорвала
В подарок маме принесла. Сорви еще и подари_
Ты мамочке не две, а три.
Сколько пальцев у перчатки?
Сколько яблок на дереве?
Сколько огоньков у светофора?
Сколько ног у карася?
Молодцы, все правильно ответили, я вами довольна.
2) В волшебной стране Игралочке все необычно. Посмотрите, вот какие необычные клумбы здесь. Какой они формы (круглые, какого размера (большого, какого они цвета (красного и желтого? Ребята, какое сейчас время год? (Весна) Да, сейчас наступила весна, пора посадки разных растений и, конечно же, цветов. На клумбах в стране Игралочке растут необычные цветы – блоки Дьенеша. Нужно помочь садовнику правильно рассадить цветы. Обручи у нас клумбы. Садовник решил в красную клумбу посадить такие цветы (в обруче лежит карточка-символ – синее пятно, а в желтую клумбу вот такие (карточка-символ – треугольник). Приступаем, ребята, к посадке цветов.
Объясните, почему вы так посадили цветы по клумбам? (В красном обруче (клумбе) растут только синие цветы – любой геометрической формы, а в желтом – цветы треугольной формы, там, где пересекаются - красные и желтые обручи, растут только синие треугольники) .
Физминутка: а теперь я вам предлагаю превратиться в красивые цветы (дети надевают веночки на голову) .
Наши красные цветки Открывают лепестки.
Ветерок чуть дышит – Лепестки колышет.
Наши красные цветки Закрывают лепестки –
Головой качают, Тихо засыпают.
ІІІ. 1) Ребята, давайте сядем за столы. В волшебной стране Игралочке построены вот такие дома:
Посмотрите внимательно на них, здесь каждый дом может быть лишним, подумайте и отвечайте:
- 1-й домик с одним окошком, а остальные с двумя;
- 3-й домик выше остальных;
- 4-й домик имеет прямоугольную форму крыши, а остальные треугольную;
- у 3-го домика два этажа, а остальные одноэтажные;
- 3-й домик имеет прямоугольную форму, а остальные квадратные.
2) А сколько всего домиков? (4)
Как можно получить число 4? (Дети подходят к магнитной доске и выкладывают на ней разные комбинации – 2 и 2, 3 и 1, 1 и 3, 4 и 0, 1, 1, 1 и еще раз один.
А если мы построим еще один дом? Сколько их станет? (5)
Как можно получить число 5? (1 и 4, 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 5 и 0, 1, 1, 1, 1, 1).
Молодцы, все верно сделали.
3) А сейчас мы с вами поиграем в игры-небылицы. В стране Игралочке художник нарисовал несколько картин. Вот первая, посмотрите.
Мы вдвоем катали ком, Шляпа старая на нем.
Нос придумали и вот Получился – (бегемот) .
Поможем, ребята, раскрасить картину до конца. Смотрите внимательно на карточки-символы. (Дети по очереди подходят к картине и прикрепляют геометрические фигуры на нее, объясняют – я взял прямоугольник желтого цвета большой) .
На болоте во весь дух Громко квакает (петух) .
Мимо улья проходил Косолапый (крокодил) .
Вот мы и помогли художнику закончить его картины. Какими красивыми, яркими они стали.
Пальчиковая гимнастика.
Все что только захотим,
Из песка мы смастерим.
Ислам лепит колобок,
А Ильнур – теремок,
Аскар лепит разных рыб,
А Нален – белый гриб.
ІV. Садитесь, ребята, стульчики поверните к столу. Сейчас мы с вами порисуем на волшебных досках. Положите их на край стола, возьмите палочки, приготовились, слушайте внимательно: в правый верхний угол рисуем треугольник, в левый нижний угол – круг, в правый нижний угол – прямоугольник, в левый верхний угол – квадрат, а посередине нарисуем ромб. И с этим заданием мы с вами справились.
Но нам, ребята, пора возвращаться домой. Давайте подойдем к волшебному сундучку, наденем наши волшебные очки (звучит музыка). Давайте положит наши чудесные очки в этот сундучок (сундучок закрывается под музыку) .
Вот мы, ребята, и вернулись в наш родной садик, в нашу любимую группу. Вам понравилось наше путешествие? Вы меня очень порадовали своими знаниями. Я убедилась, что вы дружите с математикой.
Молодцы! А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями. (Дети говорят: до свидания и уходят.)