Цель: Обобщение полученных знаний по математике.
Образовательные задачи:
- упражнять детей в прямом и обратном счёте в пределах 10;
- совершенствовать умение детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10;
- закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, - закрепить знание о последовательности дней недели;
- закрепить ряд чисел в пределах 20, - закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры, - закрепить навыки составление целого из разных частей;
- закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивающие задачи:
- развивать воображение, логическое мышление, смекалку, внимание, зрительную память;
- способствовать формированию мыслительных операций.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к математическим знаниям;
- воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять её самостоятельно;
- воспитывать дружеские отношения, желание оказывать помощь другу.
Демонстрационный материал:
конверты с письмами, конверты с заданиями, дощечки для мостика с цифрами от 1; до 10; ручеёк из ткани, ель с шишками, ромашки, цифры, математические знаки, геометрические фигуры.
Раздаточный материал: листки бумаги в крупную клеточку, простые карандаши, портреты Буратино, раскраски.
Методические приёмы:
- игровой (сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика, физкультминутка;
- словесный (чтение писем, вопросы, беседа, логические задачи;
- наглядный (демонстрационный материал;
- анализ занятия, поощрение.Ход занятия
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте с ними
поздороваемся.
(Дети здороваются с гостями)
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, весёлое.
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу хорошее настроение. Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Замечательно! Посмотрите на ваши лица, они сияют от радости и теплоты, я надеюсь, что это настроение у нас будет в течение всего дня.
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе это письмо. (Письмо №1). Хотите узнать, кто его написал?
Дети: Да.
Воспитатель: Ну, тогда отгадайте загадку. У отца есть мальчик странный, Необычный, деревянный. На земле и под водой, Ищет ключик золотой, Всюду нос суёт свой длинный, Кто же это?
Дети: Буратино.
Воспитатель: Правильно. Давайте прочитаем, что нам написал Буратино. (Воспитатель читает письма)
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам Буратино. Лиса Алиса и Кот Базилио заперли меня в чулане, потому что я не хотел учиться и не слушался Мальвину. Они сказали, что не выпустят меня пока я не решу их задания и не найду Золотой Ключик. А так как я плохо учился, то сам решить задания не могу. Прошу Вас, дорогие ребята, помогите мне, пожалуйста! Ваш Буратино.
Воспитатель: Ну, что. Ребята! Поможем Буратино?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда нам надо отправляться в путь. Нас ждёт увлекательный мир математики. А пойдём мы с вами по дорожке. (Идут по дорожке).
(Звучит, веселая музыка. Дети идут по дорожке и находят 1й конверт с заданием).
Воспитатель: А вот и конверт с первым заданием. (Воспитатель читает задание в конверте)
Воспитатель: Задание называется «Переправа». Чтобы перейти речку надо собрать мост из дощечек. Но дощечки не простые, а с загадками, если вы их отгадаем, то сможете собрать мост. Справитесь с заданием.
Математические загадки.
1. С хитрым носиком сестрица
Счёт откроет.
Дети: Единица.
2. У бабушки Ани внук Сережа, кот Пушок, собака Бобик. Сколько у бабушки внуков?
Дети: Один.
3. А братишка мой, Сережа, Математик и чертежник - На столе у бабы Шуры, Чертит всякие.
Дети: Фигуры.
4. Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире,
Стал он цифрою.
Дети: Четыре.
5. Что имеет вид кольца - Без начала и конца.
Дети: Ноль.
6. Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти, Сосчитают всё на свете.
Дети: Цифры.
7. Знает каждый карапуз: Знак сложенья — это.
Дети: Плюс.
8. По-латыни это слово, «меньше» означает, А у нас-то этот знак числа вычитает.
Дети: Минус.
9. У нее нет ничего: Нет ни глаз, ни рук, ни носа, Состоит она всего. Из условия с вопросом.
Дети: Задача.
10. Я с большим старанием, Выполнил.
Дети: Задания.
Воспитатель: Ну, что собрали мост?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а на дощечках есть ещё и числа. Сосчитайте числа по порядку (считают вслух). Теперь посчитайте в обратном порядке (считают вслух). Сколько всего дощечек? (10)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы собрали хороший, крепкий мост. Первое задание выполнили. Можно переходить речку (переходят по мосту).
Воспитатель: Двигаемся дальше по тропинке, а тропинка извилистая. (Идут змейкой, между предметами). (Звучит «веселая» музыка, дети идут по дорожке, и находят 2й конверт).
Воспитатель: Ребята посмотрите конверт с заданием № 2.
Воспитатель: Упражнение «Реши задачу» На елке висело 6 шишек, 2 шишки упало. Сколько шишек осталось на елке? Ребята, из каких частей состоит задача?
Дети: Задача состоит из двух частей условие и вопрос.
Воспитатель: Что такое условие?
Дети: То, что мы знаем.
Воспитатель: Что такое вопрос?
Дети: Это то, что нужно узнать.
Воспитатель: Давайте повторим задачу и отделим то, что мы знаем, от того, что мы не знаем. Что же мы знаем?
Дети: 6 шишек висело на ёлке, 2 упало. Это условие задачи.
Воспитатель: Что мы не знаем? Сколько шишек осталось после того, как упало 2? Это вопрос задачи. (Воспитатель убирает 2 шишки).
Воспитатель: Как решить задачу?
Дети: 6-2=4 (дети составляют решение задачи на доске).
Воспитатель: Больше или меньше стало шишек после того, как упали ещё 2?
Дети: Шишек стало меньше.
Воспитатель: Насколько шишек стало меньше?
Дети: Шишек стало меньше на две.
Воспитатель: Сколько шишек осталось на елке?
Дети: 4 шишки осталось на ёлке.
Воспитатель: Молодцы. Послушайте, а можно ли решить эту задачу? На лужайке расцвело 3 ромашки, за ночь распустилось ещё 2. Стало очень красиво. (Воспитатель выкладывает ромашки на доске).
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Это не задача, а рассказ. Нет вопроса.
Воспитатель: А что можно узнать?
Дети: Сколько ромашек на лужайке?
Воспитатель: Мы составили задачу. Давайте повторим её, что мы знаем?
Дети: На лужайке расцвело 3 ромашки, за ночь распустилось ещё 2. Это условие задачи.
Воспитатель: Что мы не знаем? Сколько ромашек стало после того, как распустилось ещё 2? Это вопрос задачи.
Воспитатель: Как решить задачу?
Дети: 3+2=5 (дети составляют решение задачи на доске).
Воспитатель: Больше или меньше стало ромашек после того, как распустилось ещё 2?
Дети: Ромашек стало больше.
Воспитатель: Насколько ромашек стало больше?
Дети: Ромашек стало больше на две.
Воспитатель: Сколько ромашек на лужайке?
Дети: 5 ромашек на лужайке.
Воспитатель: Молодцы, ребята, ещё с одним заданием справились. Но прежде, чем двигаться дальше и помогать Буратино, давайте с вами немного отдохнём. Вы согласны?
Дети: Да Физкультминутка
Воспитатель: Ну, что справились? Назовите, какие фигуры у вас получились.
Дети: Квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник, ромб.
Воспитатель: А какие геометрические фигуры вы ещё знаете. (Дети перечисляют все геометрические фигуры).
Воспитатель: Назовите фигуры, у которых нет углов.
Дети: Круг, овал.
Воспитатель: Назовите фигуру, у которой все стороны равны.
Дети: Квадрат.
Воспитатель: Назовите фигуру, у которой три угла.
Дети: Треугольник.
Воспитатель: Молодцы ребята, быстро справились с заданием. Но ключик то золотой мы ещё не нашли, двигаемся дальше по дорожке. (Звучит «весёлая» музыка, дети идут по деревянной дорожке, подходят к столу и находят конверт с заданием № 5, воспитатель читает задание).
Воспитатель: Задание называется «Волшебные клеточки». Сядьте за столы. Прежде, чем мы начнём рисовать по клеточкам, давайте разомнём наши пальчики, чтобы они нас слушались.
Пальчиковая гимнастика «Школа»
Воспитатель: Ребята ну раз мы помогли Буратино выполнили все задания и нашли «Золотой ключик» его отпустили, и он теперь будет слушаться и старательно учиться, то и наш увлекательный путь в мир математики закончился.
Итог НОД: Ребята, скажите, вам понравилось помогать Буратино? Что больше всего понравилось? Какие задания были трудными для вас? Что мы с вами делали? Воспитатель. Молодцы! Мне тоже очень понравилось, как вы ловко и очень быстро выполнили все задания и помогли Буратино найти «Золотой ключик». Спасибо.