Материалы и оборудование: мягкие игрушки- корова и кошка, большой грузовик, пластмассовые разноцветные кубики, пластмассовые желтые шары (по количеству детей), две корзины (на одной приклеено изображение круга, на другой – квадрата); предметные картинки: колобок, солнце, апельсин, яблоко, арбуз, помидор, торт, пластинка, монета, кольцо, мяч, пуговица, руль, колесо, тарелка, бублик, блин, часы; памятные медали (по количеству детей), бумбокс, аудиозапись детской песни «Кто пасется на лугу?» (сл. Ю. Черных, муз. А. Пахмутовой).
Ход занятия.
Вводная часть
Дети играют. Звучит аудиозапись песни «Кто пасется на лугу?» (слова Ю. Черных, музыка А. Пахмутовой).
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. А кто они, мы сейчас узнаем, если отгадаем загадки.
На зелёном на лугу Щиплет сочную траву, А как травки пожует, Молочка нам принесёт. (Корова)
В доме с бабушкой живёт,
Тихо песенки поёт.
Любит рыбку и мышей,
Нянчит деток-малышей.
И мурлычет у окошка
Наша ласковая… (Кошка)
Ответы детей.
Воспитатель ввозит в группу грузовик, в котором лежат кубики, шары и мягкие игрушки: корова и кошка.
Воспитатель: Правильно, к нам приехали корова Милка вместе с кошкой Муркой. Они очень рады вас видеть. Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Дети здороваются и рассаживаются за столы на стульчики.
Основная часть
Воспитатель: А посмотрите внимательно, что же это они привезли с собой в машине?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, шарики и кубики. Но дело в том, что корова Милка и кошка Мурка не могут поделить их между собой. Корова хочет, чтобы у нее были только кубики, а кошка хочет, чтобы у нее были только шары. Проблема в том, что шары и кубики перемешались, а они не умеют их различать. Поможем корове Милке и кошке Мурке, ребята? (да)
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите это что? (шар).
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. А этот шар какого цвета? (желтый)
Ответы детей.
Воспитатель: А какого размера этот шар? (маленький)
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что можно делать с шаром? (катать)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. А это что? (кубик)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. А этот кубик какого цвета? (красный)
Ответы детей.
Воспитатель: Какого размера кубик? (большой)
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы думаете, можно ли кубик покатить? (нет)
Ответы детей.
Воспитатель: А почему нельзя катить кубик? (ему будут мешать уголки)
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, молодцы, ребята. Ему будут мешать уголки. А скажите, пожалуйста, сколько шаров и кубиков лежит в машине? (много).
Ответы детей.
Воспитатель: Их так много, что каждый может взять себе и шар и кубик.
Дети берут каждый по шару и кубику.
Воспитатель:Возьмите шар и покатайте его в ладошках.
Дети выполняют задание воспитателя.
Воспитатель: А теперь возьмите в руки кубик и попробуйте его покатать. Получается? (Нет, не катятся)
Ответы детей. Воспитатель опрашивает каждого.
Воспитатель: А почему кубик не катится? (Мешают углы)
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь давайте с вами вспомним, на какого сказочного героя похожи наши желтые шары? В какой сказке он укатился далеко от дома? (в сказке«Колобок»).
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте представим, что ваши желтые шары- это Колобки.
У воспитателя в руках большой желтый шар - Колобок.
Воспитатель: А давайте попробуем покатать шары по столу от одной руки к другой. Дети перекатывают шары на столах от одной руки к другой .
Воспитатель: Ребята! А теперь выходите из-за столов с шарами, и мы проведем с вами физкультминутку «Песенка Колобка».
Проводиться физкультминутка "Колобок", выполняются движения в соответствии с текстом.
Физкультминутка «Колобок»
Я колобок, колобок, катают шар в ладонях
На сметане мешен, катают шар в ладонях
На окошке стужѐн. дуют на шар
Я от дедушки ушѐл, шагают на месте с шаром
Я от бабушки ушѐл, приседания, руки с шаром вперед
Я от зайца ушѐл, прыжки на месте, руки с шаром вверх
Я от волка ушѐл, бегут на месте с шаром
От медведя ушѐл, крутятся вокруг себя с шаром
От тебя, лиса, тоже уйду! убегают на стульчики с шаром
Воспитатель: Молодцы, убежали от лисы. Понравилось играть с Колобками? (Да!)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. А давайте вспомним, зачем же к нам пришли в гости корова Милка и кошка Мурка? Они пришли к нам за помощью. Чтобы мы помогли им разложить шары и кубики раздельно, в разные корзины.
Игра-задание «Разложи фигуры».
Воспитатель предлагает положить шары для кошки Мурки в одну корзинку (там приклеено изображение круга), а кубики для коровы Милки в другую (там приклеено изображение квадрата).
Дети выполняют задание воспитателя.В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в корзину? Какого цвета? Чем еще отличаются шары и кубики? (большие и маленькие).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, теперь корова Милка и кошка Мурка не будут ссориться. А знаете, что Колобок долго путешествовал и встретил много предметов, похожих на него, которые имеют форму круга. Я каждому сейчас раздам картинки, и вы внимательно посмотрите и назовете предметы похожи на Колобка.
Воспитатель раздает предметные картинки: Колобок, солнце, апельсин, яблоко, арбуз, помидор, торт, пластинка, монета, кольцо, мяч, пуговица, руль, колесо, тарелка, бублик, блин, часы и спрашивает детей: «Что ты видишь на картинке? Похож он (она) на Колобка?»
Ответы детей. Воспитатель уточняет, что все предметы имеют форму шара.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями! Давайте вспомним, что же интересного вы сегодня делали? Чем отличается куб от шара?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы помогли корове Милке и кошке Мурке. Они очень довольны, что познакомились с вами и вручают всем памятные медали.