Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственной образовательной деятельности «Прошлое и настоящее железнодорожного транспорта» для детей подготовительной к школе группы»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Прошлое и настоящее железнодорожного транспорта»
для детей подготовительной к школе группы
Цель: Познакомить дошкольников с прошлым и настоящим железнодорожного транспорта, его роли в жизни человека.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- расширить и обогатить знания об истории железнодорожного транспорта;
- дать представление о паровозе, тепловозе, электровозе;
- расширить представление о роли железнодорожного транспорта в жизни человека;
Развивающие задачи:
- развивать мышление, слуховое и зрительное внимание;
- развивать умение выполнять четкие движения во взаимосвязи с речью;
- развивать интерес к познанию окружающего мира;
Воспитательные задачи:
-воспитывать уважение к труду людей, работающих на железнодорожном транспорте;
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением разных видов железнодорожного транспорта (паровоза, тепловоза, электровозов), карта Российских железных дорог.
Предварительная работа:
Беседы:«Что мы видели на вокзале?», «Как мы ехали на поезде», «Правилах безопасного поведения на железной дороге».
Рассматривание: демонстрационного материала «Траспорт», иллюстраций «Железнодорожный транспорт».
Разучивание песни: «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского)
Просмотр мультфильма: «Паровозик из Ромашково».
Изо деятельность: аппликация «Паровозик из Ромашково».
Ход занятия:
Вводная часть
Дети играют. Звучить песня«Голубой вагон» (муз. В. Шаинского,сл. Э. Успенского). Дети начинают подпевать.
В: Ребята, вы помните, как называется эта замечательная песня?
Ответы детей.
В: Верно, «Голубой вагон». А как передвигаются вагоны поезда?
Ответы детей.
В: Правильно, по железной дороге. Это очень удобный и современный вид транспорта, которым люди пользуются ежедневно. С одной стороны, поезд облегчил жизнь людям: мы можем быстро добраться из одного города до другого, по железной дороге можно перевезти огромное количество грузов в любую точку нашей страны. Дети, кто из вас знает, как в прошлом, в России перевозили грузы, когда поездов еще не было?
Ответы детей.
В: Ребята! Грузы перевозили по рекам на баржах или на лошадях по дорогам. Нагружали телегу мешками с зерном, и ехали лошади, сменяя друг друга по пыльным долгим дорогам в какой -нибудь город. А весной, после растаявшего снега, и осенью, после проливных дождей, образовывалась на этих дорогах непролазная грязь, а значит, долгое время никуда никто не мог ехать. На реках была летом другая проблема: от жаркого солнца они пересыхали, мелели – плыть было невозможно. Посмотрите на доску. Вот такие раньше были пути сообщения.
Дети рассматривают иллюстрацию с изображением речной переправы и гужевого транспорта.
В: Многие понимали, что в России надо как-то эти пути улучшать. А, как это можно было сделать?
Ответы детей.
Основная часть
В: Ребята, я предлагаю подойти к карте Российских железных дорог и внимательно ее рассмотреть
Дети рассматривают карту.
В: Какая у нас огромная страна. И по всей ее территории, как паутинки, нанесены красные линии железных дорог. Но 170 лет назад не было ничего. Первая большая железная дорога соединяла город Петербург и город Москву. "Стальной конь, везущий сразу много‑много карет" впервые отправится в путь в 1851 году. Предлагаю рассмотреть иллюстрацию с изображением паровоза.
Дети рассматривают паровоз.
В: Ребята, как вы думаете, почему эта машина получила название «паровоз»?
Ответы детей.
В: Паровоз двигался благодаря силе пара, который приводил в движение различные поршни, а они вращали колеса. А откуда брался пар?
Ответы детей.
В: Пар получался от кипения воды в огромном котле. Вода кипела, потому что в топке постоянно горели дрова или уголь. 105 лет паровозы выполняли свою работу. На смену им пришли более экономичные тепловозы. Предлагаю рассмотреть иллюстрацию с изображением тепловоза.
Дети рассматривают тепловоз.
В: Ребята, как вы думаете, почему эта машина получила название «тепловоз»?
Ответы детей.
В: Вместо паровых двигателей на тепловозе стали использовать «дизель» - двигатель внутреннего сгорания. Этот двигатель вырабатывает тепло, что приводит машину в движение. Такие двигатели во много раз увеличили способность поездов ехать, не останавливаясь для заправки горючим и водой. Я теперь предлагаю вам вспомнить физкультминутку «Веселый поезд».
Физкультминутка «Веселый поезд».
Дети встают в колонну друг за другом, изображая поезд. Стоящий впереди «локомотив» начинает движение семинящим шагом. Остальные движутся за ним. Руки, согнуты в локтях, имитируют движения поршней на колесах поезда.
Десять вагонов – десять ребят
Мчатся вагоны и громко гудят.
Мчатся вперед по буграм, по откосам.
Каждому хочется быть паровозом.
Движение продолжается. После слов «каждому хочется быть паровозом» дети меняют направление движения.
Вот запыхтел «чу-чу-чу» паровоз,
Десять вагонов в горку повез.
Десять вагонов отстать не хотят,
Тоже стараются, тоже пыхтят.
Дети двигаются медленнее, изображая возросшие усилия паровоза, одновременно проговаривая «чу-чу-чу»
Каждый ногами работает ловко.
Ехали, ехали – стоп! Остановка.
Движение становится более быстрым. На слове «стоп» дети останавливаются.
В: Остановка, приехали. Давайте продолжим увлекательное знакомство с историей железнодорожного транспорта. Предлагаю рассмотреть иллюстрацию с изображениемэлектровоза.
Дети рассматривают электровоз.
В: Ребята, как вы думаете, что приводит в движение, эту машину?
Ответы детей.
В: Электровозы – теперь самые главные на железнодорожных магистралях. Они движутся по рельсам благодаря электрическому току, и другого топлива им не нужно. К тому же с каждым годом они едут все быстрее и быстрее. В настоящее время у железнодорожников появилось новое «сверхскоростное» движение. Это современные электропоезда «Сапсан», «Ласточка». Предлагаю рассмотреть иллюстрацию с изображением «Сапсана», «Ласточки».
Дети рассматривают иллюстрации.
Заключительная часть
В: Ребята, вы сегодня познакомились с историей железнодорожного транспорта.
Предлагаю воспользоваться нашими любимыми смайликами. Прикрепите свой смайлик на ту картинку – рассказ, о каком виде железнодорожного транспорта вам больше всего понравился и запомнился.