Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Как дикие звери готовятся к зиме»»
ГБДОУ №45 Невского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе логопедического детского сада
«Как дикие звери готовятся к зиме»
выполнила воспитатель
Безухова Ольга Владиславовна
2020 г. Санкт - Петербург
Цель:развитие речи детей через уточнение и расширение знаний по лексической теме: «Дикие животные»
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни;
-активизация номинативного, атрибутивного и предикативного словаря по теме «Дикие животные осенью»; закрепление названий творческих профессий «композитор», «художник»;
- совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже);
- совершенствование синтаксического строя речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие связной речи (составление мини – рассказов о животных);
- развитие зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением, ловкости.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитание любви и бережного отношения к природе;
- формирование интереса к изучению живой природы.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.
Составление рассказов о диких животных по мнемо - таблице.
Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина о диких животных.
Разгадывание и толкование загадок по теме.
Материалы и оборудование к занятию:
Панно осеннего леса, пейзажи художников с 4 разными временами года, карточки – схемы для классификации животных по способу их зимовки, мнемо–таблица для составления рассказа о животных, аудиозаписи: из цикла «Времена года» «Осень» П.И.Чайковский; звуки леса; голоса животных.
Ход занятия.
Организационная часть.
Дети слушают отрывок из произведения П.И.Чайковского «Осень» из цикла «Времена года».
Воспитатель – Ребята, мы с вами прослушали отрывок из произведения П.И.Чайковского. Давайте подберём слова, которые бы передали настроение этой музыки!
Дети – Грустная, печальная, протяжная, нежная, ласковая, спокойная, медленная.
Воспитатель – Все эти слова очень точно подходят для этого музыкального отрывка. А как называют человека, который пишет музыку?
Дети – Композитор.
Воспитатель– Совершенно верно. Композитор П.И.Чайковский музыкой описал время года, а что это за время года теперь догадайтесь сами. Выберите среди картин на мольберте ту, которая подходила бы к музыке.
Дети– Выбирают картину с осенним пейзажем.
Воспитатель – Конечно же, это осень! Картину написал Иван Шишкин. Как называют человека, который пишет картины?
Дети– Художник.
Воспитатель – А как называется картина, на которой изображена природа?
Дети– Пейзаж.
Основная часть «Путешествие в осенний лес»
Воспитатель - Посмотрите, в какой красивый лес мы попали!
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца... Сегодня так светло кругом, Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье.
Воспитатель – Как же можно назвать их одним словом?
Дети– Животные.
Воспитатель – Какие животные, если они лесные жители?
Дети– Дикие.
Воспитатель – Рассмотрим панно: «Кого можно увидеть в осеннем лесу». Ребята, звери решили поиграть с вами в прятки! Сейчас вы повернётесь к ним спинками, а когда развернётесь обратно, кто – то из них спрячется. Ваша задача определить, кого нет.
Проводится игра: «Кого нет?»
Воспитатель– Пока мы играли, нам пришло письмо от Лесовичка. А в письме…зашифрованные схемы и задания: «Подготовь животных к зиме».Как вы думаете, что означает карточка с подушкой? К каким животным она подходит?
Дети– Надо найти животных, которые готовятся к зимней спячке. Медведь, барсук, ежик, змея.
Воспитатель – А что означает карточка с корзиночкой? Есть такие животные, которые что-то собирают?
Дети – Да. Есть звери, которые осенью готовят на зиму запасы. Это белочка, мышка.
Воспитатель– А на этой карточке показана шёрстка разного цвета. Что это значит?
Дети – Эта карточка для животных, которые меняют к зиме шубку и становятся другого цвета. Заяц: был серый, становится белым, белка: была рыжая, становится сероватая.
Воспитатель – Молодцы! Справились с заданием, всех животных распределили, к зиме подготовили. А теперь внимательно послушаем и постараемся узнать голоса животных! Кого вы услышали?
Дети– Медведя, волка, лисицу и корову.
Воспитатель– Кто же из них лишний?
Дети– Корова, т.к. она домашнее животное, а не дикое.
Воспитатель– Правильно. Все дикие животные обитают в лесу, но у каждого из них есть свой дом. Давайте вспомним, как называются их жилища?
Проводится игра с мячом: «Кто где живёт?». Отвечает только тот ребёнок, который поймал мяч. Остальные дети если согласны с его ответом – хлопают в ладоши 1 раз, если не согласны – топают ногой 1 раз.
–За стеклянными дверями Стоит Мишка с пирогами. Здравствуй, Мишенька-дружок, Сколько стоит пирожок? - Пирожок-то стоит три, А водить-то будешь ты!
Проводится Физминутка "Медведь и дети"
Мишка по лесу гулял,
И детишек он искал.
Долго-долго он искал,
Сел на травку, задремал.
Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать:
-Миша, Мишенька, вставай,
И ребяток догоняй!
(Дети убегают от медведя, он их догоняет)
Воспитатель– Вот ещё одно задание от Лесовичка для каждого из вас. На этих рисунках перепутались силуэты домашних и диких животных. Ваша задача обвести только диких.
Дети выполняют задание, после чего объясняют свой выбор и называют животных.
Воспитатель – Ребята, вы справились со всеми заданиями Лесовичка. Нужно написать ему ответ. Давайте пришлём ему загадки о животных из его леса? Интересно, догадается ли он? А придумать загадки нам поможет схема (хищник или травоядный; повадки; размер; цвет; жилище; как готовится к зиме)
Дети составляют рассказы – описания, не называя животное.
Воспитатель – Молодцы! Сегодня мы многое вспомнили о жизни лесных животных: об их повадках, внешних особенностях, жилищах, о том, как звери готовятся к зиме. Вы научились придумывать загадки о диких животных. Мы обязательно пошлём письмо Лесовичку со всеми вашими загадками и попросим его прислать нам ответ с отгадками.
Используемая литература:
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР ;