Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема недели: «Хорошо быть грамотным»
Тема занятия:«Письмо от Петрушки»
Цель: освоение звукового анализа слова.
Задачи:
Обучающая: закрепить понятие: алфавит, звук, буква, слово, предложение; продолжить учить придумывать слова, с заданным звуком и с заданным количеством звуков.
Развивающая: упражнять в умении делить слова на слоги; работать над дикцией.
-характер общения: совместно-индивидуальная форма работы
Ход занятия:
Вводно – мотивационная часть:
- Ребята, у меня сегодня есть сюрприз для вас, но сначала мы с вами немного поговорим.
- Скажите, пожалуйста, какого человека называют грамотным?
(Ответы детей)
- Правильно, грамотным называют человека, который умеет читать, писать и красиво говорить.
- Мы с вами тоже учимся быть, грамотными людьми. И сейчас давайте вспомним нашу чистоговорку.
Мы спокойны всегда
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
Основная часть:
Выставляется плакат с алфавитом.
- Ребята, скажите, как это называется одним словом?
(ответы детей)
- Правильно, это азбука или алфавит?
- Из чего состоит алфавит?
(ответы детей)
- Из букв.
- Что обозначают буквы?
(ответы детей)
- Буквы обозначают звуки
- Правильно, молодцы!
- Скажите, пожалуйста, а чем звук отличается от буквы?
(ответы детей)
Совершенно верно, звуки мы произносим, говорим, а буквы мы видим, можем написать!
- Из звуков, что можно составить?
(ответы детей)
Из звуков можно составить слова!
- Слова, бывают, какие?
(ответы детей)
- Совершенно верно, слова бывают длинные и короткие.
- Придумайте, пожалуйста, короткие слова, а теперь длинные.
(дети придумывают короткие и длинные слова).
- Молодцы, ребята, а вот что можно придумать из слов?
(ответы детей)
- Верно, предложение.
- Ну, а теперь сюрприз для вас. Сегодня утром, почтальон принес нам в группу вот этот конверт. (достаю и показываю конверт).
- Вы, хотите узнать, от кого это письмо и что в нем написано? Я тоже очень хочу прочитать. (вызываю ребенка, умеющего читать и прошу его прочитать надпись на конверте).
- Сколько всего много написано, но давайте будем читать по порядку. (зачитываю письмо).
- Дорогие, ребята, я сейчас живу в лесу, на даче у бабушки, жду лето, чтобы побыстрей пойти за грибами. Отгадайте, какие грибы я буду собирать, если в их названии есть звук «р»?
(ответы детей)
- Правильно, это боровики, сыроежки, подберезовики, рыжики, грузди.
А теперь отгадайте, какие грибы я буду собирать, если в их названии есть звук «т»?
(ответы детей)
- Тоже угадали, это маслята, опята. А теперь скажите, какие грибы я буду собирать, если в их названии есть звук «с»?
(ответы детей)
- А какой последний звук в слове «маслята»
(ответы детей)
- Звук «А».
Зачитываю письмо дальше.
- Ребята, пишет дальше Петрушка, в моем лесу живет много птиц. Помогите мне их правильно расселить.
На березе живут птицы, в названии которых, три слога.
(ответы детей)
- На березе живут птицы, сорока, синица, воробей.
- На сосне живут птицы, в названии которых, два слога.
(ответ детей)
- А на сосне живут дятел сова, сойка.
- Молодцы, ребята, ну что, поможем, Петрушке, расселим птиц по своим домикам деревьям.
На двух мольбертах изображены береза и сосна, дети расселяют птиц по своим местам.
- Молодцы, мы хорошо потрудились и сейчас мы отдохнем и вспомним веселого Старичка
Физкультминутка «Веселый Старичок» (работа над дикцией.)
- Жил на свете Старичок.
Маленького роста.
И смеялся Старичок чрезвычайно просто!
Ха-ха-ха, да Хе-хе-хе.
Хи-хи-хи, да бух-бух!
Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь, да трюх-трюх!
Дети проговаривают слова, согласно тексту.
- Петрушка, пишет нам дальше.
У моей бабушки на даче живут домашние животные и птицы. Отгадайте, какие названия спрятались за цифрами?
Дидактическая игра «Угадай слово»
Сначала дети отгадывают все вместе, а затем даю задание каждому ребенку, отдельно. Каждый придумывает предложение со своим слово).
Заключительная часть:
-Что мы сегодня с вами делали, что вам больше всего понравилось!
(ответы детей)
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и помогли Петрушке. - Ребята, а вот Петрушка еще нам что- то написал (зачитываю письмо)
- Дорогие ребята, я не сомневаюсь и знаю, что со всеми моими заданиями вы, конечно, справились и поэтому в подарок вам посылаю звездочки, как самым грамотным детям.