Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в страну сказок»»
Конспект непосредственно-образовательная деятельность с детьми 5-6 лет по формированию элементарных математических представлений
на тему: «Путешествие в страну сказок»
Образовательная область: познание
Форма непосредственной образовательной деятельности: путешествие
Цель: развитие интереса к математике, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:
Образовательные задачи: закрепить порядковый и количественный счет в пределах 10,о геометрических фигурах, знания цвета, знания дней недели, знаний о линиях.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, воспитывать эмоциональную отзывчивость детей к персонажам, воспитывать навык самоконтроля и самооценки.
Здоровьесберегающие технологии:создавать благоприятные условия для эмоционально-положительного восприятия материала;избегать переутомления детей и мышечного напряжения; укреплять психическое и физическое здоровье детей.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры.
Методы и приемы, используемые на занятии:
Наглядные (демонстрация героев сказок, презентации);
Игровые(создание сюжетной игровой ситуации, появление героев);
Словесные (загадки для определения сказак, вопросы);
Оборудование и материал:
Ноутбук, интерактивная доска, 3 воздушных шара, 5 конвертов с загадками о сказочных героях, 10 объёмных конфет, корзина, блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, раздаточный материал для детей.
Ход НОД:
Организационный момент.
Ребята, вы сегодня все такие красивые, славные и веселые. Давайте покажем всем, какие мы веселые:
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось,
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, я надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас в течение всего дня.
Ребята, вы любите сказки? А сами хотели бы попасть в Страну сказок и помочь сказочным героям?
Отгадайте загадку:
Это, что ещё за диво,
В воздухе парит корзина,
А над ней цветастый шарик,
В небо он несёт стараясь!
-Вы догадались что это? (воздушный шар)
- Правильно.
Ребята, посмотрите, как много у нас разноцветных воздушных шаров!
Мы полетим в сказочное путешествие на воздушном шаре.
Скорее в путь мои друзья!
А что бы попасть в Сказочную страну нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова
“ 1, 2, 3 обернись, в Сказочной стране окажись”.
Вот мы с вами и оказались в Стране сказок и нас повсюду ожидает волшебство.
2.Сюрпризный момент.
- Ребята, посмотрите, как много у нас разноцветных конвертов!
- Как узнать сколько их? (Нужно посчитать)
- Давайте их сосчитаем. Сколько их? (5)
Они необычные, они с загадками. Если мы правильно отгадаем их, то к нам выйдут сказочные герои.
3. Основная часть.
1). Воспитатель берет красный конверт, открывает его и загадывает загадку:
Загадка:
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику
Что в лесу стоит.
За кустами прячется пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней (Красная Шапочка)
Звучит песня красной шапочки
Появляется Красная Шапочка. (С корзиной, в ней 10 конфет)
Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что вы меня узнали. Я иду в гости к бабушке с гостинцами. Я несу ей конфеты. Помогите мне их сосчитать.
(1 ребенок у доски выкладывает конфеты от 1-10 , а остальные за столами)
- Давайте все дружно посчитаем конфеты.
Красная
1
Оранжевая
2
Желтая
3
Зеленая
4
Голубая
5
Синяя
6
Фиолетовая
7
Белая
8
Розовая
9
Черная
10
- Сколько всего конфет? (10 конфет)
- Какая по счету желтая конфета? (Желтая конфета по счету 3)
- Какая по счету голубая конфета? (Голубая конфета пятая)
- Какого цвета десятая конфета? (Десятая конфета черная)
- Какая конфета находится перед розовой? (Перед розой конфетой находится белая)
Какая она по счету? (Она по счету первая)
- Какая конфета после зелёной? (После зеленой голубая конфета)
Какая она по счету? (Она по счету 8)
- Какая конфета между желтой и голубой? (Между желтой и голубой зеленая конфета)
Какая она по счету? По счету она 4)
- Хорошо! Вы правильно выполнили задания.
2).Нам пора отправляться в следующую сказку.
Воспитатель берет синий конверт и загадывает загадку
Загадка:
Он не знает ничего.
Вы же знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?.. (Незнайка)
Звучит песенка Незнайка
Появляется Незнайка
- Привет, друзья! Я рад. Что узнали вы меня!
Мне нужна ваша помощь! Мальвина задала мне задание, а я весь запутался?
Поможете мне? (Работа на интерактивной доске)
(Дети стоят полукругом и по очереди работают на доске)
Какая линия называется прямой? (Прямая линия- это линия, которая не искривляется и не имеет ни начала ни конца)
По прямой линии надо провести красным карандашом.
Какая линия называется кривой? (Кривая линия- это линия, которая искривляется и не имеет ни начала ни конца)
По кривой линии надо провести зеленым карандашом.
Какая линия называется ломанной? (Ломанная линия- это линия, которая состоит из нескольких отрезков, которые соединяются между собой)
По ломаной линии надо провести синим карандашом.
Что такое луч? (Луч — это прямая линия, которая имеет начало, но не имеет конца).
По лучу надо провести коричневым карандашом.
Что такое отрезок? (Отрезок – имеет начало и конец)
По отрезку надо провести оранжевым карандашом.
Какая линия называется замкнутой? (Замкнутая линия- это линия у которой начало совпадает с концом. Они бывают ломанные замкнутые и кривые замкнутые.)
По замкнутой линии надо провести фиолетовым карандашом.
Какая линия называется не замкнутой? (Не замкнутая линия- это линия у которой начало не совпадает с концом. Они бывают ломанные не замкнутые и кривые не замкнутые.)
По не замкнутой линии надо провести желтым карандашом..
- Молодцы!
Я очень благодарен и предлагаю вам физкультминутку для глаз.
4. Физкультминутка для глаз «Незнайка и его друзья»
3). А мы продолжаем путешествие по Стране Сказок.
Воспитатель берет желтый конверт, открывает его и загадывает загадку:
Загадка:
Толстяк живет на крыше.
Летает всех он выше,
Если ляжет рано спать
Ты с ним сможешь поиграть
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый …. (Карлсон)
Звучит песенка Карлсона
Появляется Карлсон с блоками Дьенеша
- Привет, друзья! Я живу в доме на крыше. Я прошу помочь мне расселить фигуры по своим домикам, а помогут вам знаки – подсказки. Знаки подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.
(Работа с раздаточным материалом за столами. И Карлсон у доски)
- Какая фигура живет на 1 этаже в 1 подъезде? (На 1 этаже в 1 подъезде живет красный большой толстый квадрат)
- Какая фигура живет на 2 этаже в 1 подъезде? (На 2 этаже в 1 подъезде живет синий большой толстый круг)
- Какая фигура живет на 3 этаже в 1 подъезде? (На 3 этаже в 1 подъезде живет желтый большой тонкий квадрат)
- Какая фигура живет на 1 этаже во 2 подъезде? (На 1 этаже во 2 подъезде живет желтый маленький тонкий треугольник)
- Какая фигура живет на 2 этаже во 2 подъезде? (На 2 этаже во 2 подъезде живет красный маленький тонкий прямоугольник)
- Какая фигура живет на 3 этаже во 2 подъезде? (На 3 этаже во 2 подъезде живет синий маленький толстый треугольник)
-Молодцы! Справились с заданием!
4).Нам пора отправляться в следующую сказку.
Воспитатель берет оранжевый конверт и загадывает загадку:
Загадка:
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спроса
Даже дырку на картине
Носом сделал…(Буратино)
Звучит песенка Буратино
Появляется Буратино палочкамиКюизенера.
-Здравствуйте, ребята! Молодцы, догадались кто я.
Посмотрите, что я вам принес.
Правильно. Это палочки Кюизенера.
Я хочу с вами поиграть в игру «Неделька»
Жила-была Неделя, и всё у неё было хорошо, всё правильно.
За Понедельником шёл Вторник, за Вторником – Среда, за Средой- Четверг, за Четвергом- Пятница, за Пятницей- Суббота, за Субботой- Воскресенье.
(по порядку выстраивает Дни Недели – «цветные числа» на мольберте, а дети за столами.).
Но вот однажды захотелось Дням Недели поиграть.
Поиграли они и разбежались в разные стороны, а когда захотели
собраться, то все перепутались: за Средой стоял Вторник, за Вторником – Воскресенье.
Что делать? Как быть?
Помогите НЕДЕЛЬКЕ правильно собраться!
Понедельник – первый день, он начинает неделю. Вторник – второй день. Среда – третий день. Четверг – четвертый день. Пятница – пятый день. Суббота – шестой день. Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.
Воспитатель:
- Ребята, а почему у нас понедельник обозначается именно белым кубиком?
(Понедельник – первый день в недели, а белый кубик обозначает число 1)
-Почему вторник обозначается розовой палочкой?
(Вторник – второй день, а розовая палочка обозначает число 2) и тд.
Ребята спасибо вам за помощь, а сейчас я предлагаю отдохнуть.
5.Физкультминутка «Я и солнышко»
5).Продолжаем наше путешествие.
Воспитатель берет зеленый конверт и загадывает загадку.
Загадка:
Такое лишь в сказке волшебной случается:
Карета из тыквы большой получается!
Белые кони из мышек превращается.
В чудесном наряде, легка словно пёрышко,
Со сказочным принцем не встретится…(Золушка)
Звучит музыка для Золушки.
Появляется Золушка
-Здравствуйте. Ой, и меня вы тоже узнали.
- Ребята, я очень хотела попасть на бал, но злая мачеха дала мне задание одной мне не справиться. Поможете мне?
Нам надо заштопать дырки в одеяле.
На что похожи дырки в одеяле? ( На геометрические фигуры).
-На какую фигуру похожа заплатка, которой мы заштопаем в левом верхнем углу? (треугольник).
-На какую фигуру похожа заплатка, которой мы заштопаем в нижнем левом углу? (квадрат).
-На какую фигуру похожа заплатка, которой мы заштопаем в правом верхнем углу? (овал).
-На какую фигуру похожа заплатка, которой мы заштопаем в нижнем правом углу? (трапеция).
-На какую фигуру похожа заплатка, которой мы заштопаем посередине? (ромб).
Мы справились с заданием. Спасибо вам большое!
- Молодцы!!
А теперь нам пора возвращается назад в детский сад.
6. Заключительная часть.
Скажем волшебные слова:
“ 1, 2, 3 обернись, в детском саду окажись”.
7. Итог НОД. Рефлексия.
- Вам понравилось путешествовать по Стране Сказок? (ответы детей)
- Вспомните, в каких сказках мы побывали? (Ответы детей)
Сегодня вы были дружными, помогли сказочным героям справиться с заданиями. В знак благодарности сказочные герои передали вам математические пазлы со сказками.