Содержание НОД: 1. Организационный момент. Слайд 1 Дети становятся в круг. Слайд 2. -Давайте друг друга поприветствуем. Встало солнышко давно Заглянуло к нам в окно. Собрало друзей всех в круг, Я твой друг и ты мой друг. Мы все за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Слайд 3. -Ребята, вы знаете, кто такие космонавты? (Космонавты - это люди, которые летают в космос, в космическое пространство). Слайд 4. Внимание, из космоса на Землю поступил сигнал с просьбой о помощи. “Ребята, у нас беда, нашу планету Сатурн завалило метеоритами. Мы не можем, разобрать завал, так как не знаем геометрических фигур, не различаем цвет и величину. Помогите, пожалуйста! Сатурник”. Как же нам быть? Для этого необходимо отправиться в космическое путешествие по Солнечной системе. Солнце - это ближайшая к Земле звезда. Вокруг нее движутся планеты. Слайд 5. Сколько их? (9 планет) Давайте назовем их. Для этого мы расскажем стихотворение. По порядку все планеты назовет любой из нас: Раз … Меркурий, два … Венера, Три … Земля, четыре … Марс, Пять … Юпитер, шесть … Сатурн, Семь … Уран, восьмой… Нептун. А за ним уже, потом, и девятая планета Под названием Плутон. Слайд 6. Мы с вами полетим ко второй по величине планете Солнечной системы – к Сатурну. 2.Основная часть 1)Закрепление знаний символов блоков Дьенеша. Но прежде чем мы отправимся в космос, я должна провести с вами инструктаж космонавтов. Нам с вами встретится много закодированной информации, и мы должны ее уметь расшифровывать. Внимание на карточки. Слайд7. Слайд 8. Вспоминаем, что обозначают геометрические фигуры? (Геометрические фигуры обозначают форму: круг, квадрат, прямоугольник и треугольник). Слайд 9. Что показывают облака? (Облака показывают свойство цвета: синий, красный, желтый). Слайд 10. Что обозначают домики? ( Домики обозначают размер: большую фигуру или маленькую). Что показываю силуэты людей (Силуэты людей показывают толщину: тонкую геометрическую фигуру или толстую). Молодцы. Я вижу, что к полету в космос вы готовы. Теперь скажите: на каком виде транспорта летают в космос? (В космос летают на ракете, космическом корабле). Хотите отправиться в путешествие на космическом корабле? (Да) А у нас есть космический корабль? (Нет) Но у нас имеются геометрические фигуры и схема постройки. (Блоки Дьенеша) Слайд 11. Давайте из них соберем космический корабль. (1 Ребенок у мольберта, остальные за столами) 2) Игра «Построй космический корабль» (с блоками Дьенеша) Вот какие молодцы! У нас получился отличный космический корабль. ( Становятся полукругом) Ребята, готовы к полёту? Тогда все вместе начинаем обратный отсчет. 10. 9. 8. 7. 6. 5 4. 3. 2. 1. Пуск. МУЗЫКА звук полета Слайд 12. Вот мы и в космосе. В космосе очень ярко светят звезды, и глаза у космонавтов быстро устают. Поэтому космонавты делают специальную гимнастику для глаз. Давайте и мы с вами выполним эти упражнения. Гимнастика для глаз «Космос». Слайд 13 Скажите, как выглядит наша планета Земля из космоса? (Земля выглядит как голубой шар) Почему из космоса наша планета выглядит именно голубой?(Большая часть нашей Земли составляет вода). Мы приближаемся к Сатурну. Слайд 14. Мы приближаемся к Сатурну. Обратите внимание на кольцо, которое окружает планету. Интересно, из чего оно состоит, как вы думаете? (Гигантское кольцо состоит из пыли, камней и льда, которые вращаются вокруг планеты.) Слайд 15. Слайд 16. А теперь посмотрите, как на эту планету падает много камней, прилетевших из космического пространства. Эти небесные камни называются метеоритами. Видите, как их много! Вот мы и прилетели. Чтобы нам не растеряется на этой планете нам надо запомнить, сколько нас прилетело. (1 ребенок у мольберта, остальные за столами. Дети меняются). Сколько всего человек прилетело вместе со мной? Саша посчитай, пожалуйста? (9 человек). Обозначим число девять цифрой. Сколько всего взрослых готово к полёту? (1) Обозначим это число цифрой 1. Какого размера фигуру мы возьмём для обозначения взрослого человека? (Большую фигуру) А сколько детей отправляется в полёт? (8) Обозначим это число цифрой. Какого размера фигуры мы возьмём для обозначения детей? (Маленькие фигуры) Сколько маленьких фигур мы отсчитаем? (8) Мальчиков мы обозначим синими маленькими фигурами, а девочек красными маленькими фигурами. Сколько мальчиков? А девочек? Значит, 9 – это 1 и 8. 2. Мы прилетели на планету составе 9 космонавтов - командира корабля Тимофея, бортинженера Гебла и космонавтов-спасателей Кости, Миши, Вероники, Саши, Леры, Вероники и меня. Сколько человек составляют командир корабля и бортинженер? (2 человека). Обозначим их квадратами и покажем число 2 цифрой. Сколько всего космонавтов-спасателей? (7). Обозначим это число цифрой 7. Какими геометрическими фигурами обозначим спасателей? (Детей маленькими геометрическими фигурами, а воспитателя большим красным квадратом) Значит, 9 – это 2 и 7. 3.Итак, ответственные за полет у нас командир корабля Тимофей, бортинженер Глеб и я. Сколько ответственны х за полет? (3) Какими фигурами мы обозначим это? (Воспитателя - большим синим квадратом, а командира корабля и бортинженера маленькими синими квадратами) Сколько остальных космонавтов - спасателей? (6) Какими геометрическими фигурами обозначим спасателей? (Маленькими геометрическими фигурами, мальчиков синими, а девочек красными) Значит, 9 – это 3 и 6. 4.Далее, сколько девочек прилетело на планету? (4 девочки). Обозначим это число цифрой. Какого цвета фигуры будут обозначать девочек? (Маленькие красные фигуры). А сколько не девочек? (5) Обозначим число 5 цифрой. Фигурами, какого цвета обозначим не девочек? (Воспитателя большим красным квадратом, а мальчиков маленькими синими). Получается, что 9– это 4 и 5. Повторим: 9 - это 1 и 8, 2 и 7, 3 и 6, 4 и 5. Теперь мы точно не растеряется на этой планете. 3) Игра с двумя обручами. Давайте подойдем поближе к обломкам метеоритов. (На ковре геометрические фигуры) Чем они отличаются? (Цветом, формой, величиной, толщиной) Ну что, ребята, давайте расчистим планету от камней. Видите, здесь есть кратеры вулканов. Слайд 17. Посмотрите на подсказки, какие камни нужно поместить в синий кратер, а какие в желтый кратер? (Все большие квадратные фигуры в синий кратер, а в жёлтый кратер мы положим все толстые круглые фигуры). - Камни, какой формы и размера лежат у нас внутри синего кратера? (Все квадратные большие фигуры). - А внутри жёлтого кратера? (Толстые круглые фигуры). - А камни, какой формы, цвета и размера остались за кратерами? (дети называют). Для того, чтобы на планете было чисто, давайте все камни, которые остались снаружи, уберем в красный кратер. Сначала уберем все оставшиеся треугольники и назовем цвет, размер и толщину. Теперь уберем все оставшиеся круги? Квадраты. Прямоугольники. Вот все и убрали. Теперь порядок! Задание выполнено. Молодцы! А сейчас мы с вами немножко отдохнем. 4) Физкультминутка «Космическая зарядка». 5). Индивидуальная работа «Построй дом» Ребята, когда падали метеориты они разрушили город. Давайте мы с вами построим новый город для жителей Сатурна и поможем каждой фигуре попасть в свою квартиру, ориентируясь на знаки указатели. Проходим на строительную площадку и начинаем строительство различных зданий. Слайд 18. Макеты домов, которые вы должны построить. Давайте проверим, правильно ли вы построили дома? Ребята посмотрите у всех так? (По 1 домику на слайде) Слайд 19. Слайд 20. Слайд 21 Ребята, жителям Сатурна очень понравился наш город. А нам пора отправляемся в Детский сад. (Дети выходят на полукруг). Все вместе начинаем обратный отсчет. 10. 9. 8. 7. 6. 5 4. 3. 2. 1. Пуск. МУЗЫКА звук полета Слайд 22. 3.Итог занятия. Рефлексия. Формирование навыков самооценки. Формирование коммуникативных навыков. Слайд 23. Вот мы и на земле. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Чем мы занимались во время нашего полёта? (Помогали Сатурнику расчищать планету от камней и т.д.). Молодцы! Сатурник остался очень доволен. И приготовил вам сюрприз: космические раскраски. |