kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект музыкальной деятельности по духовно- нравственному воспитанию /Подготовительная к школе группа/ Тема: Рождество- радость в глазах у ребят

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект музыкальной деятельности по духовно- нравственному воспитанию /Подготовительная к школе группа/ Тема: Рождество- радость в глазах у ребят»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 «Дельфиненок» г.Павлово











Конкурс методических материалов по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях детей дошкольного возраста

«Лествица: ступеньки к красоте души»

Номинация: лучшая разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию

Конспект музыкальной деятельности по духовно- нравственному воспитанию

/Подготовительная к школе группа/

Тема:

Рождество- радость в глазах у ребят









Автор:

Герасимова Елена Львовна

Музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №30 г.Павлово

















Павлово 2018


Конспект НОД –диалог

по художественно – эстетическому развитию

для детей подготовительной к школе группы



Пояснительная записка.



Цель:

Приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.

Знакомство дошкольников пьесой « Вальс» и с кратким содержанием оперы-сказки «Ёлка» В.И. Ребикова

Задачи:

Содействовать обогащению представлений дошкольников о Рождестве и связанных с ним обычаях

Познакомить с кратким сюжетом оперы сказка В.И.Ребикова «Ёлка» и «Вальсом»

Развивать умение сопереживать главной героини оперы сказки «Елка»

Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкально-исполнительской деятельности (пение, танцевальные движения)

Воспитывать любовь, доброжелательность, чуткость к людям

Воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к музыкально-художественной деятельности

Состав группы

В подготовительной к школе группе 18 человек( 13 мальчиков и 5 девочек). Психологический фон благоприятный, уровень развития достаточный, взаимоотношения доброжелательные.



Актуальность

Актуальность выбора НОД обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. В настоящее время наших детей подстерегает опасность, которая заключается в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными. Из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба.

Что предпринять в данной ситуации? Как уберечь ребенка? Что в воспитании поставить на первое место? Только обращение к духовно – нравственным традициям, нашему наследию ,которое представляет собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной и помогает воспитывать подрастающее поколение духовно-нравственным, учат любить свою культуру и страну.


Место НОД в программе дошкольного образования


Музыкальное занятие разработано в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Гармония» под редакцией К.В.Тарасовой, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан для детей подготовительной группы с 6 до 7лет . ( Январь- 2 занятие -Тема «Новогодняя ёлка»).Занятие было направлено на закрепление знаний о празднике Рождества, колядках. Музыка «Вальса» Ребикова вводит детей в зимний сказочный мир, наполненный тонкой болью и светлым утешением.

На музыкальном занятии дошкольники знакомятся с мало известным русским композитором В.И.Ребиковым и кратким сюжетом рождественской оперы-сказки «Ёлка». 

Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры

Воспитание уважения и интереса у старших дошкольников к народным традициям ,обычаям старины, к русскому фольклору через разные виды детской деятельности. Одним из главных видов деятельности на занятии является слушание музыки. Такое занятие приобщает дошкольников к нравственным началам и вечным ценностям: семья, любовь, доброта; помогает раскрыть лучшие качества личности ребенка, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, формирует культуру восприятия музыки.

Форма НОД- занятие -диалог

Виды деятельности:

- музыкально-художественная (слушание музыки, пение, пение с ритмическими движениями)

-коммуникативная рассмотрение слайдов, рисунков( создание положительных эмоций, свободное общение)

-познавательная ( рассмотрение слайдов, рисунков)

-продуктивная( творческая продуктивная деятельность направленная на развитие воображения)



Предполагаемый результат:

«Социально-коммуникативное развитие»:

- развито взаимодействие и общение ребѐнка с взрослыми и сверстниками;

«Познавательное развитие»:

-сформировано представление о празднике Рождество

_ проявляют интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

«Речевое развитие»:

- развиты коммуникативные навыки, средства речевого взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми;

- обогащен словарный запас дошкольников;

- умеют составлять рассказы

«Художественно-эстетическое развитие»:

- развиты умения воспринимать и анализировать музыку;

-умеют передавать музыкальное настроение в различных видах музыкальной деятельности (слушание, пение, пение с ритмическими упражнениями)



Используемые методы (метод проблемного вопроса, мотивирование детской деятельности, образное слово, наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, словесный метод, практический метод, объяснительно – иллюстративный) и приемы (беседа, рассказ музыкального руководителя, рассказ детей) были направлены на повышение познавательной активности, развития коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности



Предварительная работа:



1.Беседа с детьми о празднике Рождество ( по «Детской Библии»)

2.Разучивание с детьми песни «Рождественский вечер» и

русской народной кадендарной песни « Пошла Коляда»

3. Знакомство с особенностями православной музыки- тропарь(Слушание песнопений -тропарь Рождества - хора Московского

Сретенского монастыря)

4.Изготовление карточек для игры « Найди лишнее»

5.Организация выставки рисунков «Рождество»

Материалы и оборудование: украшенная ель, в углу выставка детских рисунков «Рождество», проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, презентация , мольберт с укрепленными на нем рисунками для игры « Найди лишнее».


Музыкальный материал:


Чайковский Декабрь «Святки»

Календарная песня «Пошла Коляда»

Вальс из оперы –сказки «Елка» В.И. Ребикова

Песня Н.Орловой «Рождественский вечер»


Список рекомендуемой литературы

  1. Перспективно-календарный план музыкальных занятий в подготовительной к школе группе 6-7 лет

по программе музыкального развития «Гармония» под редакцией К.В. Тарасова, Т.В.Нестеренко,Т.Г.Рубан

Москва,1999г

2.Детская Библия

Москва, 2014

Издательство: АСТ 2014;

3.Самый лучший праздник. Стихи, загадки, колядки

Москва, 2016

Издательство: Оникс

4. Г.Х Андерсен « Девочка со спичками»

Издательство «Азбука»

Москва,2010

5. Журнал « Наука.Искусство.Культура»

Выпуск 3(11) 2016

И.В.Шинтямина

Незабываемые страницы творчества В.И. Ребикова(1866-1920)

6.Журнал Московские Епархиальные Ведомости № 5 2016г

Священник Анатолий Трушин

Композитор В.И. Ребиков. К 150- летию со дня рождения



Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей


Вводно-организационный момент







Актуализация

Слайд 1 «Рождествеский праздник»

Музыкальный руководитель:

Кругом звонят колокола,

Веселый праздник Рождества!

Звезды водят хороводы – веселятся все народы!

Рождество вы славьте , люди,

Пусть вам только счастье будет!



Ребята, какой праздник собрал нас в этом зале?




Основная часть


Музыкальный руководитель:

Рождество самый светлый и любимый праздник для всех православных людей, и особенно для детей, которые ждут с нетерпением подарков



Воспитатель: Ребята, какие вы знаете традиции русского Рождества?







Воспитатель:

Что ещё было интересного в Рождественские праздники?



Слайд 2 « Колядки»













Музыкальный руководитель:

Давайте исполним хороводную песню «Пошла коляда»







Музыкальный руководитель:

Каждый из нас с особым чувством и благоговением ждет этот праздник.

Давайте, послушаем церковное песнопение-тропарь праздника Рождества Христова.

Звучит тропарь Рождества в исполнении хора Московского

Сретенского монастыря


Музыкальный руководитель:

Какое настроение у вас после прослушивания этого произведения?






Музыкальный руководитель:

Сегодня мы познакомимся с музыкой русского композитора Владимира Ивановича Ребикова

из оперы «Елка».

Ребята, почему на Рождество украшали именно ёлку?


Слайд 3 «Рождественская елка»











Слайд 4 «Девочка с спичками»

Музыкальный руководитель:

-Праздник Рождества приносит с собой как бы свежую струю любви и света .Но,так было не для всех. В России в начале XX века, детские приюты для сирот были переполнены. В России царил голод. Людей много умирало от голода.

Девочка, у которой умерла мать, просила милостыню в морозный вечер перед Рождеством. Ей было очень холодно, болели руки и ноги, но никто не подавал ей милостыню. В окнах богатого дома она видит сияющую елку, детям раздают подарки и слышит звуки праздничной музыки. Девочка с тоской мечтает хотя бы о кусочке хлеба. Силы покидают ее. Она тихо засыпает на холоде, Ей снится что волшебную музыку танцуют для нее куклы в блестящем зале. К утру бедняжка умерла. На небе девочку встретила её мама, потом ангелы. На ней теперь сияли белые одежды Вечной Жизни. - Вот содержание рождественской оперы-сказки «Ёлка» Ребикова.
Садитесь поудобнее и слушайте внимательно.

Звучит в записи симфонического оркестра Вальс из оперы « Елка»

Слайд 5 «Вальс»

Музыкальный руководитель:

-Какая по характеру была музыка?






Музыкальный руководитель :

- Музыка очень быстрая, полётная. Если вслушаться, то можно услышать, в каком жанре написана эта музыка. Как вы думаете, какой это жанр?






Музыкальный руководитель:

-Произведение так и называется «Вальс» из рождественской оперы Ребикова «Ёлка».

- Какое же настроение у этого вальса?






Музыкальный руководитель:

- А каким музыкальным ладом создаётся грустное настроение?





Музыкальный руководитель:

- В музыке мы слышим вздохи девочки, как будто она сдерживает свой плач. А всегда ли в этом произведении было минорное настроение?




Музыкальный руководитель.:

- А весёлое настроение музыки создаётся каким музыкальным ладом?




Музыкальный руководитель:

- Да, музыка, как бы замедляет свой бег, становится более спокойной, более светлой, как хорошие добрые воспоминания.

Педагог проигрывает фрагменты мелодий.

- Ребята, а как вы думаете, на сколько частей можно разделить этот вальс?





Музыкальный руководитель:

- Правильно, вальс написан в 3-частной форме.

- А вы услышали, кто исполняет этот вальс?

Слайд 6. Музыкальные инструменты


Музыкальный руководитель:

- В крайних частях, быстрых и взволнованных, солируют скрипки, Слайд 7. Скрипка

а в средней части звучат деревянные духовые инструменты. Давайте вместе вспомним, как они выглядят и как называются.

Слайд 8, 9, 10, 11 (флейта, кларнет, гобой, фагот)


Музыкальный руководитель: Как вы думаете, о чем хотел рассказать слушателям своим свой оперой композитор Ребиков?





Воспитатель:

В старину на Руси каждая семья была озабочена тем, чтоб и у бедных людей тоже был праздник Рождества.

Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощением.



Музыкальный руководитель:

Если бы кто-то накормил и приютил бы девочку, она бы была жива и радовалась как все дети празднику Рождества.

А сейчас давайте сыграем с вами в игру «Найди лишнее». Внимательно посмотрите на рисунки и скажите, какой из них лишний


Воспитатель обращает внимание ребят на рисунки с изображением В.И. Ребикова, скрипки, флейты, кларнета, гобоя, фагота, барабана, фортепиано. Дети с помощью воспитателя находят два лишних рисунка- это рисунки с изображением фортепиано и барабана. Остальные инструменты связаны с симфонической музыкой Ребикова «Вальс» из оперы «Елка»


Музыкальный руководитель:

-Какой из рисунков лишний?









Музыкальный руководитель:

-Я с вами согласна: Ребиков сочинил музыку « Вальса» для симфонического оркестра ,но фортепиано и барабан здесь лишние.

Каквы думаете, почему именно «Вальс» Ребикова звучал сегодня на занятии?





Воспитатель:

- Рождество! В каждом доме пахнет вкусной едой Все люди, взрослые и дети, верят в добро, все ждут только хорошего.С праздником вас, ребята! Оставайтесь такими же послушными и старайтесь быть добрыми и помогайте всем, кому нужна ваша помощь.

Рефлексия

Слайд 12 Рукопожатие

Воспитатель:

- Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?


- Это тепло добрых рук и добрых душ. Давайте передадим это тепло друг другу.






Музыкальный руководитель:

-Крепкого вам здоровья! И чтобы радость в ваших детских глазах искрилась от добрых дел, которые совершают не только в праздник Рождества, но и постоянно в вашей жизни.

Занятие заканчивается исполнением песни Н.Орловой « Рождественский вечер»



Дети входят в зал под музыку Чайковского Декабрь «Святки» и поют музыкальное приветствие

(Здравствуй, утро, здравствуй день

Заниматься нам не лень

Здравствуй небо и земля

Мы желаем всем добра)

















Рождество















Вся семья собиралась за семейным столом, который был заставлен вкусными блюдами, зажигалась наряженная ёлка.






С первого дня Рождества и до Крещения начинались Святки, т.е Святые дни .Взрослые и дети ходили по домам ходили и славили Христа, Деву Марию – колядовали.Желали благополучия хозяевам. Колядующих всегда встречали с большим радушием и одаривали заранее приготовленными сладостями и монетами.









Водят хоровод и поют календарную песню «Пошла коляда»и садятся на стулья.

















Торжественное, праздничное, радостное.











В рождественскую ночь ангел украсил скромную добрую ель звездами и она засияла блестящими огоньками. И когда проснулся Божественный Младенец его внимание привлекла сияющая ёлка.Он улыбнулся ей и протянул к ней руки.

С тех пор, елку наряжают на Рождество разными игрушками и яркими гирляндами.






































Быстрая, взволнованная, как будто летают снежинки









Эта музыка похожа на вальс, а значит – это жанр – танец.









Грустное









Минорным ладом.











Нет, не всегда. Было и весёлое настроение.





Мажорным ладом













На три части.









Симфонический оркестр.



















Нужно всем людям быть добрыми, любить и помогать всем кому нужна помощь.





































Фортепиано и барабан














Потому что начались Святки





















Тепло





Дети соединяют ладошки, стоя по кругу.













Исполнение песни « Рождественский вечер»

Дети вместе с воспитателем рассматривают выставку рисунков и творческих работ, узнавая среди экспонатов выставки свои работы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Герасимова Елена Львовна

Дата: 23.09.2018

Номер свидетельства: 478576


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства