Вводно-организационный момент Актуализация Слайд 1 «Рождествеский праздник» Музыкальный руководитель: Кругом звонят колокола, Веселый праздник Рождества! Звезды водят хороводы – веселятся все народы! Рождество вы славьте , люди, Пусть вам только счастье будет! Ребята, какой праздник собрал нас в этом зале? Основная часть Музыкальный руководитель: Рождество самый светлый и любимый праздник для всех православных людей, и особенно для детей, которые ждут с нетерпением подарков Воспитатель: Ребята, какие вы знаете традиции русского Рождества? Воспитатель: Что ещё было интересного в Рождественские праздники? Слайд 2 « Колядки» Музыкальный руководитель: Давайте исполним хороводную песню «Пошла коляда» Музыкальный руководитель: Каждый из нас с особым чувством и благоговением ждет этот праздник. Давайте, послушаем церковное песнопение-тропарь праздника Рождества Христова. Звучит тропарь Рождества в исполнении хора Московского Сретенского монастыря Музыкальный руководитель: Какое настроение у вас после прослушивания этого произведения? Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с музыкой русского композитора Владимира Ивановича Ребикова из оперы «Елка». Ребята, почему на Рождество украшали именно ёлку? Слайд 3 «Рождественская елка» Слайд 4 «Девочка с спичками» Музыкальный руководитель: -Праздник Рождества приносит с собой как бы свежую струю любви и света .Но,так было не для всех. В России в начале XX века, детские приюты для сирот были переполнены. В России царил голод. Людей много умирало от голода. Девочка, у которой умерла мать, просила милостыню в морозный вечер перед Рождеством. Ей было очень холодно, болели руки и ноги, но никто не подавал ей милостыню. В окнах богатого дома она видит сияющую елку, детям раздают подарки и слышит звуки праздничной музыки. Девочка с тоской мечтает хотя бы о кусочке хлеба. Силы покидают ее. Она тихо засыпает на холоде, Ей снится что волшебную музыку танцуют для нее куклы в блестящем зале. К утру бедняжка умерла. На небе девочку встретила её мама, потом ангелы. На ней теперь сияли белые одежды Вечной Жизни. - Вот содержание рождественской оперы-сказки «Ёлка» Ребикова. Садитесь поудобнее и слушайте внимательно. Звучит в записи симфонического оркестра Вальс из оперы « Елка» Слайд 5 «Вальс» Музыкальный руководитель: -Какая по характеру была музыка? Музыкальный руководитель : - Музыка очень быстрая, полётная. Если вслушаться, то можно услышать, в каком жанре написана эта музыка. Как вы думаете, какой это жанр? Музыкальный руководитель: -Произведение так и называется «Вальс» из рождественской оперы Ребикова «Ёлка». - Какое же настроение у этого вальса? Музыкальный руководитель: - А каким музыкальным ладом создаётся грустное настроение? Музыкальный руководитель: - В музыке мы слышим вздохи девочки, как будто она сдерживает свой плач. А всегда ли в этом произведении было минорное настроение? Музыкальный руководитель.: - А весёлое настроение музыки создаётся каким музыкальным ладом? Музыкальный руководитель: - Да, музыка, как бы замедляет свой бег, становится более спокойной, более светлой, как хорошие добрые воспоминания. Педагог проигрывает фрагменты мелодий. - Ребята, а как вы думаете, на сколько частей можно разделить этот вальс? Музыкальный руководитель: - Правильно, вальс написан в 3-частной форме. - А вы услышали, кто исполняет этот вальс? Слайд 6. Музыкальные инструменты Музыкальный руководитель: - В крайних частях, быстрых и взволнованных, солируют скрипки, Слайд 7. Скрипка а в средней части звучат деревянные духовые инструменты. Давайте вместе вспомним, как они выглядят и как называются. Слайд 8, 9, 10, 11 (флейта, кларнет, гобой, фагот) Музыкальный руководитель: Как вы думаете, о чем хотел рассказать слушателям своим свой оперой композитор Ребиков? Воспитатель: В старину на Руси каждая семья была озабочена тем, чтоб и у бедных людей тоже был праздник Рождества. Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощением. Музыкальный руководитель: Если бы кто-то накормил и приютил бы девочку, она бы была жива и радовалась как все дети празднику Рождества. А сейчас давайте сыграем с вами в игру «Найди лишнее». Внимательно посмотрите на рисунки и скажите, какой из них лишний Воспитатель обращает внимание ребят на рисунки с изображением В.И. Ребикова, скрипки, флейты, кларнета, гобоя, фагота, барабана, фортепиано. Дети с помощью воспитателя находят два лишних рисунка- это рисунки с изображением фортепиано и барабана. Остальные инструменты связаны с симфонической музыкой Ребикова «Вальс» из оперы «Елка» Музыкальный руководитель: -Какой из рисунков лишний? Музыкальный руководитель: -Я с вами согласна: Ребиков сочинил музыку « Вальса» для симфонического оркестра ,но фортепиано и барабан здесь лишние. Каквы думаете, почему именно «Вальс» Ребикова звучал сегодня на занятии? Воспитатель: - Рождество! В каждом доме пахнет вкусной едой Все люди, взрослые и дети, верят в добро, все ждут только хорошего.С праздником вас, ребята! Оставайтесь такими же послушными и старайтесь быть добрыми и помогайте всем, кому нужна ваша помощь. Рефлексия Слайд 12 Рукопожатие Воспитатель: - Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? - Это тепло добрых рук и добрых душ. Давайте передадим это тепло друг другу. Музыкальный руководитель: -Крепкого вам здоровья! И чтобы радость в ваших детских глазах искрилась от добрых дел, которые совершают не только в праздник Рождества, но и постоянно в вашей жизни. Занятие заканчивается исполнением песни Н.Орловой « Рождественский вечер» | Дети входят в зал под музыку Чайковского Декабрь «Святки» и поют музыкальное приветствие (Здравствуй, утро, здравствуй день Заниматься нам не лень Здравствуй небо и земля Мы желаем всем добра) Рождество Вся семья собиралась за семейным столом, который был заставлен вкусными блюдами, зажигалась наряженная ёлка. С первого дня Рождества и до Крещения начинались Святки, т.е Святые дни .Взрослые и дети ходили по домам ходили и славили Христа, Деву Марию – колядовали.Желали благополучия хозяевам. Колядующих всегда встречали с большим радушием и одаривали заранее приготовленными сладостями и монетами. Водят хоровод и поют календарную песню «Пошла коляда»и садятся на стулья. Торжественное, праздничное, радостное. В рождественскую ночь ангел украсил скромную добрую ель звездами и она засияла блестящими огоньками. И когда проснулся Божественный Младенец его внимание привлекла сияющая ёлка.Он улыбнулся ей и протянул к ней руки. С тех пор, елку наряжают на Рождество разными игрушками и яркими гирляндами. Быстрая, взволнованная, как будто летают снежинки Эта музыка похожа на вальс, а значит – это жанр – танец. Грустное Минорным ладом. Нет, не всегда. Было и весёлое настроение. Мажорным ладом На три части. Симфонический оркестр. Нужно всем людям быть добрыми, любить и помогать всем кому нужна помощь. Фортепиано и барабан Потому что начались Святки Тепло Дети соединяют ладошки, стоя по кругу. Исполнение песни « Рождественский вечер» Дети вместе с воспитателем рассматривают выставку рисунков и творческих работ, узнавая среди экспонатов выставки свои работы. |