По результатам исследований, одной из главных причин ДТП с участием несовершеннолетних является то, что ребята в силу возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить окружающую обстановку и предвидеть последствия своих действий. Часто дети не могут применить на практике имеющиеся у них знания правил дорожного движения.
Для того чтобы кардинально изменить ситуацию, необходимо с самых ранних лет начинать работу по обучению детей правильному поведению на дорогах.
Обучение, включенное в игровую деятельность, реализуется гораздо успешнее. Данная разработка будет полезна воспитателям дошкольных образовательных организаций и учителям начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект квест – игры «Путешествие в страну ПДД»»
Региональный конкурс методических разработок
по профилактике безопасности дорожного движения
Методическая разработка
по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения
Конспект квест – игры
«Путешествие в страну ПДД»
Ильина Наталья Анатольевна
воспитатель
Крюковский детский сад филиал Новодеревенского детского сада «Колокольчик»
Касимовский муниципальный район Рязанской области
Вступление
В настоящее время в нашей стране остро стоит проблема детского дорожно-транспортного травматизма. Согласно данным статистики, с каждым днем на дорогах становится все больше автомобилей и мототехники, увеличивается пассажиропоток, а параллельно растет количество аварий. К сожалению, часто их участниками становятся дети разного возраста.
По результатам исследований, одной из главных причин ДТП с участием несовершеннолетних является то, что ребята в силу возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить окружающую обстановку и предвидеть последствия своих действий. Часто дети не могут применить на практике имеющиеся у них знания правил дорожного движения.
Для того чтобы кардинально изменить ситуацию, необходимо с самых ранних лет начинать работу по обучению детей правильному поведению на дорогах.
Обучение, включенное в игровую деятельность, реализуется гораздо успешнее. Данная разработка будет полезна воспитателям дошкольных образовательных организаций и учителям начальных классов.
Цель: закрепление у детей знаний правил дорожного движения в процессе игры.
Задачи:
Образовательные: продолжать формирование интереса к изучению правил дорожного движения в процессе игры; расширять представления детей о дорожных знаках, предназначенных для пешеходов и водителей, закрепить умение детей понимать и называть значение данных знаков; закреплять правила безопасного поведения в окружающем мире;
Развивающие: закреплять умение детей ориентироваться на карте, искать следующую станцию; закреплять умение применять полученные знания ПДД в правила дорожного движения в различных игровых и жизненных ситуациях; способствовать развитию внимания, воображения, логического мышления, разговорной речи, умения делать выводы.
Воспитательные: способствовать формированию чувства ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, чувства товарищества, навыков осознанного использования правил дорожного движения в повседневной жизни; способствовать созданию положительного эмоционального настроя.
Материалы и оборудование: карта, мультимедийная презентация, жезл, аудиозапись (веселая, быстрая музыка), пазлы «Дорожные знаки» (по числу участников), оборудование для эксперимента: игрушка машинка (по размеру банки) – 2 шт., стеклянная банка (емкость 0,5 л.) - 2 шт., ледяная пластина (по размеру крышки для банки) – 2 шт., горячая вода – 100 мл., вода комнатной температуры – 100 мл., значки «Знаток ПДД» - по числу участников, ноутбук, проектор, экран
Ожидаемые результаты: дети умеют поддерживать беседу, проявляют желание высказывать свою точку зрения; умеют называть потенциально опасные ситуации на улице, а также предвидеть возможные последствия своих поступков; активно выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при просмотре презентации.
Ход игры.
Организационный момент:
Звенит колокольчик.
Ну – ка, дружно встанем в круг,
За руки возьмемся вдруг!
Чудеса сейчас придут, Интересно будет тут!
2. Проблемная ситуация:
- Ребята, сегодня нам в детский сад прислали письмо, а внутри была карта необычной страны. Нас приглашает в гости ее король. Хотите отправиться в увлекательное путешествие? (ответы детей)
- Ах, как я не заметила сразу. Тут еще что-то! Послушайте! Это подсказка для нас! Ведь мы должны понимать, где нам предстоит побывать.
Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!
- Куда же с вами отправимся? В какую страну? Слушаю ваши предположения! (ответы детей)
- Да, конечно! Мы побываем в стране Правил дорожного движения!
- Нам предстоят удивительные приключения: мы отправимся на поиски клада. Но сможем его найти только в том случае, если покажем знание правил дорожного движения и умение работать в команде. Не сбиться с пути нам поможет карта. Мы будем двигаться строго в соответствии с маршрутом, пройдем все указанные станции и обязательно достигнем цели!
- Предлагаю вам поехать на машине. Согласны? В пути обязательно соблюдаем ПДД.
- Занимайте места и внимательно посмотрите на карту: где начинается наше путешествие?
- Отлично! Отправляемся на первую станцию!
- Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль!
3. Основная часть:
Станция «Транспорт из сказки».
- Уважаемые путешественники, мы оказались с вами в первой точке нашего маршрута – на станции «Мультавто». Здесь нам предстоит выполнить совсем несложное задание: вспомнить транспортные средства из знакомых сказок и мультфильмов.
1. Назовите транспортное средство, на котором передвигался Емеля? (печь)
2. Какое транспортное средство самостоятельно уехало от Волка в мультфильме «Ну, погоди!»? (мотоцикл) [1]
3. Какое транспортное средство помогало передвигаться Бабе-Яге? (ступа)
4. Под какое транспортное средство попал Зайчишка в сказке К.Чуковского «Айболит»? (под трамвай)
5. Что подарили родители дяди Федора почтальону Печкину?
6. На чем передвигалась Снежная Королева, когда похитила Кая? (на санях)
7. В какое транспортное средство в сказке «Золушка» добрая фея превратила тыкву? (в карету)
8. На чем Незнайка полетел на Луну? (на ракете)
- Вы справились с первым заданием! Молодцы!
- Посмотрим на карту. Куда нам двигаться дальше?
(дети повторяют слова, шагают за воспитателем к следующей станции)
Станция «Ситуация на дороге».
Дети останавливаются перед экраном. На экране появляется принцесса и обращается к ребятам:
- Уважаемые гости, я мечтаю отправиться в путешествие, посмотреть далекие страны и города. Но я совсем не знаю правил дорожного движения. Помогите мне подготовиться к экзамену и объясните, как правильно поступать на дороге!
- Дети, вы готовы проверить свои знания и помочь принцессе осуществить свою мечту? Тогда приступим!
Иллюстрация 1 (см. приложение № 1)
- Внимательно посмотрите на экран! Давайте обсудим, что вы видите. Правильно ли поступает мальчик? (Мальчик поступает неправильно, пренебрегает правилами дорожного движения, подвергает себя и окружающих опасности. Он может сам попасть в беду или стать причиной серьезного ДТП. Ходить нужно по тротуару, а дорогу переходить по пешеходным переходам на зеленый свет светофора).
Иллюстрация 2 (см. приложение № 1)
- Ребята, предлагаю вам следующую иллюстрацию. Как вы оцениваете эту ситуацию? (Мальчик переходит дорогу по пешеходному переходу – это правильно. Но он забыл главное правило: переходя дорогу даже по «зебре», нужно быть предельно внимательным: снять капюшон и наушники, смотреть по сторонам. Иначе может случиться беда!)
Иллюстрация 3 (см. приложение № 1)
- Вот еще одна ситуация. Какое правило нарушает девочка? (она играет в неположенном месте – возле проезжей части. А это очень опасно. Во время игры девочка может не заметить приближающегося транспорта и попасть под колеса автомобиля).
Принцесса: - Как хорошо вы знаете правила дорожного движения. Теперь я понимаю, как они важны и обязательно их выучу и подготовлюсь к экзамену. Спасибо вам, мои друзья! В благодарность я хочу преподнести вам небольшой подарок. Он обязательно пригодится в пути! (дарит жезл)
(Дети благодарят принцессу за подарок)
- Внимательно посмотрите на карту. Занимайте места в машине. Отправляемся дальше! (повторяем слова, шагаем к следующей станции)
Станция «Поираем!»
- А вы знаете, как называется предмет, который нам подарила Принцесса? Да это – жезл! С его помощью инспектор ГИБДД привлекает внимание водителя и показывает команды: например остановиться или следовать дальше, также жезл используют для обозначения направления движения.
- Но этот жезл непростой, а музыкальный! Хотите проверить? Мы будем передавать жезл друг другу. Как только начнется игра, сразу зазвучит музыка. А когда музыка остановится, тому, у кого в руках окажется жезл, предстоит отгадать загадку. Правила всем понятны? Тогда начинаем! [2]
(звучит веселая музыка)
Загадки:
На одной ноге стоит,
Очень важный его вид,
У дороги тебя ждёт
И сигналы подаёт.
Цветом разным он мигает,
От беды оберегает. (Светофор)
2. Много транспорта мы знаем:
Есть автобусы, трамваи
И троллейбусы, такси.
Я хочу тебя спросить:
Чтоб опасность избежать,
Что должны мы соблюдать? (ПДД — правила дорожного движения)
3. Очень нам нужны подсказки,
Открывай пошире глазки
И внимательно следи,
Что стоит там впереди.
Где идти и ехать как
Учит всех дорожный… (Знак)
4. Вместе с папою и мамой
Ты на дачу едешь дружно,
Не маши своей панамой,
Папу отвлекать не нужно!
Так внимательно и строго
За рулём сидит родитель,
Смотрит только на дорогу,
Потому что он… (Водитель)
5.По асфальту мчат машины,
Их шуршат большие шины.
Но, увидев важный знак,
Тормозят и встанут так,
Чтоб спокойно шёл вперёд
По дороге … (Пешеход) [3]
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Нам пора двигаться дальше. Занимайте места в машине. (повторяем слова, шагаем к следующей станции)
Станция «Знаки на дороге»
- Следующее задание посвящено дорожным знакам. Вы знаете, для чего они нужны? (С помощью дорожных знаков пешеходы и водители могут «прочитать» улицу и понять, где идти пешеходам, двигаться велосипедистам, где перейти проезжую часть, где разрешен проезд и с какой скоростью). Дорожные знаки бывают разного цвета и разной формы)
- Перед вами разрезные картинки. Каждому из вас предстоит собрать из частей дорожный знак, назвать и рассказать, что он обозначает.
Вы замечательно разбираетесь в дорожных знаках, улица для вас как открытая книга!
- Ребята, загляните в карту. Куда отправимся дальше? Отлично! Занимайте места в машине. (повторяем слова, шагаем к следующей станции)
Станция «Экспериментальная»
- Ребята, посмотрите на карту: у нас осталось одно задание! Как вы думаете, что нам предстоит? Да, вы правы, мы проведем эксперимент.
Подумайте, когда водитель лучше видит дорогу: в условиях тумана или в ясную погоду? (ответы детей).
- Давайте проведём эксперимент и проверим нашу гипотезу?
- Перед вами 2 баночки, внутри каждой – машинка.
В первую банку мы наливаем воду комнатной температуры, а во вторую – горячую воду. Какой теперь воздух в первой банке? Во второй?
Накрываем каждую банку ледяной пластиной. Что происходит в первой банке? Во второй?
Где лучше видно игрушку?
- В природе туман образуется также – при столкновении горячего и холодного воздуха. А чем опасен туман? (Видимость на дороге снижается, повышается опасность аварийных ситуаций).
- Именно поэтому в туман нужно вести себя особенно аккуратно и пешеходу, и водителю.
- А нам пора отправляться в путь! Занимайте места в машине (повторяем слова, шагаем по кругу)
4. Заключительная часть
- Ребята, посмотрите: перед нами прекрасный дворец! Нас встречает король Страны ПДД – Светофор!
На экране появляется Светофор:
- Уважаемые путешественники, вы успешно справились с заданиями, проявили наблюдательность и внимание, показали знания правил дорожного движения. В награду я хочу вручить каждому из вас медаль и почетное звание «Знаток ПДД».
Дети получают значки и благодарят Светофора
5. Рефлексия
- Уважаемые знатоки ПДД, я тоже хочу поблагодарить вас за умение работать в команде и помогать друг другу, за вашу настойчивость. Вы показали отличные знания и умение применять их на дороге! Каждый из вас – уже примерный пешеход. Надеюсь, что в будущем вы станете отличными водителями!
- Прошу поделиться вас своим мнением: может, сегодня вы узнали что – то новое? Или что - то показалось вам особенно интересным? Или, может быть, удивило вас?