Просмотр содержимого документа
«Конспект коррекционно-развивающего занятия "Свойства камней"»
Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему «Свойства камней».
Составитель: Томилова С.А., учитель-дефектолог
Цель:
Расширить представления детей о свойствах камней, их использовании человеком в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
Образовательные:
Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня;
Воспитательные:
Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Коррекционные:
Содействовать развитию внимания и памяти;
Развивать мелкую моторику;
Снять психоэмоциональное напряжение.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, вам нравится узнавать новое, интересное? Когда вам хочется о чем-то узнать, что вы делаете? (Ответы детей). Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем сегодня изучать. Слушайте внимательно:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким — в ладошке лежать.
Тяжелый, большой - одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Ответы детей: Камень.
Воспитатель: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях. Что такое камни? Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче...). А может камень быть опасен для вас? Когда?
Чтобы узнать о камнях много интересного я предлагаю отправиться в страну ДОКОРУПО.
Что это за страна такая?
Даже сквозь самую сильную лупу Глупо на карте искать ДОКОРУПО.
Поскольку великая эта страна На карту не может быть нанесена.
В ту страну не идут поезда,
И самолет не летает туда,
Но если всмотреться внимательным взглядом
Во всё, что с тобою находится рядом,
То не придётся дорогу искать
В страну, ДО КОторой Рукою Подать.
- Да, ДОКОРУПО – страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в неё, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на всё другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора.
- Ну что же, давайте встанем и возьмёмся за руки, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – в ДОКОРУПО попади» (3раза).
- Мы находимся в лаборатории «Почемучка». Что делают в лаборатории? Вы знаете как себя нужно вести в лаборатории? (Дети называют правила поведения).
Мы превратимся в учёных, чтобы исследовать свойства камня и ответить на вопрос как использует человек свойства камня в своей жизни.
- Ребята, это исследовательская лаборатория, вы ученые – исследователи. Кто такие учёные?
- Давайте вспомним, какие помощники вам понадобятся для эксперимента? (Глаза, руки) Сначала вам понадобятся глаза, а чтобы они со всем справились, выполним электронную физминутку для глаз.
Электронная физминутка
Воспитатель: Посмотрите, что у вас на столе. Это все то, что вам необходимо для сегодняшних исследований. Поможет в исследованиях нам таблица по изучению свойств камня.
Приступаем к исследованиям.
Воспитатель: Сейчас мы будем исследовать камни, каждый свой.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Рассмотрите камешек через лупу. Что видно (кристаллики, трещины, узоры)? Отметьте на таблице, какого цвета камень, из чего состоит (зарисовка цветным карандашом).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Опыт № 2. Определение размера
Все камни одного размера?
Вывод: камни разного размера.
Опыт № 3. Прозрачность
Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Он прозрачный или нет?
: камни непрозрачные.
Воспитатель: для следующих опытов нам нужны будут очень чувствительные пальчики. Чтобы наши пальчики хорошо работали, нам надо их подготовить.
1 вариант:Пальчиковая гимнастика с прищепками
Этот пальчик – самый большой, (прижимаем каждый пальчик по очереди)
Самый веселый и самый смешной.
Этот пальчик указательный, он солидный и внимательный,
Этот пальчик средний, ни первый ни последний.
Этот пальчик безымянный, он не любит каши манной.
Этот маленький мизинчик любит бегать в магазинчик.
2 вариант: (Подготовка рук – самомассаж)
Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.
Опыт № 4. Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 5. Твердость.
Возьмите в одну руку камень, в другую - пластилин. Сожмите, что произошло с камнем, а что с пластилином. Изменил он форму? Нет. А почему? Потому что он твердый.
– Попытайтесь нацарапать что-нибудь на камне ногтем. Что получается? Попробуйте поцарапать камень монетой или другим твердым предметом. (Индивидуально: какой камень у тебя?). Можно посмотреть через лупу.
Вывод: камень твердый.
Опыт № 6. Прочность.
Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой?- прочный.
Вывод: камень прочный.
Опыт № 7. Плавучесть.
Дети берут прозрачные стаканчики с водой и осторожно кладут по одному камню в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Давайте построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”)
Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь ( часть детей отходят в сторону).
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Воспитатель:
- Пройдите за рабочие места, продолжим работу. Как вы думаете, как люди используют в своей жизни свойства камней? (Ответы детей).
- Давайте посмотрим, где использует камни человек. (Просмотр слайдов).
Нам пора возвращаться.
Давайте встанем и возьмемся за руки, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – в нашу группу попади» (3раза).
Рефлексия. - Ребята, чем мы занимались сегодня? (Ответы детей). Чем вам понравилось заниматься больше: проводить исследования в лаборатории, играть, украшать картину, выполнять физминутки, смотреть слайды. Положите «цветок» в кармашек с тем видом деятельности, которая вам понравилась больше.
Ребята, мы с вами выяснили, что камни бывают разные. Они отличаются свойствами и тем, как человек использует их в своей жизни.
Наша работа по знакомству с камнями не закончена. Нам предстоит узнать о них ещё много интересного.