Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированной од по ознакомлению с устным народным творчеством "В гостях у сороки вороны"»
Конспект интегрированной ОД
по теме «Устное народное творчество»
Цель: формирование коммуникативной функции речи.
Воспитатель Бондарева О.Н.
Коррекционно-образовательная задача: обогащать речевое, умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации; активизировать словарь по теме «Элементы русского быта».
Коррекционно-развивающая задача: развивать артикуляционную и общую моторику, длительный плавный выдох, зрительное и слуховое восприятие, память.
Коррекционно-воспитательная задача: обогащать эмоциональное развитие детей, прививать любовь к русской культуре.
Оборудование: элементы интерьера русской избы и предметы обихода, деревянные ложки; костюм сороки-вороны; костюмы детей для ряжения; кроссворд; диск с плясовой мелодией «Калинка», ИКТ "; игрушка Сорока-ворона; атрибуты к драматизации сказок.
Предварительная работа: подготовка детей к драматизации русских народных сказок, заучивание детьми отрывков из сказок.
Логопед: Сегодня у нас необычная встреча. Послушайте и узнайте, чьи это голоса.
Звучит аудиозапись голосов птиц
Дети: Так поют птички.
III. Сообщение темы.
Логопед: Сейчас мы с вами отправимся в гости к одной из них. А к кому – подскажете вы.
Обращает внимание на игрушку сувенир Сорока-ворона
Логопед: Кто это?
Дети: Это Сорока-ворона.
Логопед: Как вы догадались, что это Сорока-ворона?
1-й ребёнок: На ней расписная рубашка.
2-й ребёнок: На голове у неё платочек.
Обобщение логопедом: Да, ребята, вы видите Сороку-ворону. На ней расписная рубашка в русском стиле, на голове платочек, а на плечи наброшен расписной платок с кистями.
Логопед: Будем собираться к Сороке-вороне в гости.
Детям раздаются платочки, косынки, фартучки, бусы, кепки.
IV. Работа по теме (потешка).
Логопед: Посмотрите друг на друга. Какие вы нарядные! А мы покажем Сороке-вороне, как красиво научились говорить?
Дети: Да!
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Подготовим наши органы артикуляции к красивой речи!
Дети берут индивидуальные зеркала и проводится общий комплекс артикуляционной гимнастики.
2. «В гостях у Сороки-вороны».
Дети идут в уголок, оформленный элементами русского быта.
Дети: Тук-тук! Здесь живёт Сорока-ворона?
Сорока-ворона встречает детей. На ней костюм: расписная рубашка, платок, бусы, шаль, «клюв», «крылья».
Сорока-ворона: Здравствуйте, гости дорогие! Входите! Вот мой дом! Смотрите, как я живу!
Сорока-ворона обращает внимание детей на стоящие рядом предметы: коромысло, печку, рушники, чугунок, скамью, прялку.
Сорока-ворона: Вот чугунок! Вот печка: здесь я пироги пеку да калачи, баранки да крендельки!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, всё с печи!
Все румяны, горячи!
Сорока-ворона показывает блюдо с «пирожками», угощает детей. Дети благодарят Сороку-ворону.
Логопед: Ой, подождите, горячи, горячи! Подуем на них.
3. Дыхательная гимнастика.
Дети берут в руки «пирожки», дуют на них.
4.«Рассказ Сороки-вороны».
Логопед: А сейчас расскажи, где ты летала, да что ты видала? Ребята, попросим вместе: «Сорока-ворона! Где была?»
В это время Сорока-ворона достаёт из печки ухватом горшочек с «кашей», ставит его на стол.
Логопед и дети: Сорока-ворона! Где была?
Сорока-ворона: Далеко! По полям летала, зёрна собирала, печку топила, кашу варила, детишек скликала, кашкой угощала! Этим дала в чашечке, этим – в поварёшечке. Этим – на ложечке. А этому – масленичек!
Сорока-ворона раскладывает детям «кашу» из горшочка в приготовленную посуду. Дети «едят» кашу.
Логопед и дети: Нам понравилась твоя каша! Спасибо!
V. Закрепление (потешка).
Логопед: Ребята, споём песенку и сыграем на ложках для Сороки-вороны!
Потешка повторяется от начала до конца. Проговаривание и пропевание потешки идёт совместно с логопедом. При этом дети отбивают ритм песенки на деревянных ложках.
Сорока-ворона: А я хотела бы для вас поплясать! Кому знакома русская пляска?
Включается музыка «Калинка», дети совместно с Сорокой-вороной пляшут.
Логопед: Ребята, нам пора уже домой! Давайте ещё раз споём песенку для Сороки-вороны!
Исполняется потешка в медленном темпе в ритме колыбельной.
Логопед: Ребята, скажем Сороке-вороне «спасибо»! Пригласим её к нам в гости!
Дети прощаются и садятся перед экраном.
VI. Продолжение работы по теме (русская народная сказка).
1. Рассказ логопеда.
Логопед – Ребята! «Сорока-Ворона» – это потешка, произведение устного народного творчества для малышей. С вами хотела бы я вспомнить русские народные сказки. Помните, мы с вами говорили, что человек с древних времён учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы, темноты, пытались защититься от этого. Стремился русский народ к хорошей жизни! Люди мечтали! Так постепенно рождались сказки! Сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Сказки – это устное народное творчество. Долгими зимними вечерами собирались люди в доме, зажигали свечу и рассказывали свои сказки. Вы много знаете русских народных сказок?
Заслушиваются ответы детей.
2. Задание «Узнайте сказку»
Логопед – Узнайте сказку!
Загадывание загадок «Русские народные сказки»
Драматизация (отрывок) сказки «Гуси-лебеди»
В роли Алёнушки – Настя, в роли Яблоньки – Маша.
Логопед – Как называется сказка? Кто её сочинил? Почему гуси-лебеди украли братца? Почему Алёнушке помогали печка, яблоня, река?
«Узнайте сказку по словам»
Несёт меня лиса Ку-ка-реку!
За тёмные леса, Иду на ногах
За быстрые реки, В красных сапогах
За высокие горы… Несу косу на плечах:
Кот и дрозд, спасите меня!… Хочу лису посечи,
Обобщение: Любите сказки! Читайте их, рассказывайте их своим младшим братьям и сёстрам!