Колокольчик, кукла Петрушка, сундучок, соленое тесто желтого цвета, перец-горошек, доски для лепки, стеки.
Предварительная работа:
Чтение, заучивание стихов, закличек, пословиц о весне, птицах, чтение художественных произведений (С. Вангели «Подснежник», М. Горький «Воробьишко», К. Жуковский «Жаворонок»).
Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по предметной и сюжетной картинкам, рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи».
Художественно – эстетическое развитие: рисование, лепка, аппликация по теме «Весна».
Прослушивание аудиозаписей голосов птиц, П.И. Чайковский «Песнь жаворонка».
Ход занятия:
Слышен звон колокольчика.
Воспитатель: Ой, ребята, что это за звон такой? Наверное, кто-то к нам пришел.
Воспитатель достает куклу Петрушку.
Собирайся, народ! К вам Петрушка идёт!
Здравствуйте, ребятушки,
Здравствуйте, малы детушки!
А давайте-ка посидим рядком,
Да поговорим ладком.
О весне-красне, о солнышке ясном,
О птичках певчих.
А вы знаете, что сегодня необычный день – день прилета птиц. В старину люди верили, что в этот день из тёплых стран прилетают сорок разных птиц и приносят на своих крыльях весну. В народе говорят об этом дне: «Птицы прилетели – весну на крыльях принесли».
Когда вода разольется,
Когда лес зазеленеет,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
Заждались её и взрослые, и дети, и птицы, и животные.
Одна из первых птиц, возвращающихся к нам из теплых краёв – жаворонок. Народ придумал легенду о происхождении этой птички: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – Жаворонка.
На Руси 22 марта праздновали праздник «Жаворонки». В русских деревнях все хозяйки вместе со своими детками выпекали вкусные, ароматные булочки особой формы, похожие на птичек – жаворонков. Дети надевали румяных жаворонков на длинные палочки и бегали с ними по деревне, зазывали в гости настоящих птиц со словами:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
Чувиль-виль-виль
Жавороночек,
Прилети ты к нам,
Принеси ты нам
Весну-красну,
Красно солнышко,
Тепло летушко,
Зеленый покос,
Унеси сухой мороз!
Воспитатель: А ещё на Руси с давних пор любили играть и разгадывать загадки. Ну-ка, сейчас посмотрим, умеете ли вы загадки разгадывать.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад,
Заглянул к нам месяц… (Март)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют?(Жаворонок)
На шесте – дворец,
Во дворце живет певец. (Скворец)
Воспитатель: Ребята, а вы играть любите? Тогда беритесь все за руки, сыграем в русскую народную игру «Золотые ворота».
Проводится игра «Золотые ворота».
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Воспитатель: Вот вы и узнали о празднике «Жаворонки». Пришла пора прощаться нам с Петрушкой, но мы обязательно еще с ним увидимся. Ведь впереди еще столько много народных праздников, про которые он нам расскажет! А Петрушка для нас кое-что приготовил.
Воспитатель достает сундучок.
Чок, чок, чок! Перед Вами сундучок,
Весь резной и расписной,
Свой секрет скорей открой!
Давайте посмотрим что же в сундучке.
Воспитатель достает соленое тесто.
Воспитатель: Хотите слепить жаворонков? Тогда давайте пройдем в нашу творческую мастерскую. (Дети садятся за столы). Ребята, садитесь удобно, спинки держим ровно. А чтобы дело спорилось, нужно наши руки размять.
Проводится пальчиковая гимнастика.
В небе жаворонок пел, (машут, сложенными крест-накрест ладонями, как крыльями) Колокольчиком звенел. (пальцы обеих рук собрать щепотью и опустить вниз, покачивают «колокольчиком»). Порезвился в тишине, (пальцы «скачут» по столу) Спрятал песенку в траве. (прячут руки под стол)
Воспитатель: Ну, теперь можно и жаворонков лепить. Сначала я вам покажу, а потом вы все сами сделаете.
Воспитатель показывает приём лепки жаворонка.
Раскатываем из теста жгутик. Кладем концы жгутика крест-накрест и завязываем узелок.
Верхний конец – головка жаворонка, пальчиками формируем клюв. А нижний конец – хвостик: расплющиваем его и делаем надрезы стеком. С помощью перца-горошка делаем глазки.
Воспитатель: А теперь будем весну зазывать, жаворонков закликать, чтобы они не заблудилась и прилетели к нам. Давайте возьмём своих жаворонков в ладошки, поднимем высоко-высоко и споем песенку – закличку.
Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение
Конспект интегрированного занятия в старшей группе