Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, контурное изображение дерева с кормушкой, пшено,листы бумаги в клеточку, макет дерева, ноутбук, презентация. Музыка: голоса птиц, мелодия для расслабления «Tafubar-suona-suona-mia-sitara-sonic».
Минутка вхождения в день
А сейчас я приглашаю вас встать в круг и взяться за руки. Давайте посмотрим, друг другу в глаза и улыбнёмся. Замечательно!
У меня в руках волшебный шар. Он мягкий, тёплый и приятный. Слова тоже бывают мягкими, тёплыми и приятными. Давайте скажем такие слова друг другу! Мы по очереди будем передавать волшебный шар, и говорить эти слова соседу.
Дети передают волшебный шар по часовой стрелке, каждый из них говорит комплимент своему соседу.
Д: Никита, какая у тебя красивая улыбка!
Ты сегодня замечательно выглядишь…
В: Ребята, чувствуете, что добра и света в нашем волшебном шаре стало больше? Это произошло потому, что каждый из вас поделился частичкой доброты и тепла. Пусть они не покидают вас и греют! Я желаю вам хорошего настроения!
Дыхательное упражнение: «Крылья»
И.П. ноги слегка расставлены, руки опущены.1-руки через стороны поднять вверх (вдох); 2-опустить руки вниз(выдох). Повторить 4-5раз.
Ход:
Графический диктант «Птица»
Воспитатель: А теперь приготовьте ваши листочки и приготовьтесь к графическому диктанту. Будьте внимательны.
Воспитатель: Посмотрите, какое изображение у вас получилось. Сегодня мы с вами поговорим о птицах.
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. Чтоб ваши глаза немного отдохнули, давайте проведём гимнастику для глаз: мы поиграем с птицами, проследим глазами, куда они полетели.
(Приложение презентация слайд №2 музыка «Голоса птиц»)
Гимнастика для глаз:
Мы птичек увидали,
Мы с птичками играли.
Птички вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Птички влево полетели,
Дети влево посмотрели.
Глазки закрывают,
Глазки отдыхают.
Воспитатель: Чем радуют нас птицы?(Ответы детей)
Воспитатель:В то же время они являются истинным украшением нашей природы (особенно зимой), благодаря яркому оперению, оригинальной внешности или своеобразному “пению”.
Воспитатель: Хотелось бы вам услышать пение птиц? (Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю послушать голоса птиц, а вы должны отгадать голос какой птицы звучит. (Дети слушают голос первой птицы. После отгадывания на экране появляется изображение угаданной птицы. Слайд№3)
Воспитатель: Скажите, сколько слогов в слове дя-тел?
Воспитатель: Молодцы, послушайте голос следующей птицы.(После отгадывания появляется изображение. Слайд№2)
Ребята, придумайте предложение со слово синица и трёх слов. (Дети отвечают)
Воспитатель: Голос, какой птицы сейчас прозвучит, отгадайте? Правильно сорока. (Слайд 2)Назовите первый звук в слове с-о-р-о-к-а. Назовите третий звук.
Воспитатель: Вы молодцы, хорошо справились с заданием.
Воспитатель: Посмотрите на эту веселую, бодрую, горластую, смышленую птицу, ее знают все и ни с кем не спутают. Много прозвищ дали сороке люди. Какие вы слышали прозвища сороки? (Сорока-воровка, белобока)
Как выглядит сорока?(Описание сороки по мнемотаблице)
Воспитатель: Действительно, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. В середине лета сорока меняет оперение. В это время она прячется в лесу. Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют случившиеся. У этих птиц характерный голос – резкое стрекотание, похоже на “Ча – ча – ча”.
А вот “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки, даже чайные ложки и очки.
Воспитатель:А вы знаете, где сороки стоят гнезда? (Ответы детей)
Воспитатель: (слайд№ 4) Гнездо сорока устраивает высоко на дереве. Оно похоже на огромный шар: сухие ветки скреплены глиной и землей, а изнутри выстелено листьями растений, шерстью, пухом. Зимой сорока переселяется поближе к человеку: рядом с ним легче прокормиться, не так трудно пережить долгую холодную зиму.Сорока приносит пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых, червей, слизней. Любит сорока полакомиться семенами растений, ягодами и фруктами.
Воспитатель:Ребята, сорока, зимующая или перелётная птица? Почему некоторых птиц называют зимующими? Обратите внимание на экран и скажите все ли птицы здесь зимующие? (Игра «Назови лишнее» Слайд№5)
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, как надо помочь птицам зимой?Зачем и как нужно кормить птиц зимой?
Воспитатель: Когда становится холодно и выпадает снег, большинство пищи для птиц становится недоступным. Насекомые на зимний период спрятались, земля, покрылась снегом. Некоторые сорняки с семенами торчат из-под снега, на некоторых деревьях сохранились плоды ягод на ветках. Но и эта еда быстро закончится. Зимой птицам приходится тратить много сил и энергии на поиски пищи. Если птица не сможет найти себе еды в течение короткого зимнего дня, это может привести ее к гибели. Особенно трудно приходится маленьким птичкам им требуется относительно больше пищи для того чтобы восстановить свою энергию.
Мини-этюд «Птицы» (звучит фоновая музыка «Tafubar-suona-suona-mia-sitara-sonic».)
Воспитатель: Давайте ненадолго превратимся в птиц.
Воспитатель: Оля , в какую птицу ты хочешь превратиться? И т.д.
Ребёнок: Я хочу превратиться в синицу.
Я хочу стать воробушком.И т.д.
Воспитатель: Солнышко ещё не взошло, на улице морозно и птички спят. Глаза у них закрыты, головки спрятаны под крылышки. Они дышат глубоко, ровно, спокойно. Но вот: «Дзинь» - выглянул первый лучик солнышка. Погладил по головке птичку - Олю, птичку – Колю…
(Воспитатель гладит каждого ребёнка по голове.)
Воспитатель: Птички открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели глазками вниз, влево, вправо, вверх. Зажмурились от яркого солнышка. Открыли глаза и широко улыбнулись. Как рады птички солнышку! Стали птички умываться, чистить свои пёрышки, крылышки, грудку. Вот какие они красивые! Посмотрите друг на друга и все вместе скажите: «Здравствуй,солнышко! Как хорошо жить!»
Воспитатель: Птички проснулись и прилетели на кормушку. Давайте посчитаем птиц, которые прилетели на кормушку. (Слайд№ 6)
Сколько прилетело воробьёв? А сорок?
Воспитатель:Чем же кормить птичек? (Игра «Покормите птиц» Слайд№7,8,9)
Хороводная игра: “Синичка”
Скачет шустрая синица, (дети прыгают на двух ногах). Ей на месте не сидится, Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок, (кружатся). Вот присела на минутку, (приседают) Почесала клювом грудку, (причесывают пальчиками грудь) И с дорожки – на плетень, (убегают на места) Тири-тири, тень-тень-тень! (сидя, взмахивают кистями рук).
Воспитатель: Дети, у вас на столах заготовки деревьев с кормушками.Намажьте клеем поверхность кормушки, насыпьте сверху крупу-пшено. Сейчас слетятся птички, зернышки клевать. Наклейте птиц на картинку.
(Дети приклеивают заранее вырезанных птиц)
Воспитатель:
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед.
Не страшна зима птицам, если есть корм! Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идёт.
Рефлексия: Ребята, если вам понравилось занятие положите к дереву светло-голубую снежинку, а если нет, то темно-синюю снежинку.
Фото приложение.
Ход занятия:
Минутка вхождения в занятие
Выполняем графический диктант «Птица»
Зрительная гимнастика «Мы птицу увидали»
Игра «Найди лишнюю птицу»
Описание птицы с помощью мнемотаблицы
Физминутка «Скачет шустрая синица»
«Делаем кормушку»
«Насыпали пшена»
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед,