Просмотр содержимого документа
«Конспект дистанционного родительского собрания в средней группе «Начало учебного года — начало нового этапа в жизни дошкольного учреждения и детей»»
Конспект дистанционного родительского собрания
в средней группе
«Начало учебного года — начало нового этапа
в жизни дошкольного учреждения и детей»
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.
Ход собрания
- Добрый день, уважаемые родители! Хотим поздравить вас с новым учебным годом и начинаем наш учебный год с необычной для нас формы проведения дистанционного родительского собрания. Все вы знаете о изменениях в нашей с вами жизни, которые вносят свои коррективы и в жизнь дошкольного учреждения. Будем встречаться с вами в онлайн формате. Детки ваши подросли за лето и перешли в среднюю ортопедическую группу детского сада. Наши дети подросли, окрепли, стали более самостоятельными и стали на год взрослее. А еще они стали очень любознательными.
С принятием ФГОС ДО, детский сад стал начальной ступенью образовательной системы России. Однако это не означает, что детский сад должен научить ребенка читать и писать к моменту поступления в школу. Задача детского сада – развивать желание ребенка учиться, познавать новое. Воспитатель – не учитель, все знания ребенок приобретает играя. Поэтому, не удивляйтесь, когда на ваш вопрос: «Какое у тебя сегодня было занятие?» получали ответ: «Ни какого». Именно играя, мы и наблюдаем, и беседуем, и лепим, и трудимся.
Любые даже самые сложные знания мы стараемся преподнести ребенку в игре, где и побегать можно, и сказку услышать, и порассуждать.
Мы стараемся создать условия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя эмоционально комфортно, психологически защищено, чувствовал себя любимым и неповторимым. Мы прикладываем немало усилий, чтобы дети могли выбрать какой-то уголок групповой комнаты для игры. Конечно, без Вашей помощи, дорогие родители, нам не обойтись.
В учебном году развитие детей осуществляется при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, двигательной, познавательно - исследовательской, изобразительной, конструктивной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора.
Организованная деятельность детей проводится по следующим образовательным областям:
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Дети так любят вас, гордятся вами, подражают во всем и мы разделяем их чувства.
Вначале, нашего собрания, хотим выразить благодарность родителям, которые активно принимали участие в жизни группы – наш родительский комитет. Спасибо вам большое за помощь. А также всем родителям, которые всегда приходили нам на помощь.
А знаете ли вы, уважаемые родители, что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?
Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают появляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребёнку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.
Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлечённость игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учёта этой двойственности развития.
Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Важно! На пятом году жизни у малыша закладываются основы будущей личности, формируется интеллект, вместе с тем он осваивает человеческие взаимоотношения.
Осознает себя, приобретает свое «Я», стремится к независимости в передвижении и обслуживании самого себя.
Познавательное развитие:
Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего».
Сравнивать 2 группы предметов, используя счет.
Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте.
Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
Различать и называть части суток.
Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).
Знать правую и левую руку.
Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины).
Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме.
Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.
Уметь вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину).
Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань).
Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения.
Различать и называть части тела животного и человека.
Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений.
Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов.
Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных).
Называть насекомых.
Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.
Речевые навыки
В четырехлетнем возрасте дети связно говорят на родном языке, по памяти могут пересказывать сказки, стишки. Речь богата своим содержанием, многие с удовольствием придумывают свои рифмы, а в словарном запасе малыша появляется все больше прилагательных. Словарный запас в среднем составляет 3000 слов. Мальчики в этом возрасте более развиты физически, хорошо ориентируются в пространстве и лучше запоминают полученную информацию, у девочек сильнее развит артикуляционный аппарат и словарный запас обычно шире.
Как должен разговаривать ребенок в 4-5 лет
Использовать в речи существительные, обозначающие профессии.
Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные.
Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
Употреблять предложения с однородными членами.
Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам.
Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки.
Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.
Мелкая моторика
Мелкая моторика напрямую связана с интеллектуальным и речевым развитием. Это объясняется очень близким расположением речевого и моторного центра в головном мозге. Умение выполнять скоординированные движения благотворно влияет на память, зрение, внимательность и нервную систему ребенка.
Дети в 4 года, что должны уметь:
Не выходя за контур разрисовывать и заштриховывать картинки.
Одевать на шнурок бусинки.
Уметь застегивать пуговицы, змейки, липучки и крючки.
Уметь завязывать узлы.
Рисовать простые геометрические фигуры.
По очереди показывать пальцы, уметь соединять их колечком.
Хотелось бы поговорить о том, что очень волнует и тревожит всех взрослых, это «Безопасность наших детей на дорогах». Хочется, чтобы каждую минуту своей жизни, наши дети чувствовали себя комфортно, и были в полной безопасности, но часто в городской суете, спешке мы забываем о том, что рядом с нами находятся беззащитные и доверчивые дети. Не задумываясь, ребята могут оказаться в сложной для них ситуации. Каждую минуту наших детей могут подстерегать опасности.
- Как уберечь?
- Как не допустить трагедии?
Для просмотра мульфильма по ПДД для детей «Уроки тетушки Совы» История ПДД – http://avtoline-nsk.ru/c/multfilmy-po-pdd/uroki-tetushki-sovy-istoriya-pdd.html
Мы уверены, что многие из вас, если не все, являетесь очень ответственными и грамотными участниками дорожного движения, но в то же время, улицы города сегодня очень перегружены транспортом и людьми. На них происходит множество неожиданных событий, что даже нам, взрослым, порой сложно ориентироваться в таких ситуациях. А что же тогда неопытному наивному ребёнку?
И сегодня, уважаемые родители, мы попытаемся ответить на вопрос: «Отчего зависит безопасность детей на наших дорогах?»
Мы, взрослые, понимаем, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. А приводит к этому элементарное незнание правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части дороги. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Дети считают вполне естественным затеять весёлую игру сначала на обочине дороги, а затем и на дороге. Взрослого человека, при появлении опасности на дороге иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши не обладают этими качествами в полной мере и не могут моментально принять правильное решение.
Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста и совместными усилиями детского сада и семьи.
Мы знакомим детей с Правилами дорожного движения через образовательную ситуацию, путем бесед, чтения художественной литературы, придумывания рассказов, сказок о поведении детей на улице, организуем подвижные игры, экскурсии, где наблюдаем за движением транспорта, учимся переходить дорогу без светофора.
Знания, которые дети получают в детском саду, должны подкрепляться и дома: расскажите сказку или рассказ о правильном и неправильном поведении детей на проезжей части дороги, переходите с ребенком дорогу, обязательно, я подчеркиваю на зелёный свет, даже если транспорт двигается где-то вдалеке. Ведь родительский пример - эталон поведения для ребенка. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или перейти на красный сигнал светофора и, оставшись один, ребенок повторит тоже самое. Поэтому постоянное внимание и неослабевающая забота требуется от родителей, нас воспитателей, всех взрослых, чтобы привить ребенку внимательность и осторожность на дороге.
Научить – значит предотвратить беду!
Ребенок – это чистый лист бумаги, на котором можно написать всё хорошее и плохое. Так пусть на вашем листе будет написано только хорошее! У вас прекрасные, талантливые дети.
Знайте, ребенок всегда подражает взрослым. Но порой так хочется закричать: «Остановитесь! Рядом с вами человечек, не имеющий опыта, быстрой реакции, как у вас».
Помните: «Безопасность детей – забота нас с вами, взрослых!»
Готовясь к собранию, мы предложили Вам, родители задать воспитателям интересующие вопросы. В конце нашего собрания мы предоставим слово нашему педагогу-психологу Л.В. Макаренко, так как поступил вопрос от одной из наших семей.
- Лариса Викторовна, 4 года возраст протеста, как правильно, грубо говоря, заставить ребенка выполнять какое-либо поручение, если ребенок наотрез отказывается и кидается сразу в истерику?
Конечно, заставить и надавить на ребенка мы, взрослые можем, но нужно ли?
Все конечно индивидуально, но вот несколько советов:
Детская истерика. Что делать?
1. Соблюдение режима дня. Нервная система ребенка еще развита недостаточно, и ребенок не может себя контролировать. А когда к этому примешивается усталость, процесс возбуждения, очаг которого находится в мозгу, не может быть остановлен никакими внешними факторами, он лишь усиливается. Вспомните себя, когда вы устали. Раздражены? Хочется накричать на кого-нибудь? Топать ногами? Истерика – это тоже самое, только по-детски. Усталость, голод, перевозбуждение – провокаторы истерики.
2. Предчувствуйте истерику и вовремя переключайте внимание ребенка. Если видите, что ребенок не в духе, начинает расстраиваться и раздражаться, ныть и капризничать, отвлеките его внимание от собственных проблем: «Ой, смотри, какой грузовик большой проехал!», «А давай построим интересный домик из палочек! Поможешь насобирать?!», «Хочешь помочь мне со стиркой? Давай загрузим вещи в стиральную машину!».
3. Обязательно демонстрируйте ребенку своё неодобрение его истериками.
4. Учите ребенка выражать своё раздражение и недовольство цивилизованным способом. После завершения истерики поговорите с малышом на эту тему. Может, он кричит по привычке, потому что понятия не имеет, как можно выражать свой гнев по-другому. Скажите ему, что можно выразить словами то, что его злит и беспокоит, например: «Ух, как я зол, что не могу получить сейчас эту игрушку!».
5. Когда ребенок устраивает истерику, всегда и везде ведите себя одинаково. Дети обожают устраивать родителям проверку на людях: на улице, на детской площадке, в магазине. А вдруг тут сработает тактика, которая «не проходит» дома? Очень важно придерживаться одной линии поведения всегда, когда ребенок впадает в состояние истерики. Он должен понять и усвоить, что ваша реакция и поведение не изменится ни при каких обстоятельствах, и своими истериками он ничего не добьется. Если малыш закатил истерику в общественном месте, увидите его из места скопления народа, по возможности найдите тихий уголок и побудьте с ним там, пока не успокоится.
В любом случае, истерика – это сигнал об актуальном состоянии малыша, которое он не может выразить словами. И остановиться тоже не может. Более расширенная информация по данному вопросу будет выложена в Телеграмм канале вашей группы, а также в группе «Веснушки» в соцсетях «Одноклассники».
Желаем вам успехов, интересных открытий, весёлых игр и настоящих друзей! Только вперёд!