Просмотр содержимого документа
«Комплексное занятие по ознакомлению с миром природы "Кругосветное путешествие"»
Тема: "Кругосветное путешествие"
Цель: закрепить знания о сторонах света: север, юг, запад, восток; упражнять в умении ориентироваться на местности, закрепить знания о природных зонах, животном и растительном мире, соответствующем данной части света. Продолжать учить разгадывать загадки, ребусы о животных, находить и исправлять ошибки. Развивать логическое и ассоциативное мышление, память, внимание, воображение, ориентацию в пространстве, координацию движений, общую моторику. Воспитывать познавательный интерес, любовь к природе, желание знакомиться с новыми местами и объектами природы.
Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса, беседы на темы: "Четыре стороны света", "Природные зоны", наблюдения за солнцем, знакомство с приметами и проверка их собственными наблюдениями, сочинение кратких историй на тему "Как я заблудился в лесу...", решение проблемных ситуаций- определение направления, д/и"Природные зоны", настольная игра-лото "В мире животных", чтение произведений Д.Биссет "Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски", Д.Ч.Харрис "Братец лис и братец кролик", И.Б.Шестакова "Приключения Пингвинёнка", А.Синичкин, К.Конфеткина "Приключения Орлёнка и его друзей", сказки народов мира "Малыш леопард и малыш антилопа", "Тигр и лиса",просмотр мультфильма "Фиксики " Компас"
Материал: таблички с буквами(стороны света), ребусы, обручи, маска тигра
Ход мероприятия:
(мероприятие проводится на спорт.площадке, в центре нарисован круг, по краям площадки стоят таблички с буквами "С", "Ю","В", "З", символизирующими стороны света)
- Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие вокруг света! А сколько сторон света ?- правильно, 4. Назовите мне их.- Север, юг, запад, восток. А чем они между собой отличаются?- погодой, растительностью и животными.
- Скажите, а какие препятствия мы можем встретить на пути?- явления природы, опасных животных.
- Поскольку вы достаточно осведомлены, мы можем отправляться в путь. Сначала мы отправимся на восток, так как туда можно добраться по суше. На чём мы можем ехать? - дети предлагают.
- Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, т.к. дорога дальняя и поезд самый подходящий для этого транспорт. Занимайте свои места в вагонах, а я буду машинистом.
(дети парами пролазят в обручи, держат руками свой и передний обруч, получается поезд. Дети начинают движение от центра по кругу, напевая песню С.Михалкова "Песенка друзей", прибывают к табличке с буквой "В")
- Вот мы и на востоке, чтобы не оказаться в опасной ситуации нам нужно вспомнить какие здесь обитают животные. Для этого отгадайте загадки, но загадки не простые, а с путаницей , так что будьте внимательны.
Зверь этот, словно светофор, Свой изменяет цвет. В зеленый, желтый... напугай! И покраснеет … хамелеон (попугай)
Она под панцирем живет, На жизнь свою не злится! Когда куда-нибудь ползет, То не спешит ... черепаха (волчица)
С пальмы вниз, На пальму снова Ловко прыгает... обезьяна (корова)
Хвост веером, на голове корона, Нет птицы краше, чем ... павлин (ворона)
На это стоит поглядеть: Бревно взял хоботом ... слон (медведь)
Скорей на берег выбегай Плывет зубастый... крокодил (попугай)
- Молодцы, вы справились с нелёгким заданием, потому что были внимательны. А теперь мы поиграем в игру "Тигр и обезьянки".
(считалкой назначается "тигр", остальные- "обезьянки", дразнят тигра и разбегаются, а он их ловит)
Обезьянки. Мы смешные, мы смешные обезьянки.
Мы прыгучки, мы висючки, кувыркалки!
На деревьях мы висим
И бананы мы едим!
Тигр. А я Тигри не смешной,
Я голодный, страшный, злой!
Спойте песню ещё раз.
Я поймаю вас сейчас!
Обезьянки. Мы смешные, мы смешные обезьянки.
Мы прыгучки, мы висючки, кувыркалки!
Любим бегать и скакать ,
Никому нас не догнать!
- Играть, конечно, весело , но нам пора двигаться дальше. Теперь мы держим курс на юг. Чтобы быстрее преодолеть океан, предлагаю лететь на самолёте.
(дети выстраиваются, создавая силуэт самолёта: воспитатель, за ним двенадцать детей парами, следом два по одному, от предпоследнего по бокам по одному ребёнку- хвост, от пятой пары по бокам по четыре человека- крылья, дети в таком строю двигаются к табличке с буквой "Ю")
- Вот мы и прибыли на юг. А здесь много необычных животных. Чтобы узнать каких, разгадайте ребусы.
(воспитатель демонстрирует таблички , дети по первым звукам картинок называют зашифрованное слово)
- Отлично, мы узнали, что здесь обитают: кенгуру, коала, страус и многие другие. А мы сейчас попробуем прыгать как кенгуру.
(дети становятся парами: один впереди, другой сзади, задний обнимает переднего за талию и прыгают на месте, чья пара выше)
Лишь в Австралии зеленой Кенгуру живет смышленый. Он своих детей не бросит, Он с собой их в сумке носит.
С малышом в кармане
В дождик и в жару
Скачет по саванне мама- кенгуру.
А подрос сыночек, прыг - и не догнать!
Мама вслед хохочет: - шустрый, значит в мать!
- Хорошо прыгаете, ребята, но нам пора в путь. Теперь мы полетим на воздушном шаре на запад.
(дети делают круг и , держась за руки, выполняют движения согласно тексту стихотворения)
На большом воздушном шаре
Мы компанией собрались,
Взвились вверх и полетели,
Вниз всё время все глядели.
А под нами чудеса: море, горы и леса.
Мы же рядом с облаками
Долго очень там летали,
Но пора на землю опуститься,
С новым местом познакомиться.
- Мы приземлились на западе, нужно выяснить , кто здесь обитает. Я буду читать стихотворения и пропускать звуки, а вы их правильно вставляйте.
В Северной Америке Богатая природа. Встретишь здесь л..ся и р..сь, Ол..ня и ..нота. Рос..махи, бе..ки, ..исы Здесь живут в лесах. Пум.. за ба..аном снежным Бегает в горах. Друг за другом леммин..и Ходят по пятам. И огромный ..ризли Бродит по лесам. По степи гуляет Редкий зверь — би..он. Ни койот..в, ни вол..ов Не боится он. В вышине летает Конд..р — великан. Ловит в озере прозрачном Рыбу пел..кан. Там за анти..опами Я..уар следит. ..обра королевская Средь камней лежит. Разбежались звери вмиг — На поляну с..унс проник. Он красивый, между прочем, Только пахнет сильно очень. Разные животные Вместе здесь живут. Из краев своих далеких Вам привет свой шлют.
- Отлично, вы справились с заданием, а теперь вы превращаетесь в чаек, которые улетают от кондора, его мы выберем с помощью считалки.
Чаечки над морем кружат, рыбу ловят себе на ужин.
Чайки плавали, купались и кого-то испугались,
кондор вдруг их напугал и на чаек он напал,
Чайки, разлетайтесь, от кондора спасайтесь!
- У вас отлично получается перевоплощаться в разных животных. Но нам ещё нужно побывать на севере. Туда мы отправимся на корабле.
(дети делают круг, идут по кругу , делая движения, согласно тексту стихотворения)
Мы весёлою командой вот плывём на корабле
К неизвестным дальним странам, что зовут сейчас к себе.
Вот и ветер очень лёгкий помогаем кораблю,
Вот сильнее , подгоняет, волны наш корабль несут.
Уж виднеется земля- путь прямой у корабля.
- Наконец-то мы прибыли на север, нам нужно тепло одеться, кто быстрее! Давайте вспомним обитателей севера, вы их хорошо знаете, поэтому сразу заметите ошибки, которые я буду допускать и исправите их.
Где сугробы, стужа, лёд,
Где пурга снега метёт,
Там хозяин- царь зверей,
Ходит лев в красе своей.
Весь он белый от зимы,
От метельной кутерьмы.
Енот лежит на льдине,
Как -будто на перине.
Вставать он не торопится,
Жирок под шкуркой копится.
Гордится конь усами
И острыми клыками.
Он в Арктике живёт,
Где снег вокруг и лёд.
Погоняемый кнутом,
Мчится в упряжи, потом,
Мох и травку щиплет он
Стройный рогоносец- слон.
- Отлично, ребята, и с этим заданием вы справились. А сейчас мы превратимся в северных оленей и прокатимся в упряжках.
(дети становятся четвёрками: два впереди, два сзади, держатся за руки, образуя квадрат, таким образом перемещаясь по площадке)
Мы поедим, мы помчимся на оленях утром ранним И отчаянно ворвемся прямо в снежную зарю. Ты узнаешь, что напрасно называют север крайним, Ты увидишь, он бескрайний, я тебе его дарю. По хрустящему морозу поспешим на край земли И среди сугробов дымных затеряемся в дали.
- Вот и подошла к концу наша кругосветная прогулка, северные олени вывезли нас из тундры, дальше они идти не могут, поэтому мы садимся на автобус и едем домой.