Просмотр содержимого документа
«Коммуникативное и речевое развитие дошкольников- разница и сходство.»
МОУ «Бендерский детский сад №с26»
Консультация для педагогов
«Коммуникативное и речевое развитие –
разница и сходство»
Упражнение: «Знакомство»
Цель: раскрепощение участников, разминка.
Инструкция: Участники садятся по кругу. Любому участнику предлагается начать: назвать своё имя и растение, с которым он себя ассоциирует. Затем следующий участник называет своё имя и растение. А потом повторяет имя и растение предыдущего выступающего. И так далее.
Игра «Кто я?»
Цель: способствовать сплочению коллектива, развивать умение быть внимательным к окружающим.
Инструкция: Я прошу каждого написать загадку, в которой он описывает самого себя. 5-6 предложений, в которых можете описать свой внешний вид, что любите, чего не любите, положительные и отрицательные черты характера, отношение к работе. Завершите загадку о себе вопросом Кто я? Написав, листочки сложите в общую коробку. Коробка проходит по кругу, и каждый человек достает одну из загадок (не свою), зачитывает вслух доставшуюся записку и угадывает, кто бы это мог быть.
Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность . Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.
В общении со взрослым ребенок учится говорить и общаться с миром. Общение со сверстниками – показатель сформированности коммуникативной способности .
Коммуникативное развитие — это процесс формирования навыков общения, которые включают:
умение начинать и поддерживать диалог;
умение слушать собеседника;
способность адаптировать свою речь к ситуации и возрасту собеседника;
умение использовать невербальные средства общения (мимику, жесты, интонацию);
понимание эмоционального контекста высказывания.
Речевое развитие — это процесс использования языка для передачи информации. Включает такие виды деятельности, как:
говорение (артикуляция, грамматическая структура предложений);
письмо (уровень графических навыков и письменной речи);
слушание (понимание услышанного);
чтение (интерпретация текста).
Сходство между понятиями «коммуникативное развитие» и «речевое развитие» заключается в том, что оба процесса связаны с развитием речи и общения. Речь — средство коммуникации, и её развитие происходит под влиянием потребности в общении.
Разница заключается в том, что коммуникативное развитие описывает умение общаться эффективно, а речевое развитие — умение правильно использовать язык. Речевая деятельность — часть коммуникативной, но не вся она. Можно иметь хорошие речевые навыки, но испытывать трудности в общении — и наоборот.
Ведущими формами педагогического взаимодействия для развития коммуникативных умений должны стать ситуации образовательного характера и ситуации общения:
- Разговоры с детьми в процессе выполнения режимных моментов;
- Беседы о прочитанной книжке;
- Беседы при рассматривании иллюстрации;
- Обыгрывание игрушки;
- Общение в ходе наблюдения за явлениями природы в группе и на прогулке.
К практическим ситуациям можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т.д. В старшем дошкольном возрасте значимыми становятся практические образовательные ситуации с включением игровых ситуаций. Детям предлагается стать корреспондентами, взять интервью и сделать телерепортажи. Подобные образовательные ситуации направлены на стимулирование у детей желания задавать вопросы, пересказывать услышанное, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания.
Развитие речи и коммуникативных навыков у дошкольников является важнейшей задачей, которая требует комплексного подхода со стороны родителей и педагогов .
Формирование у дошкольников хороших речевых и коммуникативных навыков способствует их гармоничному развитию и успешному будущему. Нашей задачей являлось достижение максимального результата в формировании коммуникации у ребенка на фундаменте построения системы работы по речевому развитию. Системное, последовательное развитие речевых навыков рассматривается нами как стержень полноценного формирования личности ребенка – дошкольника.
Вовлечение дошкольников в активную экспериментальную деятельность, как одну из форм совместной активности педагога с детьми, способствует развитию коммуникативных навыков и стимулирует рост личностной активности и инициативы детей:
Развитие общения со сверстниками. Во время проведения опытов в паре развиваются дружеские отношения, взаимопомощь, формируются умения слушать собеседника, не перебивать его, спокойно отстаивать своё мнение.
Усвоение норм и правил поведения. От детей требуется умение ограничивать свои желания, выполнять правила безопасного поведения. Это воспитывает волевые усилия, выступает стимулом в развитии настойчивости, стремлении к завершению начатого дела, целеустремлённости.
Развитие речи. Экспериментирование тесно связано с развитием речи. Это прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировке цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов.
Развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания. Например, при изучении темы «Проращивание семян» у детей возникает желание заботиться и ухаживать за растениями.