Оборудование: игрушка Колобок; дорожные знаки: «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка»; сигнальные карточки (красный–нельзя, зеленый–можно); картинка с изображением велосипеда.
Активный словарь: «Движение на велосипеде запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка», части велосипеда – «седло», «рама». Пассивный словарь: велосипед, колесо, руль, педали, проезжая часть, дорога, КАМАЗ.
Предварительная работа: экскурсии на игровые площадки, чтение стихотворений о велосипеде, игры на велосипедах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
«Эмоциональный настрой»
Дети с воспитателем стоят в кругу, взявшись за руки, и произносят слова, выполняют движения в соответствии с текстом:
Шире наш чудесный круг, Я твой друг и ты мой друг. Влево, вправо повернитесь И друг другу улыбнитесь. Руки к солнцу протяните, Лучики его возьмите И к груди своей прижмите. С этим лучиком в груди Ты на мир ясней гляди.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: «Ребята, отгадайте загадку.»
Из муки его слепили, После в печку посадили. На окошке он студился, По дорожке он катился. Был он весел, был он смел, И в пути он песню пел. Съесть его хотел зайчишка, Серый волк и бурый мишка. А когда малыш в лесу, Встретил рыжую лису, От неё уйти не смог. Кто же это?
Дети: «Колобок» (слайд 2)
Вношу игрушку – колобок.
Колобок: «Я так давно не был у вас в гостях, что стал даже скучать. Но я пришел по делу. Вы много знаете о наземном транспорте. У меня тоже есть свой транспорт – это велосипед, но я не знаю о нём ничего. Вы расскажите мне, как устроен велосипед. Где можно на нём кататься? Я так люблю кататься.»
Воспитатель: «А у вас есть велосипеды? Вы любите на них кататься?»
Дети: «Да, мы любим на них кататься. (Слайд 3)
Воспитатель: посмотрите на этот велосипед, и расскажите, из каких частей он состоит. Как называется часть велосипеда, где сидит водитель? За счёт чего двигается он? А это что? (Показываю на раму) и т.д. Чем накачивают колёса?
Игра «Назови, чего не хватает». (Слайды 4-7)
Воспитатель: «А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не хватает». Посмотрите внимательно на каждый слайд. Назовите, чего не хватает у велосипеда?
Дети: «Не хватает колеса, седла, руля, педалей.»
4. Колобок: «Спасибо. Здорово, конечно, прокатиться на велосипеде, только я не знаю, где это можно сделать. У меня есть велосипед, но я не представляю, как я на нем поеду по проезжей части дороги. Да меня какой-нибудь КАМАЗ не заметит и раздавит.»
Воспитатель: «Почему Колобок боится выезжать на дорогу на велосипеде?»
Дети: «Боится попасть в аварию, не знает правила и т.д.
Воспитатель: А где, по вашему мнению, можно кататься, а где нельзя?»
Дети: «Можно кататься во дворе, по велосипедной дорожке. Нельзя – на дороге, где много машин.»
Воспитатель: «Правильно. На велосипеде маленьким детям на проезжую часть дороги выезжать нельзя, а кататься и играть нужно только во дворах или площадках. Если что-то случилось с велосипедом – не задерживаться на дорожке, уйти в сторону.» (Слайды 8-9)
Воспитатель: где катается котёнок?
Дети: «По дорожке.»
Воспитатель: «Почему щенок не едет на велосипеде, а везёт его?
потому что он идёт по тротуару и навстречу ему могут идти пешеходы.»
Воспитатель: «Что вы видите на этом слайде?»
Дети: как дедушка учит девочку кататься на велосипеде во дворе.
Воспитатель: при езде на велосипеде необходимо соблюдать правила. Посмотрите, как можно ездить и как ездить нельзя. (Слайд №10)
Воспитатель: посмотрите на этих велосипедистов. Кто из них соблюдает правила езды на велосипеде? (Слайд 11)
Воспитатель: «Я буду показывать на каждого велосипедиста, а вы покажете-красный или зеленый квадрат. Красный – если нельзя так кататься, зеленый – если можно.
Игра «Можно – нельзя»
Дети ложатся на спинки. Имитируют езду на велосипеде. Воспитатель называет различные места для катания на велосипеде. Дети реагируют: если можно – крутят педалями в воздухе, а если нельзя – лежат спокойно.
На остановке автобуса … (лежат спокойно) Во дворе … (крутят педалями) На проезжей части … (лежат спокойно) На полянке … (крутят педалями) По лестнице … (лежат спокойно) По тротуару … (лежат спокойно) На площадке … (крутят педалями)
Воспитатель: «А еще существуют специальные дорожные знаки для велосипедистов.»
У кого велосипед – Говорят: Проблемы нет! Сел, педалями крути Где захочешь – там кати! Все не просто, все не так Езди там, где этот знак: Круг окрашен в синий цвет, А в кругу велосипед. (Слайд 12)
Воспитатель: «Этот знак называется «Велосипедная дорожка». Он разрешает движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут двигаться также пешеходы (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки).
Знак запомните друзья, И родители, и дети: Там, где он висит, нельзя Ездить на велосипеде!
Воспитатель: «Этот знак «Движение на велосипеде запрещено». Он относится к запрещающим знакам. Этот запрещает движение велосипедов и мопедов в обоих направлениях дороги.
Воспитатель: «А для водителей ставят знак «Пересечение с велосипедной дорожкой». Этот знак предупреждающий. Он предупреждает водителей и велосипедистов о том, что скоро будет пересечение дороги с велосипедной дорожкой. Велосипедистам необходимо снизить скорость и уступить дорогу транспортному средству. (Слайд 13)
Когда педали я кручу, Мне все на свете по плечу! Но вот знакомый знак узнал: Водителю и мне сигнал. Тут я приторможу немножко, Хоть хочется лететь вперед: Велосипедная дорожка Машинный путь пересечет.
Воспитатель: «Вы молодцы, дорожные знаки для велосипедистов мы с вами запомнили и я предлагаю вам немного пофантазировать.
Давайте сами придумаем дорожные знаки.
Мы уже знаем, что в красном круге-знаки ЗПАПРЕЩАЮЩИЕ
В КРАСНОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ-знаки предупреждающие
В синем прямоугольнике-информационные знаки, которые нам рассказывают разную, полезную информацию
У нас есть заготовки для разных знаков, вы самостоятельно можете выбрать, какой знак вы хотите придумать и изобразить.
Посмотрите, какие знаки придумали другие дети. Теперь сами немного подумайте, возьмите заготовку- и карандашами и фломастерами дорисуйте свой дорожный знак, а потом мы с вами поговорим-что означает ВАШ ДОРОЖНЫЙ ЗНАК
Колобок: спасибо, ребята. Теперь я знаю, где можно ездить на велосипеде, и еще много новых знаков увидел
Анализ
– А вы, ребята, запомнили знаки? Что они обозначают? Какой из них запрещающий? А какой предупреждающий? Почему нужно соблюдать правила езды на велосипеде? Посмотрите, у меня на подносе кружки трёх цветов. Что можно из них сделать? Правильно, светофор: красный, жёлтый, зелёный. А ещё с их помощью вы сами оцените, как сегодня отвечали. Если вы были на занятие активными, знали ответы на все вопросы, то возьмите зелёный квадрат, а если не очень активны, то жёлтый квадрат. Если вам задания показались сложными, и вы затруднялись ответить на многие вопросы – то красный квадрат. А теперь поднимите свои квадраты. Молодцы, все правильно оценили свою работу. Теперь представьте, что мы с вами сели на велосипед и поехали кататься. – Счастливого пути!