Просмотр содержимого документа
«Коянайтатык - праздник оленеводов»
Коянайтатык – праздник оленеводов
Для детей подготовительной группы
Подготовил:
инструктор по физической культуре
Морозова А.Н.
Цель: Развитие интереса у детей к культуре коренных народностей Камчатки. Активизация отдыха детей. Воспитание чувства любви к родному краю.
Задачи:
• укреплять физическое здоровье детей;
• развивать физическую активность;
• развивать физические качества детей — силу, ловкость, быстроту, выносливость;развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива;
• формировать устойчивый интерес к физической культуре;
• закреплять знания детей о традициях корякского народа;
• воспитывать взаимовыручку, смелость и решительность;
• воспитывать чувство патриотизма и сострадания, дружелюбного отношения к людям.
Место проведения: Музыкальный зал
Аудитория: дети 6-7 лет
Предварительная работа: чтение, беседы, просмотр книг, фотографий о Камчатке; рассматривание кухлянки.
Оформление, реквизиты: Рисунки о камчатке, кухлянка, конусы 2 шт., олени (на гимнастических палках прикреплены изображения оленя), стойки для перепрыгивания 6 шт., скакалки 2 шт., гимнастическая палка, угощения для детей.
Содержание праздника:
Звучит мелодия ведущий и дети входят в оформленный в народных традициях зал под музыку и перестраиваются.
Инструктор: Здравствуйте ребята!
Дети:
Инструктор: К нам сегодня пришли гости, а мы гостям всегда рады, давайте с ними поздороваемся.
Дети
Инструктор: Наши гости приехали к нам с разных уголков нашего полуострова. А как называется наш полуостров?
Дети
Слайды детских рисунков
Ребенок 1
Нарисуй Камчатский край
Полуостров с океаном
реки, гейзеры, вулканы,
Про моря не забывай.
Ребенок 2
Нарисуй медведей бурых
На рыбалке у реки,
Серых чаек в синем море
И оленей табуны.
Ребенок 3
Нарисуй людей спешащих
На работу по утру,
И автобус на маршруте
Вверх ползет в Сапун — гору.
Ребенок 4
Нарисуешь и увидишь
Часть России на листе.
Пусть живет и процветает
Край Камчатский на земле.
Инструктор: В нашем крае зима очень длинная и чтобы не замерзнуть нужно хорошо подвигаться чтобы согреться.
Под музыку «Северное царство» дети выполняют физ разминку. Садятся.
Инструктор: Ребята, каких коренных народов Севера вы знаете? Мы сегодня поближе познакомимся с коренными жителями Камчатки – коряками. Слово Коряки означают – владеющий оленями. Коряки – это удивительные оленеводы нашего полуострова Камчатка. У кочевых коряков есть праздник – Коянайтатык – «Перегонять оленей» – устраивали после возвращения стад с пастбищ. Давайте вместе проговорим Коя-най-та-тык.
ВИДЕО про коряков.
(Звучит фонограмма музыки. Выходят девочка Миттэ и мальчик Ое в кухлянках подходят к яранге и играют на бубне и танцуют)
Инструктор: Здравствуй, Миттэ, здравствуй Ое!
Миттэ: Амто, на нашем языке это означает - Здравствуйте. Добро пожаловать в наше стойбище! Очень рада видеть гостей на нашем празднике оленеводов! Это главный осенний праздник моего народа — Коянайтатык («Перегонять оленей») устраивали его после возвращения стад с летних пастбищ. В этот день они состязались в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками, набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб....
Хотите и вы принять участие в празднике?
Дети: Да.
Инструктор: Почему сегодня вы играете на бубне?
Миттэ: Бубен - это наш национальный музыкальный инструмент, который мы используем в народных играх и танцах.
Инструктор: Ое, скажи, пожалуйста, чтобы поймать быстрого оленя, уметь управлять собачей упряжкой, ловить рыбу, что для этого нужно?
Ое: Чтобы всему этому научиться, дети всегда находятся рядом с родителями и перенимают опыт и знания у взрослых, родители приучают детей к работе по дому: ходить за водой, приносить дрова, ухаживать за животными, ремонтировать нарты, ловить рыбу, поэтому они очень быстро взрослеют становятся ловкими и сильными.
Инструктор: Миттэ, ты сможешь наших детей научить вашим национальным играм, чтобы они стали ловкими, сильными и главное здоровыми?
Миттэ: Конечно, научу с удовольствием.
Миттэ: Для начала ребята вам нужно разделить на 2 команды (выполняется построение и перестроение на 2 шеренги). Команда девочек будет называться - Олени, а команда мальчиков – Оленеводы.
Миттэ:
1 эстафета:Оленеводы зимой часто ходят по тундре на лыжах, чтобы найти место для пастбищ оленей
«Ходьба на лыжах»
2 эстафета: Каждый ребенок в стойбище должен уметь поймать оленя, он должен быть очень метким.
В этом состязании вы должны проявить свою ловкость, и как можно больше забросить чаутов на оленя.
«Ловкий оленевод»
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Поочередно они набрасывают на оленя обруч, стараясь накинуть его на него. Выигравшей считается команда, которая большее число, обручей накинет на оленя.
Миттэ: Наш народ обладает удивительной силой, и может без остановки прыгать через нарты-сани, сейчас хочу посмотреть, кто из вас справится с заданием быстрее и лучше.
3 эстафета «Нарты-сани»
Команды строятся за линией старта. Двое первых игроков бегут и перепрыгивают через нарты (стойки 3 шт.), поставленные друг от друга на расстоянии 1м, ширину 30-40см. Выигрывает команда, которая быстрее прибежит и не заденет нарты.
Миттэ:(загадка)
у него рога ветвисты,
ноги тонки, ноги быстры!
Динамическая пауза «У оленя дом большой…»
Исполняется танец-игра «Вяженка и олени»
Миттэ: Самое любимое состязание оленеводов были гонки на оленьих упряжках. Следующее состязание Оленьи упряжки.
4 эстафета «Оленьи упряжки»
Команды строятся за линией старта. Один участник изображает запряженного оленя, другой – каюра. По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия. Чья упряжка первой добежит до финиша, та и побеждает.
Ребенок 5:
В тундре бескрайней уснула пурга
Сколько не смотришь снега да снега.
К дому родному не легкий маршрут,
Редкой цепочкой олени бегут.
Юный погонщик на нартах сидит,
Ровно по насту упряжка бежит.
В ритме широких шагов вожака
Звон колокольчика слышен слегка.
Чуют олени и дом и ночлег,
Звонко хрустит под копытами снег
Танец с палками
Ое: Чтобы проверить, кто из мужчин самый сильный у нас есть особое состязание - борьба на палках, приглашаются мальчики.
5 эстафета «Борьба на палке» (для мальчиков).
Два игрока из разных команд садятся по обе стороны прочерченной на полу линии лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног в ступни соперника, они начинают перетягивать друг друга на свою сторону. Выигрывает игрок, перетянувший другого игрока.
Миттэ: когда наступает лето, мы заранее начинаем готовиться к зиме, готовим покрытие для яранги, так называется наш дом, где мы живем, он переносной и состоит из палок и шкур.
6 Игра «Собери ярангу».
Дети под музыку расходятся под музыку по залу врассыпную, по окончании музыки они должны собрать две яранги (круга). Кто вперед выполнит задание, тот и победил. Игра проводится 2 раза, на 3 раз собирается одна большая яранга.
Миттэ: Собрали оленеводы ярангу. Обычно мы отмечаем такое событие песнями и танцами.
Танец – игра «Хэйро»
Миттэ: Вот и подошёл к концу наш праздник, вы сегодня справились со всеми заданиями!
Миттэ:Примите от меня в память о нашей встрече небольшой сувенир! До свидания! Буду ждать вас в гости!
Инструктор: Ребята поблагодарим Миттэ и Ое за подарок!
Звучит музыка, дети поворачиваются и уходят из зала.
Список литературы:
1. Кенеман А.В. “Детские подвижные игры народов СССР” М.: Просвещение. 1989 г.
2. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет.
3. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2003.