Просмотр содержимого документа
«Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Семинар-практикум «Кинезиология в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Цель: Представление опыта работы педагога-психолога по применению коррекционных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.
- В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей отмечается общее моторное отставание, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительный процесс, внимание, речевое развитие. Таким образом, кинезиологические упражнения являются эффективным методом преодоления трудностей интеллектуального развития у детей с ОВЗ.
Задачи данного метода:
- развитие межполушарной специализации;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие памяти, внимания, речи;
- развитие мышления.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
В своей практике я использую кинезиологические сказки. Эти сказки позволяют сопровождать речь движениями. Причем движения должны осуществляться одновременно обеими руками, что в свою очередь ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.
Этапы работы с детьми:
На первом этапе детям предлагается изучить комплекс кинезиологических упражнений, который будет использован при пересказе сказки.
Их разучивание осуществляется в сопровождении стихотворных текстов, подобранных к ним для задания ритма и темпа, сначала в медленном темпе с последующим ускорением при усвоении упражнения. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий. На данном этапе упражнения педагог выполняет вместе с детьми.
На втором этапе – введение разученных упражнений в сюжет сказок.
На третьем этапе – дети сами могут придумывать сказки, используя выученные упражнения. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием подключаются к придумыванию сюжета.
- Давайте разучим некоторые упражнения.
Упражнение 1: Горизонтальная восьмерка
Нарисуйте ввоздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, затем три раза другой рукой, потом обеими руками вместе.
Упражнение 2: Кулак-ребро-ладонь
Кулак - ладонь сжатый в кулак вертикальном положении, ребро- раскрываем кулак в горизонтальном положении, ладонь - распрямленная ладонь смотрит вниз.
Упражнение 3: Колечки
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение 4: Зайчик-колечко-цепочка
Зайчик - указательный и средний палец поднять вверх, остальные в кулачки, колечко - большой палец соединяем с указательным, цепочка - поочередно соединять пальцы рук с большим, соединяя обе руки вместе.
Упражнение 5: Капитанское прпиветствие
Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак «класс». Меняем руки местами.
Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.
ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ с аудиторией
Сказка «Городской парк»
В одном городе был красивый парк, там росли большие деревья. («деревья»)
Каждый вечер в парке зажигались фонари, а утром их гасил смотритель парка, который жил в домике на окраине этого парка («фонарики»).
Когда рано утром вставало солнышко, смотритель открывал окошко и шел гасить фонари («солнышко»).
Все жители города любили этот парк, там росли очень красивые розы, утром они раскрывали свои бутоны, а вечером закрывали («бутоны»).
Дети очень любили этот парк, потому, что там продавали вкусные баранки – большие, средние и маленькие («колечки»).
А еще в этом парке был красивый пруд, где все желающие могли покататься на лодке («лодочка»)
и увидеть серебристых рыбок, которые выныривали из воды, как – будто здороваясь с людьми («рыбки»).
Вечером все люди уходили домой, смотритель закрывал парк на замок и ложился спать («замок»).
- Помимо обыгрывания кинезиологических сказок я использую на своих занятиях рисование двумя руками. Началом усвоения данной техники было использование специальных трафаретов(далее их демонстрация: на слайде картинка или само практическое пособие). После того как получилось синхронизировать движение обоих рук мы приступаем к свободному зеркальному рисованию.
Упражнение «Зеркальное рисование»
- Возьмите фломастеры в руки и одновременно обеими руками на листе бумаги начните рисовать симметрично-зеркальные рисунки.
При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
! Демонстрация упражнений с данной техникой. Приглашаются 5-6 человек.
Заключение: Рекомендую каждому педагогу использовать кинезио-упражнения в своей практической работе, они не только хороший коррекционный результат, но и массу положительных эмоций.