развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования
ВВЕДЕНИЕ
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Каждый ребенок – это маленький исследователь, который ежедневно открывает для себя удивительный окружающий мир. И мы, педагоги детских садов, должны способствовать разностороннему развитию наших воспитанников. А одним из самых эффективных способов развития младших дошкольников является продуктивная деятельность. И чем разнообразнее организована такая деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.
Вот почему, на наш взгляд, одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Изначально всякое детское творчество сводится не к тому, ЧТО рисовать, а на ЧЁМ и ЧЕМ, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.
Задача педагога – научить манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами и использовать их в изобразительном искусстве. Наиболее эффективным для формирования изобразительных умений и навыков у дошкольников, на наш взгляд, является сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски);
Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;
Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);
Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Паспорт проекта
Наименование проекта:«Художница Осень».
Вид проекта: творческий.
Длительность проекта: краткосрочный.
Сроки и этапы реализации проекта: сентябрь 2019 – ноябрь 2019 гг.
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта:
Для детей
Знакомить детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
Способствовать овладению детей простейшими техническими приемами работы с изобразительным материалом, краской;
Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.);
Для родителей
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми;
Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Для педагогов
Анализ и сбор информации по художественно - эстетическому развитию детей.
2. Разработать план мероприятий по проекту.
3. Пополнить предметно-развивающую среду.
Участники проекта:дети раннего возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
Дети
Знание детей о нетрадиционных способах рисования;
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности, внимания;
Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Родители
Приобретение родителями знаний о нетрадиционных способах рисования;
Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
Повышение уровня знаний по теме «Нетрадиционные техники рисования». Накопление методического, дидактического и наглядного материала по теме.
Распространение педагогического опыта в использовании изобразительных технологий, дальнейшее развитие темы по самообразованию.
Аннотация проекта:
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Сегодня есть выбор вариантов художественно – эстетического дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов. Но проблема изучения и развития детской художественной творческой деятельности (одарённости) средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике конкретно нашего дошкольного учреждения. Поэтому мною и был разработан данный проект «Разноцветный мир творчества» по использованию нетрадиционных изобразительных технологий при работе с детьми дошкольного возраста. Главный принцип работы – педагогика ненасилия. Реализация проекта позволит моим ребятам проявлять большую самостоятельность, инициативу, фантазию; повысить уровень эмоционального благополучия воспитанников; ребята научатся сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания незаконченного образа; смогут давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
Продукты проектной деятельности:
Рисунки, выставки.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный (сентябрь):
1. Составление плана работы над проектом.
2.Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
3.Организация предметно- развивающей среды по теме проекта.
4.Разработка конспектов НОД по теме проекта.
2 этап - основной (октябрь - ноябрь);
Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей раннего возраста;
Формирование навыков художественной деятельности детей раннего возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей;
этап - завершающий (ноябрь):
-Выставка рисунков « Художница Осень».
-Выставка совместных работ детей и родителей «Дары Осени».
-Осенний утренник «Художница осень».
Обсуждение итогов и анализ работы
Риски:
Низкая активность родителей в совместной творческой деятельности с детьми.
Пути преодоления рисков:
Мотивация через организацию выставок, проведение индивидуальных бесед с родителями.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
Дети
формирование у детей раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
владение детьми простейшими техническими приемами работы с изобразительным материалом, краской.
Родители
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Педагоги
повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техники рисования.
Перечень игр-занятий нетрадиционными способами, проводимые с детьми в рамках проекта.
СЕНТЯБРЬ
1
тема НОД
техника выполнения
задачи
«Солнышко осеннее улыбнулось весело»
рисование ладошками
Учить детей рисовать лучи солнца при помощи ладошек, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
2
«Зонтики»
рисование ватными палочками
Учить детей использовать ватную палочку для рисования,
Пробуждать к своевременному насыщению ворса палочки, формировать умение устанавливать связь между реальностью и ее изображением
ОКТЯБРЬ
1
«Репка»
рисование ладошкой
Упражнять в навыке рисования ладошкой, формировать интерес к рисованию.
2
«Вот ёжик, ни головы, ни ножек»
(рисование одноразовыми вилками)
Упражнять в навыке рисования красками при помощи одноразовых вилок, закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию
3
«Осеннее дерево»
(коллективная работа)
рисование мятой бумагой
Вызвать интерес к рисованиюосенних листьев, расширить словарный запас, развивать интерес к рисованию
4
«Дождик, чаще, кап- кап- кап!»
рисование пальчиками
Учить изображать дождь при помощи пальцев. Закрепить знание синего цвета. Развивать чувство цвета и ритма.
Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
НОЯБРЬ
1
«Мои рукавички»
рисование печатками из картофеля, пробкой
Упражнять детей в технике печатания, способствовать украшению предмета несложной формы, нанося рисунок по всей поверхности
Упражнять детей в рисовании ладошками, уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
4
«Цветные ладошки»
Упражнять детей в рисовании ладошками, формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
Работа с родителями
Анкетирование "Нетрадиционное рисование дома в совместной деятельности детей и родителей»;
Нетрадиционное родительское собрание «Цветные ладошки»;
Размещение информационного материала в родительских уголках;
Совместная деятельность детей и родителей по подбору материала на тему «Художница Осень»;
Творческая мастерская «Рисуем вместе с мамой!»
Ресурсы :
Уголок художественного творчества в котором помещены;
репродукции картин, открытки, фотоальбомы, эскизы и образцы работ;
краски разнообразных составов, кисти и другие изобразительные инструменты (карандаши простые и цветные, печати и штампы, трафареты, мелки восковые, свечки, поролон, ватные палочки и др.);
картотека дидактических игр и нетрадиционных способов рисования;
ноутбук с подборкой презентаций, методические пособия ;
семья, художественная и учебная литература, интернет ресурсы.
Вывод проекта
Данный проект показал, что выбранные темы занятий с детьми соответствовал возрасту и был составлен «от простого - к сложному». И самое главное, что этот проект помог нам легко пройти адаптацию у детей. Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.