Цель: Расширить знания о хлебе. Активизировать и обогащать словарь. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов. Закреплять знания о хлебе в пословицах и поговорках. Познакомить с культурой русского народа, обрядами, традициями. Развивать умение работать с тестом.
Предварительная работа: Чтение литературных произведений «Прости меня, хлеб» О. Глинской, «Как самолёт в поле работает» И. Винокурова, беседы о труде хлеборобов, рассматривание картин, иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, частушек, стихов, песен, танцев.
Оборудование: Костюмы, различные сорта хлеба, колосья, зерно, тесто, колосья для танца, фартуки, косынки, полотенца, магнитная доска, плоскостное изображение снопа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Хлеб-всей жизни голова »
Интегрированное занятие – развлечение
старший дошкольный возраст
Хлеб всей жизни голова!
Цель: Расширить знания о хлебе. Активизировать и обогащать словарь. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов. Закреплять знания о хлебе в пословицах и поговорках. Познакомить с культурой русского народа, обрядами, традициями. Развивать умение работать с тестом.
Предварительная работа: Чтение литературных произведений «Прости меня, хлеб» О. Глинской, «Как самолёт в поле работает» И. Винокурова, беседы о труде хлеборобов, рассматривание картин, иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, частушек, стихов, песен, танцев.
Оборудование: Костюмы, различные сорта хлеба, колосья, зерно, тесто, колосья для танца, фартуки, косынки, полотенца, магнитная доска, плоскостное изображение снопа.
Ход занятия
Дети входят в зал, садятся на стулья. В центре стоит стол, на котором хохломской поднос с хлебобулочными изделиями.
Педагог:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Я. Аким
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о хлебе и о людях, которые растят хлеб и пекут для нас эти замечательные изделия. Как в народе говорят о хлебе? Давайте вспомним пословицы и поговорки:
У народа есть слова:
«Хлеб – всей жизни голова»!
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе!
Дети:
Хлеб – всему голова.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Хвала рукам, что пахнут хлебом.
Плох обед, коли хлеба нет.
Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
Педагог: Береги хлеб – он наше богатство. Хлеб – основной продукт питания, он нужен человеку каждый день. Накрывает хлеб полотенцем.
Упражнение «Волшебный сноп».Загадывание загадок:
на магнитной доске плоскостное изображение снопа, состоящего из крупных колосьев. На обратной стороне каждого колоса написаны загадки. Педагог снимает по одному колоску и читает загадки:
Педагог: - Ребята, послушайте загадку:
Рос сперва на воле, в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда меня смололи,
Я в муку превратился (колос).
Стоит стеной, шумит весной,
Волна золотая, не видно края (поле ржи).
Ходит дом ходуном
На столбе золотом (колос).
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены (колос).
Весь из золота отлит,
На соломинке стоит (колос).
Молодцы! Отгадали все загадки. И не случайно они все были про поле и колоски. Сегодня мы с вами узнаем: откуда же к нам хлеб приходит? А поможет нам в этом герой из русской народной сказки.
Звучит музыка. На ширме появляются Дед и Баба.
Дед.
Ох, захотелось колобка,
У нас есть масло и мука? (Бабе).
Ты бы тесто замесила
Да детишек угостила.
Баба.
С охотой я возьмусь за дело,
Хоть задача нелегка:
Чтоб тесто сделать пышным, белым,
Нужна не только мне мука.
Вниманье нужно да уменье,
Про соль и сахар не забыть.
Чтоб лучше сделать угощенье,
Начну-ка тесто я месить.
Дед и Баба.
Тесто мы месили, масла добавляли.
Выбились из сил, ох, как мы устали!
Уходят.
Тесто.
Очень сдобное я тесто,
Усидеть здесь не могу,
Мне в кадушке мало места,
Тесно, тесно, убегу!
Баба. (выбегает)
Ай-ай-ай! Куда? Куда?
Вот несчастье, вот беда!
Не уйти тебе от нас!
Будет колобок сейчас!
Колобок падает в руки педагогу.
Баба.
Убежал мой колобок, не попался на зубок! (уходит). Звучит песня «Колобок».
Педагог:
- Укатился Колобок от Бабы с Дедом да к нам в гости попал. Отправимся мы вместе с ним в путешествие, узнаем как хлеб растет.
- Все начинается весной. В эту пору, когда растаял последний снег, начинается подготовка поля к посеву, на поля выезжают трактора, сеялки, вовсю кипит работа. Послушайте стихотворение:
По земле сырой, не жесткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера, и позже,
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой.
Е. Трутнева
Педагог:
Вот какие маленькие зернышки (показывает детям зерна)! Из них и растут хлебные колосья.
Дети исполняют песню «Золотое зернышко» (слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова)
Педагог:
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот весной хлеб посеяли хлеборобы, а дальше что? А дальше приходит лето. Что же происходит летом? Пригревает солнышко землю, и зернышко превращается в маленький росточек, а из него – в зеленый колосок.
Танец с колосьями.
Подвижная игра «Море волнуется».
Педагог:
И летом у хлебороба продолжается работа. В это время на поле могут появиться вредители: жучки, паучки, бабочки, гусеницы, а когда колосья созреют, то птички. Они могут склевать все зернышки. Кто же поможет, кто спасёт зёрнышки от прожорливых птиц? Догадайтесь:
Чтобы птицы не летали, колоски чтоб не клевали,
Чтоб боялись галки – длинный шарф на палке,
Шляпу нахлобучило – кто же это?... (чучело)
Входит Чучело.
Чучелу наскучило воробьёв пугать.
Очень хочет Чучело с вами поиграть!
Очень хочет Чучело с вами поиграть!
А ему приходится воробьёв пугать!
Педагог:
Дети, хотите с Чучелом поиграть?
Дети и Чучело играют в игру «Жмурки».
Педагог:
-Пришла осень. Вот и созрели колосья.
Встает стеною золотой,
Волнуется пшеница,
И каждый колос налитой
К земле готов склониться.
М. Забила
Подвижная игра «Золотая рожь»
Ветерок спросил, пролетая:
Бегут по кругу на носочках, руки на
поясе.
— Отчего ты, рожь, золотая?
Меняют направление бега.
А в ответ колоски шелестят:
Останавливаются, руки вверх, накло-
ны в стороны.
— Золотые руки растят!
Два наклона к носочкам.
Е. Серова
Педагог:
-Почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми?
Дети: Они умелые, ловкие.
Педагог:
- Верно. Точно так же о добром сердце говорят: «Золотое сердце». А про красивый голос говорят: «Золотой голос».
Пришло время хлеб убирать. Наступает пора жатвы.В старину колосья срезали серпами , жали, поэтому уборка хлеба называется жатвой. В наше время хлеб убирают огромные комбайны, машины.
С поля ехать в магазин,
Хлебу рановато.
Он уселся на машины
И спешит на элеватор.
На элеватор хлеб привозят с полей на хранение. Радуются трудовые люди – собран богатый урожай. Веселятся, пляшут, поют. Давайте и мы споём и спляшем.
Дети исполняют частушки:
Эй, девчата – хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Разудалый я силач –
Гну рукой подковку!
Потому что я жую
Каждый день морковку.
Ухажеров нынче сто
Под моим окошком.
Все желают получить
Пирожок с картошкой.
Стоит дедушка с корзинкой
На узорчатом крыльце.
Раздаёт своим внучатам
Витамины А, Бэ, Цэ.
Почему в шкафу у мамы
Стало очень пусто?
Все наряды я надела,
Как кочан капусты.
Оля бусы из рябины
Нанизала метров пять.
Чтобы их носить на шее,
Надо ей жирафом стать!
Ах, подружки дорогие,
Дайте мне капусты.
Я всё лето загорала –
В огороде пусто!
Игра-соревнование «Кто скорее?»:
Педагог:
-Я предлагаю вам провести соревнование.
перед каждым ребенком ставится 2 мисочки с зернами кукурузы и овса и по два маленьких стаканчика.
-Вы должны на скорость разложить в разные стаканчики зерна кукурузы и овса. Кто скорее? Начнете выполнять задание на счет «три».
Дети выполняют задание и определяют победителя.
Педагог:
Но путь хлеба на наш стол ещё не закончен. С элеватора зёрна везут на мельницу, где из них получают муку. А муку везут на хлебозаводы, пекарни. В пекарне пекут хлеб, булки, пироги, ватрушки, печенье, торты и т.д. Там вкусно пахнет свежим хлебом! Работа пекарей очень нужная и важная!Они работают около горячих печей. Им приходится работать по ночам, когда все спят.
Посмотрите, какие булочки испекли сегодня ночью пекари. Открывает поднос хлебобулочными изделиями.
Игра «Кого чем угостим?»
Педагог приглашает детей выйти в центр зала и берет в руки мяч.
Педагог:
-А теперь давайте поиграем еще в одну игру с мячом. Она называется «Кого чем угостим?» Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, а вы заканчиваете его, перечислив несколько хлебобулочных изделий. Мы угостим Бабу...
1-й ребенок. ...пирожками, булочками и печеньем.
Педагог: Мы угостим Деда...
2-й ребенок. ...сушками, баранками и бубликами.
Педагог:. Мы угостим Чучело...
3-й ребенок. ...тортами, вафлями и пряниками.
Педагог: Мы угостим Колобка...
4-й ребенок. ...сухариками, пирожными и сдобной соломкой.
Педагог:
-Вот сколько интересного мы с вами узнали сегодня! И колобок был с нами. А теперь вы сами сделаете колобков из теста.
Дети моют руки, надевают фартуки и косынки. Из готового теста лепят булочки-колобки. Булочки уносят в духовку и пекут их. Дети моют руки и снимают фартуки.
Педагог:
Дети, вам было интересно? Я надеюсь, вы будете беречь хлеб, потому что уже знаете, как непросто его вырастить. А ещё потому, что хлеб – наше богатство, здоровье и сила! Ну а теперь….
В хоровод вставай, испекли мы каравай!
Дети исполняют хороводную песню. На полдник детям приносят булочки, сделанные их руками.