Просмотр содержимого документа
«Кейс для педагогов «Учимся играя» по развитию речи и обучению грамоте для детей дошкольного возраста»
Кейс для педагогов
«Учимся играя»
по развитию речи и обучению грамоте
для детей дошкольного возраста
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому в современном дошкольном образовательном учреждении уделяется много внимания развитию речи детей.
Но, не смотря на все прилагаемые усилия, в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Перед педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Это позволит дошкольникам успешно вступать в разные формы общения (деловое, познавательное, личностное).
В образовательной практике накоплено достаточное количество методик по развитию речи у дошкольников. Для формирования коммуникативной компетенции и развития связной речи дошкольников мы используем в своей работе метод кейс - технологий.
Кейс технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе подлинных или вымышленных ситуаций.
В работе с детьми мы применяем технологию кейс-иллюстрацию - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации, анализа возможных решений и выбора лучших из них.
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и излагать свои мысли.
«Метод кейс-технологии в дошкольном образовании»
Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного образования, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений.
Слово «интерактив» с английского на русский переводится как взаимное действие. Понятие «интерактивный» выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы, взаимодействовать с кем-либо, а также с чем-либо (компьютером).
Кейс в переводе с латинского – запутанный, необычный случай, а с английского – портфель, чемоданчик.
Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
1.Требования к кейсу(заданию):
- соответствовать четко поставленной цели;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- иллюстрировать типичные ситуации;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать дискуссию;
- иметь несколько решений.
2.Методы кейс - технологии:
- метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
- игровое проектирование ( процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);
- метод разбора деловой корреспонденции (работа с книгами, энциклопедиями, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);
- ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);
- метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).
3. Виды кейс-технологии в работе с дошкольниками:
- анализ конкретных ситуаций;
- кейс-иллюстрации;
- фото-кейс;
- проигрывание ролей (ролевое проектирование).
Технология кейс-стади (ситуация) – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
4. Технология кейс-стади направлена на:
- освоение знаний, формирование новых качеств и представлений;
- развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, классификация и т. д., прорабатывать различные проблемы, находить их решение;
- ориентированное обучение детей с индивидуальными данными;
- формирование навыков коммуникативного взаимодействия;
- использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
Кейс-стади «Разговор по телефону»
Цель:закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета; формирование культуры общения; воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
Например:
Артем звонит Жене по телефону. Трубку берет Жени папа.
— Женю позовите.
— Жени нет дома. А с кем я говорю?
— Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы:
— Можно ли назвать Артема вежливым и воспитанным?
— Почему?
— Умеет ли Артем разговаривать по телефону?
— О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
— Предложите свой вариант разговора по телефону.
Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?»
Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию и предлагает детям обсудить, что же произошло. Задача педагога подвести детей к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья.
В «фото-кейс»входит:
- фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;
- текст к кейсу, который описывает совокупность событий;
- задание – правильно поставленный вопрос (в нем должна быть мотивация на решение проблемы).
Фото-кейс «Мальчик не ест суп»
Цель: создать мотивацию необходимости кушать первое блюдо.
Текст:
В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только один мальчик сидел над тарелкой и не ел суп. Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на его месте?
Ролевое проектирование – это вид кейс - технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является: умение дошкольников принять на себя роль; умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками; ролевое взаимодействие.
Этапы кейс - технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.
Этапы:
Деятельность детей - знакомство с ситуацией, ее особенностями. Воспринимают предложенную ситуацию
Мозговой штурм - осуществляют поисковую деятельность.
Презентация - представляют свои роли.
Рефлексия - анализируют, делают выводы.
Кейс-ролевое (игровое) - проектирование основано на проектной деятельности, с которой мы уже знакомы. В данном случае группу детей можно разделить на мини-группы для выполнения проекта. Диапазон использования метода игрового проектирования огромен, так как может включать в себя проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Игровой проект «Кока-кола: за и против»
Данный проект долгосрочный и включает в себя несколько этапов:
Подготовительный: рассмотрение и постановка проблемы. На данном этапе воспитанникам предлагается изучить состав кока-колы, влияние ингредиентов на организм человека, выдвинуть гипотезы и наметить пути их проверки.
Основной этап: дети с помощью педагога проводят эксперименты. Как часто вы употребляете кока-колу? Здесь детям предлагается самостоятельно провести опрос. Совместно с детьми решается – кто будет интервьюировать и кого (взрослых или детей). Молочный зуб растворяется в кока-коле за 12 часов — совместно с детьми решаете, как можно это проверить (с помощью яйца). Старую монету можно очистить с помощью кока-колы — совместно с детьми решаете, как можно это проверить.
На данном этапе педагогу отводится второстепенная роль. Он только предлагает проблему, а пути ее решения должны вырабатываться группой детей. Именно так будет реализована кейс-технология.
В процессе освоения кейс-технологий дети: учатся получать необходимую информацию в общении; развивают умение соотносить свои устремления с интересами других; учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; развивают умение принимать помощь.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации?
Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Кейс-технологии формируют коммуникативные навыки:
- происходит формирование у детей навыков работы в команде;
- умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
- развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
- обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
- дети учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.
Главное предназначение кейс - технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Одним словом, воспитателю необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов.