kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека упражнений по вестибулярной системе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека предназначена для развития у детей вестибулярной сисиетмы, можно брать в работу по инклюзии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека упражнений по вестибулярной системе»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 38 ГОРОДА ТОМСКА















Упражнения для развития вестибулярного аппарата

(вестибулярная сенсорная система)









Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории

Литвиненко О.Н.



Томск 2022 г

Вестибулярная система является органом равновесия и играет ведущую роль в ориентации человека в пространстве. Вестибулярная сенсорная система сообщает нам о том, где находится верх, где низ, и о том, как наше тело расположено в пространстве: вертикально или горизонтально. Она также говорит о том, как расположены наши тело и голова по отношению к поверхности земли.

Вестибулярные ощущения говорят нам о том, двигаемся мы или находимся в неподвижном состоянии, а также двигаются ли окружающие нам предметы или находятся в состоянии покоя по отношению к нашему телу. Вестибулярные ощущения также информируют нас , в каком направлении и как быстро мы двигаемся. Это чрезвычайно важная информация, которая подсказывает, нужно ли двигаться быстрее!

Термин «вестибулярный аппарат» относится к периферическим структурам вестибулярной системы, которые находятся во внутреннем ухе , в которых происходит определение того, что тело находится в движении или куда поворачивается голова.

В качестве примера, как это работает : встаньте и повернитесь вокруг своей оси раз или два. Чувствуете лёгкое головокружение? Наверняка. Ваша вестибулярная система немедленно сообщает вам, когда уже хватит кружиться и стоит прекратить эти вращательные движения.

Роль вестибулярного восприятия, а именно, вестибулярной информации, поступающей в головной мозг, трудно переоценить. Она необходима для формирования поступательно-моторной программы, а именно в период первых самостоятельных движений, будь то движения глаз или удержание головы и т.д. Она необходима при управлении мелкой моторикой, стабилизации положения головы и тела. В когнитивном развитии ( это когда происходит развитие всех мыслительных процессов , таких как память, восприятие, воображение, логика) она необходима при формировании ощущения себя в пространстве, при формировании способности к обучению, чтению и письму. Так же недостаточное развитие вестибулярной системы оказывает значительное влияние и на речевое развитие.

Поведенческие проявление утраты или потери вестибулярной функции могут выражаться в следующих проявлениях: ребенок может плакать, если его берут на руки или убаюкивают; ребенку может не нравится, если его перемещают; ребенок может быть раздражительным; ребенок не принимает участия в общих играх: стоит в стороне, живет в собственном мире, может быть агрессивным; ребенок быстро устает, любит лежать, не любит внимания к себе. Во время движения ребенок фиксирует голову и тело, как бы «застывает», избегая нарушения равновесия. Также может проявляться в нарушении двигательных передвижениях. Ребенок либо ограничивает свою сенсомоторную активность, либо, наоборот, не осознает риска для жизни, постоянно попадает в сложные ситуации, становится неуправляемым, буйным, агрессивным

Для того чтобы правильно выстроить коррекционую работу нам необходимо правильно простимулировать работу вестибулярной сенсорной системы. Существует два вида нарушений которые, как правило, влияют на обучение в целом и поведение ребенка:


Если ребенок слишком чувствителен (гиперчувствительность) к движению: ОВЧ

- боится встать на ступеньки эскалатора

-боится кататься на качелях и на горках

-не переносит езду в автомобиле - укачивает

- проблемы с тем, что бы остановиться быстро или во время движения

- проблемы с деятельностью, во время которой голова не смотрит прямо или ноги не стоят на земле.

-проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте

Если ребёнок имеет пониженную чувствительность к движению: (гипочувствительность) ОНЧ-

- дети-любители острых ощущений: они без конца добираются на самые высокие поверхности, висят вниз головой, бегают-прыгают. Эти дети могут больше и дольше всех выполнять активные упражнения

- потребность раскачиваться, качаться, вращаться

- бег и мотание туда – сюда без определенной направленности.

Однако, это не значит, что необходимо посадить ребенка на карусель и кружить его до «не могу», в этом случае никакой стимуляции не происходит. Вестибулярный аппарат через определенное количество раз, перестает реагировать на идущие к нему импульсы. Поэтому, для стимуляции вестибулярного аппарата, нам необходимо постоянно менять, скорость движения, направления движения и т.д. Таким образом, вестибулярный аппарат будет постоянно включен в процесс стимуляции, а соответственно, более качественно реагировать и обрабатывать вестибулярные сигналы.

Все эти проблемы мешают быть детям организованными на занятиях и для преодоления нарушений вестибулярной системы мы для детей с разной чувствительностью подобрали серию упражнений + имеющие дидактическую нагрузку.

Методы помощи

ОНЧ — занимайтесь тренировкой вестибулярного аппарата (используйте игрушечные лошади - качалки, качели, карусели, игры в мяч, поднимайтесь по лестнице, ходите по

бордюрам)

- если у ребенка имеется гиперчувствительность вестибулярной системы то выполнение каких либо упражнений, для формирования определенных навыков, значительно затруднено. В этот момент, находясь в состоянии страха, мозг решает другие задачи. Любое перемещение: полностью тела или отдельно руки, или поворот головы, воспринимается ребенком как угроза. Однако, если выполнять определенные упражнения, стимулирующие вестибулярный аппарат, это поможет ребенку быстрее адаптироваться к новому положению, а значит быстрее обрабатывать вестибулярные импульсы. Так же, в некоторых случаях, это может быть поиск, определенной амплитуды или же временного промежутка выполнения задания, точнее его скорости, что позволит ребенку, то есть, его мозгу, успевать обрабатывать вестибулярные сигналы, а следовательно и выдавать адаптивный ответ.
ОВЧ - разделяйте занятия на мелкие, более легкие задания,

- используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

- дети, с ОВЧ вестибулярного аппарата, воспринимают вестибулярную информацию только усиленную. Отсюда и желание забраться повыше и раскрутиться посильнее. Ведь именно в такой ситуации вестибулярный аппарат полноценно получает сигналы. А низкие сигналы – незначительное перемещение в пространстве – не отслеживаются. Следовательно, основной задачей будет научить ребенка распознавать самые незначительные изменения тела в пространстве. Это позволит ребенку более качественно управлять своим телом как инструментом для достижения конкретной цели.

Самое важное : тщательный выбор занятий и силы воздействия на сенсорную систему ребенка, методы и приемы не должны ни в коем случае наносить вред ребенку. Ответы ребенка на сенсорные импульсы почти всегда служат надежным критерием того, насколько хорошо мозг обрабатывает ощущения. 

Например:

– вестибулярные импульсы особенно сильно влияют на мозг, причем они могут как организовывать, так и дезорганизовывать работу организма, например, дыхания и сердцебиения; неспособность мозга обрабатывать вестибулярные импульсы может привести к дезорганизации, в крайних случаях, к потере сознания или припадкам (при наличии склонности к ним), поэтому не рекомендуется подвергать ребенка целенаправленным вестибулярным нагрузкам;


«Юла»

Тренажёр : гимнастические маты

Задачи: Это незамысловатое, но полезное упражнение, тренирующее вестибулярный аппарат.

Правила игры: Вы раскручиваете ребенка на месте или он сам это делает. Сначала в среднем темпе, чтобы понять, насколько хорошо он перенесет «качку» после того, как откроет глаза: ему будет казаться, что стены, пол – в общем, вся комната потеряла устойчивость. Постепенно, по мере привыкания к нагрузке, стоит усиливать темп вращения вокруг себя. Так тренируется способность держать равновесие и контроль координации движений.


«Падение»

Тренажёр : гимнастические маты

Задачи: развитие выдержки, смелости, уверенности в своём партнёре, вестибулярный аппарат

Правила игры: ребёнок падает на руки взрослого, стоя к нему лицом, затем спиной;

Когда ребёнок уже будет готов к этому (падать на руки взрослого) можно попробовать тоже самое с закрытыми глазами


«Кувырки через голову»

Тренажёр : гимнастические маты

Задачи: тренировка вестибулярного аппарата, развития ловкости, ориентировки в пространстве, с целью самостраховки при падениях

Правила игры: Упражнение выполняется из упора присев. Опираясь руками впереди ступней на полшага, слегка разогнув ноги, начать толчок. Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперед и, до конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшись, перекатиться вперед через голову в положении плотной группировки, коснувшись пола сначала затылком, затем шеей, лопатками, спиной и тазом. Перекатываясь на спине, сразу после касания стопами пола отпустить ноги и, посылая руки вперед, встать




«Катание на мяче»

Тренажёр : фитбол

Задачи: тренировка вестибулярного аппарата, развитие координации движений, снятие дополнительной нагрузки на позвоночник.

Правила игры: Упражнение проводится на фитболе. Положите ребенка на спину или живот, и, аккуратно придерживая, начните плавно раскачивать (держа за ноги ) ребёнка вперед-назад или вправо-влево, чередуя движения. Постепенно как ребёнок привыкнет к вашим действиям, добавляйте к раскачиванию любимое стихотворение ребёнка.
В дальнейшем ребёнок может сам производить раскачивания на фитболе.


«Собери пазл, собери пирамидку»

Тренажёр : фитбол, большой напольный пазл, большая пирамидка

Задачи: Развитие и совершенствование координации движений и равновесия; тренировка вестибулярного аппарата, развитие мелкой моторики и речи.

Правила игры: ребёнок ложиться на живот на фитбол, перед нам на полу большой напольный пазл или пирамидка. Взрослый держит ребёнка за ноги, позволяя ему перекатываться вперёд, что бы достать нужную ему деталь. Ребёнок выполняет задание.

В дальнейшем усложняют задание: дальше друг от друга раскладывают детали и ребёнок уже самостоятельно передвигается на фитболе.


«Перевозчики»

Тренажёр : скамейка

Задачи: тренировка вестибулярного аппарата, осанка

Правила игры: ребёнок становиться на скамейку, кладёт на голову утяжелённый мешочек, руки в стороны и прямо держа спину старается пройти по скамейке и ни разу не упасть (для начала предлагаем переносить более устойчивые предметы: книги, игрушки, потом можно усложнить задачу и, например, пройтись с мячом)

Вариант 2 Встать на скамейку, пройти по нему, переступая через кубик,

который поставлен на середину, и сойти вниз. (можно усложнить с предметом на голове)


«Комплекс упражнений»

Тренажёр : лента, пластмассовые массажные дорожки, шнур, удавчик

Задачи: развитие вестибулярного аппарата, координации движений, равновесия, способствует профилактике плоскостопия

Правила игры: - встать на доску, которая лежит на полу (земле), пройти до ее конца (руки на поясе, в стороны или вверх).

-Во время ходьбы или бега по сигналу взрослого принять определенное положение (присесть, стать на одну ногу и т. д.).

- Пройти или пробежать между двумя начерченными или выложенными из пластмассовых массажных ковриков линиями, не наступая на них (расстояние между линиями 20 см).

- Ходьба по шнуру (длина 8 —10м), положенному прямо, по кругу и зигзагом.


«Мяч на стене»

Тренажёр : шведская стенка, мячики разных цветов

Задачи: укрепление вестибулярного аппарата, уменьшение ощущения головокружения, неустойчивости

Правила игры: Перед началом упражнения взрослый кладёт мячи разных цветов на середину шведской стенки. Ребёнку предлагается взобраться на стенку и достать мяч определённого цвета (цвет ребёнку называет взрослый)

Вариант 2 На шведскую стенку можно разложить мячи и попросить ребёнка принести в корзину, которая рядом со стенкой определённое число мячей (повторение счёта)

Вариант 3 На шведской стенке закрепить геометрические фигуры и ребёнок снимает ту, которую ему назвал взрослый.



«Кто быстрей?»

Тренажёр : батут

Задачи: развитие вестибулярного аппарата, улучшение физической формы и общего состояния здоровья , развитие координации движений, работа всех групп мышц

Правила игры: Дети рассчитываются на первый-пятый. Запоминают свой номер. В центре физкультурного зала стоят два батута. Дети, взявшись за руки шагают по кругу и произносят слова: «Раз, два, три, четыре, пять, будем весело играть!»
Инструктор (воспитатель) называет один из номеров ( например, третий). Участники с данным номером добегают до батута. Первый прибежавший выполняет 5 прыжков на батуте.

«Поймай комара»

Тренажёр : батут

Задачи: развивать координацию движений, формировать умение удерживать равновесие во время прыжков на батуте

Правила игры: Ребёнок под весёлую музыку подпрыгивает на батуте, выполняет хлопки над головой



«Комплекс упражнений на батуте»

Тренажёр : батут

Задачи: развитие вестибулярного аппарата, развитие чувства уверенности в своих силах

Правила игры: 1.Упражнение «Высоко -низко»
Подъем на батут, спуск с батута
- дать ребенку почувствовать подъем на возвышенную поверхность.
2.Упражнение «Пружинка»
Встать на батут, выполнить пружинистые приседания.
3.Упражнение «Фонарики»
Встать на батут, руки согнуть в локтях, изображая фонарики. Выполнить повороты вокруг себя вправо-влево.
4.Упражнение «Собираем грибы»
Встать на батут, выполнить 2-3 приседания.
5.Упражнение «Раз, два, три, игрушки собери»
Ребенок встает на батут, взрослый выкладывает на батуте игрушки (з штуки).Ребенок наклоняется или приседает, берет игрушку и дает взрослому.
Количество игрушек можно посчитать.
6. Упражнение «Меткий стрелок»
Взять маленький мячик или пластмассовый шарик. Встать на батут. Бросить мячик в корзину, стоящую от батута на расстоянии 1- 1,5 метров.
7.Упражнение «Дружная пара»
Взрослый держит ребенка за руку. Ребенок выполняет 2-3 прыжка на батуте

«Докатись до игрушки»

Тренажёр : скейт

Задачи: развитие вестибулярного аппарата, поддержание тела в равновесии при движении, баланс

Правила игры: ребёнку предлагается переместить предметы с одного конца комнаты в другой и как средство передвижения предоставляется скейт. Ребёнок сам решает как ему на нём передвигаться. (сидя и отталкиваясь руками от пола, лёжа на животе и отталкиваясь руками, с помощью товарища – ребёнок сидит на скейте, а другой ребёнок толкает его в спину и они передвигаются.

.


«Прокати друга»

Тренажёр : тонель

Задачи: Развивать умение организованно перемещаться в определенном направление с ускорением и замедлением темпа, развитие вестибулярной системы, ловкости, ощущение ребёнком своего тела, пространства, ловкости.

Правила игры: детям предлагается перекатить друг друга с одного конца зала в другой, игра проходит в медленном темпе, и если ребёнку некомфортно игра прекращается.


«Тонель»

Тренажёр : тонель

Задачи: развитие ловкости, быстроты, координации движений и творческого воображения.

Правила игры: ребёнок садиться в тоннель, берёт с собой любую интересную для него игру, и какое- то время проводит там , играя в неё.

Вариант 2 Ребёнку предлагается переместить предметы с одного конца тоннеля в другой, ребёнок проносит их через тоннель.



«Маятник»

Тренажёр : балансир

Задачи: учить детей сохранять равновесие, способствовать пониманию принципа установления равновесия и балансировки

П равила игры: ребёнок встаёт на балансир, перенося тяжесть тела то на правую ногу, то на левую. Во время удержания равновесия ребёнку предлагается прочитать любое стихотворение, или поиграть в игру : «четвёртый лишний», «предметы одежды» и т.д.


Время- времечко бежит

Деткам подрастать велит.

Маятник стучит вот так:

Тик- так, тик- так!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека упражнений по вестибулярной системе

Автор: Литвиненко Ольга Николаевна

Дата: 24.11.2024

Номер свидетельства: 660154


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства