Из опыта развития платного дополнительного образования в ДОУ
Из опыта развития платного дополнительного образования в ДОУ
В данном материале можно ознакомиться с опытом работы дошкольного учреждения по организации дополнительных платных образовательных услуг для воспитанников с самого раннего возраста. Качественная организация платной образовательной услуги не представляется возможной без системного анализа изменения спроса на предлагаемую услугу и анализа качественных и количественных показателей, открытой системы оценки данного вида деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта развития платного дополнительного образования в ДОУ »
ИЗ ОПЫТА РАЗВИТИЯ ПЛАТНОГО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Т.Г.Спиридонова, заведующий
(Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок»
пгт. Междуреченский Кондинский район ХМАО-Югра)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида (МАДОУ ДСКВ) «Родничок» является некоммерческой организацией, созданной администрацией Кондинского района для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти в сфере дошкольного образования.
Сегодня организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является неотъемлемым компонентом социального заказа общества, а также результатом последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Так в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в разделе «Развитие образования» обозначены принципы развития системы дошкольного образования, в частности – говорится о «повышении гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования», «создании системы выявления и поддержки одаренных детей…»
Тема введения кружковой работы как формы организации дополнительного образования детей в ДОУ стала усиленно обсуждаться ещё в 1996 году. В это время вышло инструктивное письмо Министерства образования и Госкомитета РФ по высшему образованию о «Дополнительных образовательных услугах», а в 2001 году Правительством РФ было принято постановление № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования». Данные документы и послужили основанием для организации дополнительных платных услуг по воспитанию и обучению воспитанников. Помимо решения задач федерального и регионального уровня, данный вид деятельности позволяет также удовлетворить потребности главных социальных заказчиков – родителей (законных представителей). Результаты анкетирования показали, что родители (законные представители) готовы к получению платных образовательных услуг, а также указали приоритетные направления развития дополнительного образования в ДОУ.
В результате проведенной работы на базе МАДОУ ДСКВ «Родничок» с апреля 2011 года осуществляется платное дополнительное образование с детьми дошкольного возраста (с 3 лет) по направлению «Раннее эстетическое развитие» (РЭР). Реализация данного направления способствует эстетическому воспитанию, развитию музыкальных и творческих способностей воспитанников. Курс рассчитан на 2 – 3 года, по его окончании дети получают возможность поступления в детскую школу искусств вне конкурса.
Актуальным является вопрос подбора кадров соответствующей квалификации для успешной реализации программы дополнительного образования. В МАДОУ ДСКВ «Родничок» с детьми занимаются педагоги детской школы искусств, что значительно повышает качество предоставляемой услуги и удовлетворенность родителей. Занятия РЭР включают в себя: дыхательную гимнастику, артикуляционные упражнения, игры звуками, интонационное и ритмическое развитие, слушание музыки и др.
Несмотря на сравнительно небольшой опыт организации подобного рода деятельности, количество детей, посещающих платные занятия сегодня, составляет – 41 человек (49% от общей численности воспитанников), из которых в возрасте 3 – 4 года: 14 человек; 4 – 5 лет: 15 человек; 5 –6 лет: 10 человек; 6 –7 лет: 2 человека.
Современная молодая семья чаще, чем 10-20 лет назад задумывается над вопросами воспитания своего ребенка и чувствует серьёзность своей ответственности за него. Многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогическими структурами. Более того, большинство семей испытывает некоторый информационный вакуум психолого-педагогического характера и отмечает потребность в грамотной профессиональной поддержке их усилий по воспитанию ребенка. Для этого в ДОУ организована с сентября 2011 года семейная группа «Малышок» с детьми раннего возраста (с 8 месяцев до 3 лет). Большим спросом пользуются у родителей индивидуальные консультации с педагогом-психологом.
С введением этой услуги родителям представилась возможность воспользоваться советами специалиста, найти ответы на интересующие их вопросы. Развивающие занятия с детьми осуществляются в присутствии одного из родителей и основываются на основных принципах классической методики Марии Монтессори, методики, которая помогает детям с самого раннего возраста стать свободными, независимыми, уверенными в себе личностями, с позитивным восприятием окружающего мира. Именно эти качества помогут ребенку во взрослой жизни быстро адаптироваться в любых условиях.
В целом следует отметить, что внедрение платных образовательных услуг в МАДОУ ДСКВ «Родничок» находится в стадии становления и для успешной реализации образовательных услуг необходимо проведение системы мер по маркетингу, который предполагает ряд последовательных действий.
Прежде всего, следует начинать с изучения спроса на конкретные виды образовательных услуг (методы: анкетирование, опросы, беседы с родителями; ориентировочное время проведения – летний период). Немаловажную роль играет анализ платежеспособности заказчиков – родителей (методы: анкетирование на предмет социального статуса семьи), а также анализ фактических возможностей дошкольного учреждения (наличие авторских программ, соответствующих помещений и оборудования, кадрового потенциала; метод – SWOT-анализ). Особый интерес вызывает анализ информации о конкурентах, предлагающих подобные услуги, систематическое отслеживание их меняющихся позиций, с целью выяснения своих конкурентных преимуществ. Результатом всей вышеуказанной работы явится сформированный перечень платных образовательных услуг, расчёт их себестоимости. Для успешного продвижения услуг необходима организация рекламы (методы: письма родителям, информационные стенды, участие в конкурсах).
В заключение, отметим, что качественная организация платной образовательной услуги не представляется возможной без системного анализа изменения спроса на предлагаемую услугу и анализа качественных и количественных показателей, открытой системы оценки данного вида деятельности.