Упражнять детей в согласовании существительных с числительными в роде и числе.
Развивать тактильное и слуховое восприятие.
Воспитывать познавательный интерес в разрешении проблемных ситуаций.
Формировать у детей ощущение своей значимости.
Демонстрационный и раздаточный материал:
Фонарики (по одному на каждого ребёнка);
Файлы с цифрами (по одному на каждого ребёнка);
«Волшебные мешочки» (по одному на каждого ребёнка);
Набор геометрических фигур и тел (по одному на каждого ребёнка);
Набор счетных палочек (по 1 на каждого ребенка);
Конверты с заданиями;
Медали сыщиков.
Структура:
Вводная часть — 2 мин.
Работа с примерами — 5 мин.
Задача-головоломка со счетными палочками — 5 мин.
Зрительная гимнастика — 1 мин.
Игра «Чудесный мешочек» — 5 мин.
Логические задачи — 5 мин.
Рефлексия — 2 мин.
Предшествующая работа:
Закрепление знаний о геометрических фигурах и телах на занятиях, проведение игры «Волшебный фонарик», задачи-головоломки со счетными палочками, решение математических и логических задач, проведение электронных зрительных гимнастик на компьютере.
Ход занятия:
Вводная часть.
Педагог: Ребята, я предлагаю сегодня вам почувствовать себя настоящими сыщиками. Кто может из вас сказать, кто такие сыщики.
Ответы детей.
Педагог: Правильно, сыщик — это человек, который занимает поиском чего-либо. Я для вас в группе спрятала задания, они лежат в конвертах разного цвета, вам необходимо будет их найти. После выполнения заданий вас будет ждать сюрприз. Вы готовы пройти все задания?
Ответы детей.
Педагог: Тогда «Клуб юных сыщиков» открыт! Первый конверт —красного цвета, он находится в ИЗО уголке на второй полке сверху справа. Сыщики Кира и Арсений принесите, пожалуйста, конверт.
Работа с примерами.
Педагог: Первое задание называется «Найди ответ». У вас у каждого на столе есть фонарик и листок с спрятанными цифрами, сейчас я буду вам читать пример, а вам нужно найти правильный ответ с помощью луча от фонарика. (Примеры высвечиваются на мониторе компьютера).
Педагог: 2+5=, 6–3=, 5+4=, 5+3=.
Работа детей.
Педагог: Молодцы, вы все справились с моим первым заданием. Конверт со вторым заданием зеленого цвета, он находится в книжном шкафу на средней полке. Сыщики Даша и Даниэль, принесите, пожалуйста, конверт.
Задача-головоломка со счетными палочками.
Педагог: Второе задание с счетными палочками. Для выполнения задания подойдите к подоконнику.
Педагог: Вам нужно убрать 4 палочки так, чтобы у вас осталось 5 равных квадратов.
Работа детей.
Педагог: Молодцы, вы справились с моим вторым заданием. А сейчас я предлагаю нашим глазкам немного отдохнуть, подойдите, пожалуйста, к компьютеру. Щенок, помощник сыщика, хочет с вами немного поиграть, следим глазами без поворота головы.
Электронная зрительная гимнастика «Щенок».
Педагог: Третий конверт желтого цвета, находится в игровом уголке «Больница», в левом шкафу на нижней полке. Сыщики Артём и Даниил, принесите, пожалуйста, конверт.
Д/и «Чудесный мешочек».
Педагог: Для выполнения задания оденьте, пожалуйста, чудесные мешочки. Отгадайте, что я загадала: «У этого геометрического тела нет ни сторон, ни углов, он твёрдый и катится», и найдите его в мешочках.
Работа детей.
Педагог: Молодцы. Предлагаю вам загадать следующую геометрическую фигуру или тело.
Каждый ребенок по очереди описывает 1 геометрическую фигуру или тело, а остальные ищут его в мешочках (куб, цилиндр, конус, круг, квадрат, полукруг, треугольник, прямоугольник).
Педагог: Вы замечательно справились с заданием. Четвертый конверт белого цвета, он находится в уголке краеведения под скатертью. Сыщики Даниил и Клим, принесите, пожалуйста, конверт.
Логические задачи.
Педагог: Сейчас я буду вам по очереди задавать вопросы, а вы будьте внимательны при ответе:
На лугу паслись коровы, я насчитала 8 ног. Сколько коров паслось на лугу? (2)
Во дворе зерно клевали куры, я насчитала 10 крыльев. Сколько кур было во дворе? (5)
В свинарнике спали свиньи, я насчитала 4 уха. Сколько свиней спит в свинарнике? (2)
Батон разрезали на 5 кусков. Сколько надрезов сделали? (4)
Наступил долгожданный февраль. Сначала зацвела 1 яблоня, потом еще 3 яблони. Сколько деревьев зацвело? (0)
На столе лежала лента, ее разрезали 3 раза. Сколько кусков получилось? (4)
На клене 5 веток? на каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клене? (0)
Сколько ушей у трех мышей? (6)
У кошки 2 правые лапы и 2 левые, 2 лапы сзади и 2 спереди. Сколько лап у кошки? (4)
Что тяжелее: Килограмм яблок или 2 килограмма груш? (груши)
Педагог: Пятый конверт — голубого цвета, находится в уголке природы на нижней полке, под зоной воды и песка. Сыщик, принесите, пожалуйста, конверт.
Рефлексия.
Педагог: Вы молодцы, справились со всеми моими заданиями. Вы заслужили звание сыщика, а в этом конверте медали. Но перед тем как вас наградить, я бы хотела узнать у вас, какое задание для вас было самым сложным, а какое у вас не вызвало трудностей. Что вам запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Педагог: Я вас поздравляю, вы настоящие сыщики и вручаю вам медали. А вечером я вам предлагаю посмотреть работу настоящего сыщика из м/ф «Бюро находок».
Литература:
Дружинина Л. А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. — М.: Издательство «Экзамен», 2006.
Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации/ (сост. Л. А. Дружинина и др.). — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003.
Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Подготовительная к школе группа/ авт.-сост. е.А.Чевычелова. — Волгоград: Учитель, 2012.