Оборудование: картина лес, весна, картинки с изображением животных, первоцветов, игрушка еж, листы голубой бумаги, краски белого цвета, кисточки, баночки с водой.
Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о весне, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, заучивание стихотворений, разгадывание загадок, рассматривание картин и иллюстраций.
Образовательные технологии: здоровьесберегающие (физкультминутка, дыхательная гимнастика), словотворчество, нетрадиционная техника рисования.
Аппаратное и программное обеспечение: магнитофон
Ход НОД:
Организационный момент:
Ребята, у нас в группе сегодня гости, что нужно сказать?
Дети: Здравствуйте.
А теперь внимание на меня.
Приготовьте свои ладошки, сейчас мы будем поочередно соединять пальчики одной руки с пальцами другой руки, начиная с мизинца и говорить слова.
Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Травки снова не до сна—В гости к нам пришла… (весна).
Воспитатель: Правильно это весна.
Как догадались, что пришла весна?:
Дети: Весной тает снег. Весной появляются ручейки. Весной набухают почки, Весной появляется зелёная травка. Весной солнышко греет теплее. Весной прилетают птицы. Весной люди надевают легкую одежду. Весной на деревьях появляются зелёные листочки. Весной появляются первые цветы и т. д.
Воспитатель: Весной вся природа просыпается, оживает. Весной в лесу очень интересно. Предлагаю вам совершить прогулку в весенний лес. Согласны?
Воспитатель: Ребята, а на чем можно поехать в лес?
Дети: На машине, на самолете, на поезде, на лошадке.
Воспитатель: Расскажите, как нужно себя вести в лесу? (не шуметь, не рвать цветы, не ломать ветки)
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в лес на поезде. Я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками. Кто первый назовет слово, тот и становится вагончиком. Начинаем.
Воспитатель:А какие из этих зверей зимой спят, а весной просыпаются?
Дети: Медведь, еж.
Физ минутка « В лесу».
Воспитатель. Вся природа пробуждается, на деревьях появляются почки, а на полянах первые цветы, предлагаю нам немного отдохнуть вот на этой замечательной полянке, представьте, что мы с вами цветы, повторяйте за мной движения.
Здесь в лесу растут цветы
Небывалой красоты,
К солнцу тянутся цветы,
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
Опускаются цветочки,
Закрывают лепесточки.
А потом опять встают
И по прежнему цветут! Садятся
Воспитатель: Ребята, а какие цветы первые появляются из под снега?
Дети:
Одуванчик, мать-и-мачеха, ландыш.
Воспитатель. Отгадайте загадку
Прорастает сквозь снежок
К солнечным лучам цветок
Маленький и нежный
Беленький ….подснежник. Показ картинки.
Посмотрите на подснежник, скажите какой он? (Беленький, нежный)
Назовите части цветка (корень, стебель, листья, бутон)
Дыхательная гимнастика - Ребята, как много цветов. Давайте мы их понюхаем.
«Аромат цветов». Спокойный вдох и выдох А – ах
Сюрпризный момент.
Воспитатель. Смотрите кто это под деревом сидит? Ежик. Кажется еж хочет нам что то сказать
Ребята, подснежники находятся в опасности. Потому что как только они расцветают, люди торопятся их сорвать. Подснежников становится все меньше и меньше и если вы не научитесь их беречь они совсем исчезнут.
Ребята, поможем ежику и цветам? что мы можем сделать, чтобы люди не рвали подснежники в лесу, ведь многие рвут цветы и потом дарят их на день рождения( нужно сделать цветок или нарисовать и подарить).
Правильно ребята, сегодня я вам предлагаю нарисовать подснежник необычным способом, а каким сейчас узнаете. Присаживайтесь за столы, садитесь удобно.
Воспитатель. Ребята посмотрите на столе у вас лежит лист бумаги голубого цвета. Что наклеено на листе (стебель и листья), что не хватает? Цветка Правильно, цветок мы будем рисовать ладошкой. Но прежде чем рисовать потренируем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Наши белые цветки раскрывают лепестки
Ветерок чуть дышит лепестки колышит
Наши белые цветки закрывают лепестки
Головой качают тихо засыпают.
Самостоятельная работа.
Воспитатель. Берем кисточку в руки правильно, опускаем в воду, потом в белую краску. И прокрашиваем нашу ладошку, каждый пальчик. Когда всю ладошку покрасили, прижимаем на листок, потом идем к воде и моем ладошку. Кто помоет ладошку, садятся на стульчик. (Во время работы звучит запись П.И. Чайковского «Подснежники»).
Воспитатель выставляет работы на доску.
Воспитатель: Молодцы! У всех получились прекрасные цветы, которые можно подарить своему другу или маме. Ежик говорит вам всем спасибо.
А нам пора возвращаться в дс. Становитесь вагончики . Поехали: «Ш-Ш-Ш». Поезд набирает ход: «ЧУ-ЧУ-ЧУ». Выпускаем пар: «С-С-С». Тормозим: «З-З-З».
Итог занятия:
-Ребята, понравилось вам наше путешествие?;
-А куда мы с вами ездили?
-А что мы там делали?
- А что рисовали?
-Как вы думаете, все справились с заданиями?
НОД проводилось с детьми второй младшей группы, присутствовало 10 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.
Тема НОД «Подснежник» Это НОД комплексное сочетает в себе интеграцию образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Физическое развитие»;
«Социально – коммуникативное развитие».
Разрабатывая данный конспект я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей. Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание НОД, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.
Целью НОД явилось; активизировать умственные способности детей, речевую активность, логическое мышление, творческие способности детей.
Мною были поставлены Задачи.
Образовательные задачи:
1. Систематизировать знания детей о весне.
2. Закрепить у детей знания о жизни диких животных и птиц в весенний период
3. Развивать умение отгадывать загадки.
4. Формировать способность детей к диалогической речи.
5. Расширять словарный запас прилагательных.
6. Упражнять в согласовании слов в предложении.
7. Употреблять в речи существительные уменьшительно-ласкательные.
8. Закреплять рисование цветка нетрадиционным способом (ладошкой).
Развивающие задачи:
1. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.
2. Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
3. Формировать эмоциональную отзывчивость.
4. Развивать логическое мышление.
5. Развивать наблюдательность, внимание, творческие способности детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
В занятие внесла игровую мотивацию: поход в лес и сюрпризный момент – помощь ежу.
На протяжении НОД обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Во время похода в лес, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего времени.
В ходе НОД использовала, наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия. На протяжении всего НОД дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.
Тип НОД - комплексный. Что способствует решению поставленных задач в комплексе.
Все этапы НОД были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям НОД. Смена вида деятельности на каждом этапе НОД позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом дельности. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на другой.
Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: дидактический раздаточный материал, ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и цели НОД.
На всех этапах НОД активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.
На НОД использовались следующие методы:
Словесные - Были использованы неоднократно:
1.При создании игровой мотивации
2.Решение проблемных ситуаций
Наглядные методы использовались на протяжении всего НОД в следующих моментах – рассматривание иллюстраций «Весна», «Животные леса», « Первоцветы».
Практические методы. Выполнение творческого задания – рисование цветка ладошкой.
Метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.
Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.
Длительность занятия 15 мин, что соответствует нормам Сан Пина.
Анализируя, проведенное НОД можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что НОД построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.
Логичность построения НОД позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнения задания.
Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако 2 детей работали в своем темпе, творческое задание выполнили чуть позднее не из-за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.
Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего НОД и в практической части НОД.
По опросу детей после НОД было выявлено, что детям очень понравилось, и они хотели бы иметь продолжение.