Просмотр содержимого документа
«Итоговая НОД в средней группе "Математическая страна"»
Цель:
Выявить знания детей по математическому развитию.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
2. Закрепить представление о свойствах предметов: цвет, форма, размер.
3. Закрепить прямой и обратный счет в пределах 8, знание цифр в пределах 8, обозначать количество предметов цифрой.
4. Закрепить умение ориентироваться на листе в крупную клетку.
5. Закрепить умение детей при сравнении двух предметов выделять параметр длины, ширины, высоты, использовать в речи слова «длиннее – короче», «выше – ниже», «шире – уже».
6. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, цилиндр, конус, пирамида, призма, куб).
7. Закреплять умение детей пользоваться простейшими таблицами.
8. Упражнять в составлении рисунка из геометрических фигур по памяти.
9. Закреплять умение продолжать ряд, составленный из фигур.
Развивающие:
1. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
3. Развивать конструктивные способности.
4. Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к математическим занятием.
2. Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнение на логическое мышление, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутка.
Материалы к занятию:
Демонстрационный – лесная полянка с изображением цветов, ягод, грибов и елочек, набор цифр, геометрические фигуры (куб, цилиндр, призма, пирамида, конус), таблица-домик с геометрическими фигурами, «кувшинки» с цифрами от 1 до 8, домик с золотым ключиком.
Раздаточный – “геометрическая мозаика”, игровое поле для игры «Цветочек» (лист бумаги с разлинованными клетками и фишка-цветочек), геометрическая мозаика.
Предварительная работа:
Занятия по математике (знакомство с цветом, формой, размерами, числами, порядковый счет, образование чисел).
Работа на листе в клетку на ориентировку в пространстве.
Геометрическая мозаика.
Итог занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Сейчас мы с вами немного поиграем. Проведем разминку. Отвечать нужно быстро и правильно.
Какое сейчас время года?
Какой весенний месяц сейчас идет?
Какая часть суток сейчас идет?
Какой сегодня день недели?
Воспитатель: Ой, ребята, я совсем забыла, к нам в детский сад пришло письмо для нашей группы (на письме изображение Буратино). Как вы думаете от кого оно?
Дети: От Буратино.
Воспитатель: Правильно. Давайте его, прочитаем (воспитатель открывает письмо и читает): «Ребята, помогите! Хитрая Лиса Алиса и Кот Базилио похитили Золотой ключик и спрятали его».
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Буратино отыскать Золотой ключик.
Дети: Да.
Воспитатель: Ну, тогда в путь.
Круг радости- «Улыбка» (эмоциональный настрой)
Давайте встанем в круг и улыбнемся друг другу. Дружно за руки возьмем, Золотой ключик мы найдем!
Дети двигаются по группе.
Воспитатель: Мы с вами пришли на лесную полянку, давайте рассмотрим ее получше (перед детьми плакат с нарисованной поляной, на которой изображены грибы, ягоды, цветы, ели). Что на ней растет?
Дети: Цветы, ягоды, грибы, ели.
Воспитатель: Давайте их посчитаем и подберем нужные цифры.
Дети считают и подбирают необходимые цифры.
Воспитатель: На поляне есть ключик?
Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда нам пора отправляться дальше.
Дети двигаются по группе.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас впереди.
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Фигуры играли на поляне и испачкали свою одежду, постирали ее и высушили. Пришло время ее примерять, но они не помнят где, чья одежда. Поможем разобраться фигурам?
Дети: Конечно!
Дети выбирают фигуру, называют ее, подбирают для ее “платье” и называют, из каких фигур состоит это “платье”.
Рисунок 1
Дети: Это цилиндр, платье для цилиндра состоит из двух кругов и одного прямоугольника.
Это куб, “платье” для куба состоит из 6 квадратов и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли фигурам. Но нам пора.
Дети двигаются по группе.
Воспитатель: А впереди болото. Перейти через болото можно только по кувшинкам, на которых написаны цифры. Идти мы будем в прямом порядке от 1 до 8.
Дети шагают по кувшинкам и считают.
Воспитатель: Молодцы, перебрались на другой берег. А впереди две полянки. Давайте их рассмотрим и сравним.
Дети рассматривают предметы на полянах и сравнивают их по величине.
Рисунок 2
Дети: На первой поляне река широкая, а на второй узкая.
На первой поляне поезд длинный, а на второй короткий и т.д.
Воспитатель: На этой поляне стоит домик, в домике живут геометрические фигуры. Они вышли погулять, а когда вернулись, не смогли найти свою квартиру? Поможем им?
Дети: Да.
Воспитатель: Как называется этот дом?
Дети: Таблица.
Воспитатель: Как называются этажи в доме?
Дети: Строки.
Воспитатель: А квартиры?
Дети: Столбики.
Воспитатель: Какие фигуры живут на первом этаже? На втором? На третьем?
Дети: Треугольник, квадрат, круг.
Воспитатель: Какого цвета фигуры живут в первом столбике? Во втором? В третьем? В четвертом?
Дети: Красные, желтые, зеленые, синие.
Воспитатель раздает геометрические фигуры детям, и они помещают ее в нужную “квартиру”.
Рисунок 3
Воспитатель: Фигуры вас благодарят. Ребята, а на этой поляне есть золотой ключик?
Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда в путь. А впереди дороги нет. Нам нужно вернуться и опять перейти через болото. Но теперь мы будем идти в обратном порядке от 8 до 1.
Дети шагают по кувшинкам и считают в обратном порядке.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый цветочек. Давайте понаблюдаем за ним.
Дети садятся за столы, берут лист с разлинованными клетками и нарисованный цветочек.
Рисунок 4
Воспитатель: Расположите листочек на середину листа.
Цветочек подняли на одну клетку вверх.
Цветочек переместили на одну клетку вправо.
Где оказался цветок?
Дети: В верхнем правом углу. И т.д.
Воспитатель: Наблюдая за цветочком, мы заблудились. Давайте с помощью геометрических фигур выложим дорожку, которая нас приведет к Золотому ключику.
Из каких фигур будет состоять дорожка и как они чередуются по форме.
Дети: Круг, треугольник, квадрат, овал.
Дети выкладывают дорожку.
Воспитатель: Ребята, дорожка привела нас к дому. В этом домике и спрятан Золотой ключик, но на двери весит замок. Замок откроется, если мы справимся еще с одним заданием.
Рисунок 5
Воспитатель показывает картину с изображением домика выложенного из геометрических фигур.
Воспитатель: Внимательно рассмотрите эту картину и запомните. Вам необходимо каждому по памяти выложить на своих столах такую же картину.
Дети выкладывают картину.
Рисунок 6
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, замок открылся, а за дверью действительно Золотой ключик. Вы правильно выполнили задания и помогли Буратино найти Золотой ключик. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? А что вам показалось самым трудным?