kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект "Камни - это интересно"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Камни - это интересно"»



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Детский сад № 7 «Ярославна»

города Рубцовска Алтайского края






Исследовательский проект


«Камни – это интересно»







воспитатель: Корнеева Л.С.





Рубцовск, 2022 год



















Проект «Камни – это интересно»

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатель

Срок реализации:

Краткосрочный: октябрь 2021 г.



Вид проекта информационно-исследовательский



Образовательная область: Познавательное развитие.

Актуальность проблемы.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.



Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе реализации образовательного проекта «Камни – это интересно».

Задачи проекта:

-формировать у детей подготовительного дошкольного возраста элементарные представления  о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства;

-формировать умение выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами;

-познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён;

-воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе;

-развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников;

-способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности;

-способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской  деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Предполагаемый результат:

-дети могут называть свойства камней

-дошкольники имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней

-ребята знают о пользе камней в природе и жизни человека

-дети могут находить сходства и различия у камней

-дошкольники составляют описательный рассказ о камнях с опорой на иллюстративный материал

-создание коллекции камней



Предварительная работа:

-поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Камни – это интересно»

-рассматривание предметов, сделанных из камня (украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы )

Сотрудничество с семьёй:

-составление тематического альбома «Мир камней»

- опыты с камнями в домашних условиях

-оформление совместно с родителями в группе «Коллекции камней»



Продукт проектной деятельности:

рассказ о камнях с использованием иллюстраций и тематического альбома «Мир камней»

- оформление в группе «Коллекции камней»

- коллективная работа «Панно из камней»

2. Планирование работы

Подготовительный этап (разработка проекта)



- Выяснение уровня знаний детей о камнях

- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по теме «Камни – это интересно»;

- Подобрать материал для продуктивной деятельности.

- Подбор презентаций, видео для просмотра.

- Объявление детям и родителям о начале проекта;

- Совместное планирование деятельности.

Основной этап



Познавательное развитие.

-Беседы: «Что мы знаем о камнях», «Драгоценные камни», «Удивительные камни»,  «Камни, которые подарило море», «Мир камней», «Какие разные камни», «Эти удивительные камни», «Камни и свойство камней»

- Просмотр презентаций, видео по теме «Простые и ценные камни в природе», «Нужен ли камень человеку?»

-Использование камней , как счётный материал («Посчитай», «Что больше, что меньше», «Разложи по размеру: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.»



Опытно-экспериментальная деятельность.

Игровые эксперименты: «Легкий –тяжелый», «Какими бывают камни», «Твердый камень», «Может ли камень издавать звуки», «Тонет- не тонет?», «Меняют ли камни цвет?», «Рисующие  камни», «Прочный камешек». 

Социально-коммуникативное развитие.

-Рассматривание предметов, сделанных из камня (украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы .

-Мытье камней

-Д/и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
 "Отыщи такой же камень", "Узнай на ощупь», «Четвёртый лишний», «Найди пару», «Опиши камни», «Что лишнее?», «Гора и камень», «Найди свой камень».



Художественно-эстетическое развитие.

-Лепка камней из пластилина,

-Рисование мелками на доске

- Выкладывание рисунков из камней

-Творческая мастерская  (роспись камней )


Речевое развитие.

П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», И.Н. Рыжова «О чем шептались камни»; Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».

Физическое развитие.

-Физминутки «Как я камушек брала»

-Пальчиковая игра «Камень, ножницы, бумага»

-Хождение по дорожке из камней с выполнением задания – «Попади в цель».



Заключительный этап

-Составление тематического альбома «Мир камней»

-Оформление совместно с родителями в группе «Коллекции камней»

- Рассказ о камнях с использованием иллюстраций и тематического альбома «Мир камней»

-Коллективная работа «Панно из камней».

Приложение











КАРТОТЕКА  «ОПЫТЫ С КАМНЯМИ»


ОПЫТ 1

Цель: показать разнообразие камней по внешним признакам.

Материал: разнообразные камни, мисочки с водой.

Рассмотрим, какие бывают камни. Найдите среди них самый большой (маленький, самый красивый (невзрачный) и т. д. Пусть дети обоснуют свой выбор.

Выложите камни в ряд от большого к маленькому, от шершавого до гладкого, от белого до самого темного. Выберите камушки, похожие на овал, круг, четырехугольник. С закрытыми глазами выбираем самый гладкий (шершавый, самый круглый (неровный).

Рассматриваем самый круглый камень. Как вы думаете, этот камешек всегда был таким круглым или у него были углы? Вода двигает морские и речные камушки. Они трутся о песок, друг о друга, и острые углы постепенно исчезают, стираются, - так камушек становится круглым. Дети берут камешки в ладони, трясут их, ударяют друг о друга, слушают, как они стучат.

ОПЫТ 2

Цель: показать, что камни бывают разные по температуре и гладкости поверхности, что в тепле они нагреваются; в воде камни становятся мокрыми и изменяют цвет.

Материал: камни, разные по цвету, размеру, форме, шероховатости, емкости с водой, салфетки.

Потрогаем разные камешки. Холодные они или теплые? Шершавые или гладкие? Зажмите камешек в кулаке и подержите. Каким он стал (теплым). Почему (руки теплые). Значит, камешки могут нагреваться. Это можно показать и на прогулке, когда камни на солнце нагреваются. Можно вспомнить каменный берег моря.

Что будет, если мы положим камешек в воду (предположения детей). Он утонет? Будет плавать? Бросим камешек в воду и понаблюдаем, что произойдет. На воде образуются круги. Может ли камешек плавать? Опустим в миску еще несколько камешков, потрогаем их в воде и вынем. Можно положить в емкость большой камень и полить его водой. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие камешки красивее?

ОПЫТ 3

Какими бывают камни.

Определить цвет камня (серый, коричневый, белый, красный, синий).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные

ОПЫТ 4

Определение размера.

Одинакового размера ли ваши камни?

Вывод: камни бывают разных размеров.

ОПЫТ 5

Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.



ОПЫТ 6

Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).

ОПЫТ 7

Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

ОПЫТ 8

Определение температуры.

Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

ОПЫТ 9

Тонут ли камни в воде?

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

ОПЫТ 10

Могут ли камни менять цвет?

Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)

Вывод: Мокрый камень темнее.

ОПЫТ 11

Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.

Вывод: От большого камня круги шире, чем от маленького.

ОПЫТ 12

Камень может издавать звуки

Цель: сформировать представление о свойствах камня.

Материалы: разнообразные камни.

Ход опыта: как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Как нам

это проверить? Постучите разными камешками друг о друга. Похожи ли

звуки, которые при этом получаются?

Вывод: Тяжелые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, легкие –

тихий. Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с

другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.







Консультация для родителей в рамках проекта

« Камни – это интересно»

«Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

В. А. Сухомлинский

Многие родители жалуются, что дети собирают на улице грязные булыжники, тащат их в дом.

Действительно дети в младшем возрасте проявляют огромный интерес к камешкам, пытаются их рассмотреть, пробуют постучать одним о другой или начертить, что-нибудь на стене, на асфальте, так у них проявляется познавательный интерес, своеобразный двигатель развитие ребенка.

Ещё в древности камни служили детям игрушками. Что-то из того времени – эпохи «детства человечества»- перешло и к нам: посмотрите, как целенаправленно собирают камешки на берегу моря не только малыши, но и взрослые, да и украшение из камня все ещё имеют над нами магическую власть.

Предлагаем вам собрать вмести с детьми собственные коллекции камней и использовать их для экспериментирования, игр, создание «каменных картин». Такая деятельность поможет сенсорному развитию ребенка, побудит его мыслить логически, сравнивать предметы, выражать свои чувства и мысли.

Как собирать коллекцию

Предложить ребенку на улице во время прогулки собрать как можно больше разных камешков (отличающихся по форме, размеру). Можно представить, что вы ищите останки старинного клада, ведь любой камень может стать драгоценным – стоит только подтолкнуть детское воображение. Камни можно собирать и в горах, и на пляже и просто идя по улице. Собранные образцы хорошенько промойте и разложите в ячейки конфетных коробок.

Если вы знаете название камней, приклейте на каждый образец бумажку с номером. Пронумерованный список камней поместить на обратной стороне крышки коробки. Если не знаете названий не беда, - главное чтобы камни отличались друг от друга. Ребенок даже может дать свои условные названия камням в зависимости от тех или иных присущих им особенностей. Хорошо когда в коллекции есть гранит, мрамор, кварц, мел, песчаник, известняк, каменный уголь. В отдельную коробку можно поместить коллекцию обработанной морской гальки.

Вполне вероятно, что во время писков вы найдете не только камешки, но и искусственный – керамзит, кусочек асфальта, кирпича, бетонной плиты. Они могут составить основу коллекции искусственных камней. Это позволит вам сравнить разные камни и на их примере объяснять детям значение термина «природа» и «не природа» (искусственный объект). Помните о том, что коллекции должны быть безопасными для детей – заранее обстучите молоточком острые грани каменного обломочка. Для дальнейшего экспериментирования лучше всего подойдут камешки, которые удобно помещаются в ладошке ребенка.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Исследовательский проект "Камни - это интересно"

Автор: Корнеева Любовь Сергеевна

Дата: 10.12.2022

Номер свидетельства: 619717

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Научно-исследовательский проект." Бабушкина герань." "
    ["seo_title"] => string(54) "nauchno-issliedovatiel-skii-proiekt-babushkina-ghieran"
    ["file_id"] => string(6) "193175"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427606977"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Исследовательский проект "Можно ли встретить эдельвейс в горах нашего края "
    ["seo_title"] => string(85) "issliedovatiel-skii-proiekt-mozhno-li-vstrietit-ediel-vieis-v-ghorakh-nashiegho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "104267"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402680152"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Исследовательский проект по теме "Кристаллы" "
    ["seo_title"] => string(47) "issliedovatiel-skii-proiekt-po-tiemie-kristally"
    ["file_id"] => string(6) "122466"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414253338"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Проект учащихся 4 класса по теме " Кто такие пингвины" "
    ["seo_title"] => string(62) "proiekt-uchashchikhsia-4-klassa-po-tiemie-kto-takiie-pinghviny"
    ["file_id"] => string(6) "185541"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426192433"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Проект по окружающему миру  " Кто такие пингвины" "
    ["seo_title"] => string(54) "proiekt-po-okruzhaiushchiemu-miru-kto-takiie-pinghviny"
    ["file_id"] => string(6) "185543"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426193283"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства