Использование здоровьесберегающих технологий: сказкотерапии с элементами йоги-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Использование здоровьесберегающих технологий: сказкотерапии с элементами йоги-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Цель:Передача практического опыта педагогам в использовании здоровьесберегающих технологий:сказкотерапии с элементами йога-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий: сказкотерапии с элементами йоги-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 37 «Веснянка» г. Рубцовска
Мастер –класс для педагогов ДОУ
«Использование здоровьесберегающих технологий: сказкотерапии с элементами йоги-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Подготовила: педагог-психолог
Боброва Надежда Владимировна,
I квалификационная категория
г.Рубцовск
2019
Тема:«Использованиездоровьесберегающих технологий:сказкатерапии с элементами йоги-терапии для детей старшего дошкольного возраста»
Цель:Передача практического опыта педагогам в использовании здоровьесберегающихтехнологий:сказкотерапии с элементами йога-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи:
Дать знания о эффективности использованиясказкотерапии и йога-терапии.
Познакомить педагогов с формой работы психолога с детьми коррекционно-развивающим занятием..
Актуализировать позитивный опыт педагогов в практической работе со сказкой с применением здоровьесберегающих технологий.
Способствовать расширению творческого и прфессионального потенциала педагогов.
Методы и приемы:целеполагание, рассказ, объяснение,наглядное сопровождение,вопросы, уточнения,практическая деятельность, рефлексия.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, музыкальное сопровождение, звуки моря.
Тема.:Передача практического опыта педагогам в использовании здоровьесберегающих технологий:сказкотерапии с элементами йога-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи: Дать знания о эффективности использования сказкотерапии и йога-терапии.
Познакомить педагогов с формой работы психолога с детьми коррекционно-развивающим занятием..
Актуализировать позитивный опыт педагогов в практической работе со сказкой с применением здоровьесберегающих технологий.
Способствовать расширению творческого и профессионального потенциала педагогов.
Хочу с вами поделиться опытом работы с детьми по формированию психологического и физического здоровья детей..
В настоящее время проблема развития и укрепления психического и физического здоровья детей очень актуальна !С каждым годом которая становится всё более очевидной всвязи с наблюдающимся ростом нервно-психических заболеваний и функциональных растройствсреди детей.Требуетсяширокая профилактика и психокоррекционные меры Вы Вы работаете с детьми, которые имеют различные проблемамы в развитии::
1.Гиперактивность.
2Застенчивость,замкнутость
3Агрессия,обидчивость
4Тревожность
5Быстрая утомляемость
6Задержка развития психических процессов
Своевременная педагогическая и психологическая помощь с использованием инновационныхздоровьесберегающих технологий обеспечит детям гармоничное развитие, аэто:
-способность адаптироваться к окружающей среде;
-произвольность поведения, саморегуляцию;
-коммуникативность, способность к общению со сверстниками и взрослыми;
-способность различать эмоциональные состояния других по их внешнему проявлению (мимика,пантомимика,жесты) и управлять эмоциями;
-познавательный интерес,готовность к самостоятельному получению знаний;
-произвольное внимание;
-творческое воображение;
-произвольную память;
-образное мышление и мыслительные, операции,любознательность;
-мелкую и крупную моторику и зрительно-двигательную координацию.
Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ предусмотрено достижение интегративных качеств ребенка. Здоровьесберегающие технологии являются инновационными в современном дошкольном образовании, где взрослый совместно с детьми решает определенную проблему в их развитии. Попробую раскрыть атуальность и эффективность здоровьесберегающих технологий: сказкотерапии и йога-терапии .Это самые доступные и эффективные методы воздействия на ребенка при активнойпомощиребёнка и окружающих его взрослых.
Актуальность. Сказкотерапии.:Сказкотерапия в настоящее время очень популярна среди психологов и педагогов..
Изучением её занимаются с 1997 года . в Санкт- Петербурге. Сказка является основой метода. Но живое общение со сказкой заменили просмотром мультфильмовСказка –многие годы она служила целям обучения и воспитания: так как обучение посредством сказки:- не несет в себе дидактики и нравоучений,-присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), материализация мечты,- имеется наличие тайны и волшебства,подсказка решения сложной жизненной проблемы(переноса сказочных смыслов в реальную жизнь.)
Актуальность. Йога-терапии.
Научная новизна и практическая значимость. Элементы йоги доступны детям дошкольного возраста. В отличии от других физических упражнений ,имеющих динамический характер, в йоге уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных , осмысленных движений, спокойного ритма, и оказывает на организм умеренную нагрузку. Доступность йоги в том, что выполнение не требует специального оборудования. Большинство асан( поз) естественны и физиологичны, они копируют позы животных, птиц, людей, предметов, использование знакомых образов, помогают представить ту или иную позу. Йога-терапия проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Йога является одной из шести систем индийской философии. Впервые наиболее полно система йоги детально представлена и систематизирована древнеиндийским мудрецом Патаджали. Хатха-йога – нижняя,но очень важная ступень. Система воспитания здорового тела и здоровой психики с помощью упражнений, релаксации, психотерапии, режима питания и очищения. Детская йога построена на Хатха-йоге.
Хатха-йога – система,которая дает:
совершенное здоровье – отсутствие болезней;
гармоническое развитие организма (тела, ума, психики);
управление всеми системами организма и всеми органами тела (полный контроль над телом);
омоложение организма;
нравственное и психическое успокоение, успокоение нервной системы;
вырабатывает большую волю и уверенность в себе (приучает к каждодневному преодолению трудностей);
высокий жизненный тонус, бодрость, работоспособность;
хорошее настроение, жизнерадостность.
Практическая часть.
Коррекционно-развивающее занятие с использованием сказкотерапии с элементами йога-терапии.
Цель занятия: Формирование и коррекция психологического и физического здоровья детей.
Задачи: - Способность адаптироваться к окружающей среде. –Установление контакта между детьми. –Формирование чувства коллектива, групповой поддержки. –Умение общаться при помощи не речевых средств(мимика,пантомимика,жесты)
-Снятие психофизического напряжения,(выполнением поз детской йоги с учётом индивидуальных возможностей ребёнка). –Учить доброжелательно общаться друг с другом. –Содействовать развитию сочувствия,сопереживания. –Развитию психических процессов.
Организационныймомент.Приглашаю желающих педагогов выйти в круг. Сейчас у вас есть возможность стать маленькими девочками и побывать в гостях у сказки. Но для этого надо вспомнить свои детские имена: игра «Назови имя ласково».Девочки,прислушайтесь к себе: что вы сейчас испытываете? Грусть ?,Гнев,? Удивление ?,Волнение?, Радость? или другие. Нарисуйте смайлик ваши эмоций. «смайлики» (образец) Прикрепляют к доске. Педагоги садятся в круг «дружбы». Это круг «дружбы» В сказке рядом должен быть надёжный друг, надо спросить у рядом сидящего: Ты будешь моим другом? И услышать ответ. Не забудьте назвать имя к кому обращаетесь. И услышать ответ. Игра «Надёжный друг». Запомните своего друга слева - его помощь понадобится сказке. Запомните кто сидит рядом слева исправа , только не нарушая «Круга дружбы» мы сможем вернуться обратно. Ритуал приветствия . Поприветствуем друг друга,как йоги – это мудрецы,которые живут далеко в Индии,они очень добрые, умные и выносливые. Йоги здороваютсямолча, любую сказку могут рассказать без слов, но каждый жест имеет словесное значение. Попробуем? Я объясню, что означают их жест и позы. ( Повторяют, сопровождают словами. От всей души Ладони складываем перед грудью. Ладони поднимаются ко лбу: Желаю светлого разума, полукругом опускаются снова к груди. Процветания и благополучия Прежде чем отправиться в сказку. Надо взбодриться.
Разминка:
Массаж головы, массаж рук и ног(похлопывание).
Массаж ушей.
Дыхательное упражнение.
Гимнастикадля глаз.
Мы отравляемся в сказку.Кладем руки на плечи друг другу. Первое испытание вашей крепкой дружбы. По моей команде встать, оперевшись руками на плечи друга и не разорвать круг.(упражнение. Не разорви круг) МОЛОДЦЫ. Вот мы и в сказке .(педагог- психолог рассказывает сказку и показывает образец асан(поз).
Звучит музыка(шум моря).
Картинка морского берега на проекторе, звучит музыка прибоя. Прислушайтесь! Это волны бьются о скалы.(Живая картинка.)Разойдитесь по всему берегу. Вы скалы.
Покажем скалы. Показ. Вот они какие крепкие вдоль берега скалы. Найдите себе друга. Один – скала, другой – волна(Пантомима :Волны бьются о скалы). Скала стоит твёрдо, все мышцы напряжены, волна слегка разбегается и слегка ударяется о (спину) стену скалы. Почувствуйте её твёрдость. (2 р. И меняются).
Посмотрите вокруг, вы видите пустынный, каменистый берег. Интересно, что это за сказка?
Посмотрите внимательно. Ктоэто выплывает из моря?
(смотрят на экран проектора) картинка русалки Ариэль.(ответы).
Она усаживается на ближайший камень(живая картинка .Показ Садятся изображают Русалочку( сидя полубоком, хвост русалки, ноги вместе, ступни скрещены, руками упираются с другой стороны Показ.) Сегодня она первый раз видит землю. .Но ей ничего не видно.Русалочка руками упирается в камень, напрягает мышцы шеи, рассматривает пустынный берег.Покажите,как она это делает.( СОБАКА МОРДОЙ ВВЕРХ) .
Но черепахи абсолютно не обращали внимания на русалочку, она им совсем не интересна, они продолжали наслаждаться морским прибоем. Русалочка села и загрустила. Показ. Грустная Русалочка.(мимическое упражнение) Вдалеке виднелась полоса зеленого леса и на берег выбежали забавные маленькие медвежата.Они бегали друг за другом и кувыркались.(Проектор.Медвежата кувыркаются). ПОКАЗ. Покажите,как кувыркаются медвежата. Ей очень хотелось кувыркаться, как эти маленькие медвежата, но у нее не получалось, ей мешал красивый,рыбий хвост, а ей так хотелось побегать И опять русалочки стало грустно,(мимическое упражнение) она мечтала,что она тоже скоро будет бегать по этому красивому берегу . Она задумалась, но вдруг из-за скалы выскочила большая лохматая собака (проектор картинка: собака бегает мордой вниз), которая обнюхивала разноцветные камешки. Посмотрите.(живая картинка СОБАКА МОРДОЙ ВНИЗ). Русалочка испугалась и спряталась за камень (Испуганная Русалочка), но собака бегала рядом. Вдруг собаку кто-то позвал, русалочке было очень интересно, кто это?Как вы думаете? ответы.
Вдалеке стояла дама в шляпе и держала на руках большого,пушистого, черного кота.
Проектор .Чёрный кот. Кот спрыгнул с рук и доброжелательно потянулся и прогнулся Показ. Вот так.Показ.(живая картинка ДОБРАЯ КОШЕЧКА).Собака большими прыжками кинулась навстречу хозяйке, кошка изогнулась и зашипела(живая картинка ЗЛАЯ КОШЕЧКА). Собака испугалась и отбежала, кот становился спокойней(выполняется поза ДОБРАЯ И ЗЛАЯ КОШЕЧКА 3-4 раза).
(Проектор. Русалочка с удивлением смотрит) Русалочка внимательно наблюдала за картинкой ссоры, что сейчас будет? Как помочь?Ответы. Русалочка кинула камешек в сторону, собака услышала и побежала на звук , ей стало любопытно. Хозяйка взяла кота на руки и удалилась.Русалочка не знала, что эта дама- ведьма и она встретится с ней скоро. Но сейчас
Русалочка и собака встретились взглядом,Русалочка испугалась ,закрыла лицо руками.. Что делать? .Ответы. Русалочка вспомнила, что улыбка всегда помогает приобрести новых друзей. Она улыбнулась. Собака увидела добрые глаза и светлую улыбку и завиляла хвостом.Воттак .Показ.Повторяют (живая картинка СОБАКА ЛОВИТ СВОЙ ХВОСТ) Бегала вокруг,как будто приглашала побегать,но Русалочка опять загрустила.Показ. Грустная Русалочка, она с удовольствием побегала бы с собакой. Она показала свой красивый , рыбий хвост.Показ Собака как будто поняла русалочку, стала бегать возле русалочки, ласкаться. Русалочка гладила собаку и радовалась новому знакомству.Пантомима в парах:Русалочка гладит собаку.
Тут она услышала громкие всплески воды и пение своих сестер русалок, она еще раз погладила нового друга помахала ему на прощание и прыгнула в воду. Пес проводил ее взглядом и побежал за своей хозяйкой. .
Берег снова стал пустынным и тихим На берегу остались лежать красивые морские камешки .Вот так (живая картинка ПОЗА МЛАДЕНЦА). Релаксация()1 мин (музыка МОРЯ Музыка затихает. Скорей вставайте нам пора отправляться домой. Сказка ещё не закончилась. Русалочку ждёт ещё много испытаний.Это вы узнаете в следующий раз.В какой сказке мы были? Чему мы сегодня научились у Русалочки?.Ответы.О чём мечтала Русалочка?А мы можем исполнить её мечту.Нарисуем ей ножки и оставим здесь на песке.Как вы думаетеей будет приятно?Дорисовывают ножки на раскраске .
Ритуал. Выхода из сказки. «Круг дружбы» Сестьсо своим другом. Молодцы! Вот мы и дома.
Благодарим,какйоги.Прошу нарисовать смайлики после занятия. (прикрепляют к доске)
Уважаемые коллеги благодарю вас за участие. Рассматриваем результат. Педагог- психолог ,обращаетвнимарие на смайлики. оценивают результат. Вопросы к педагогу- психологу. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.