«Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников». Файзуллина Ю.Ю.
«Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников». Файзуллина Ю.Ю.
Выступление на педагогическом часу, знакоство педагогов с одним из методов развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Интересный метод, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи. Это работа над созданием нерифмированного стихотворения, синквейна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников». Файзуллина Ю.Ю.»
Выступление на педагогическом часу по теме:
«Использование технологии "Синквейн"
в работе по развитию речи дошкольников». Файзуллина Ю.Ю.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Для себя я отметила один интересный метод, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи. Это работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат, также может использоваться для закрепления изученной темы, являться диагностическим инструментом и носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление) и кроме всего, является игровым приемом.
Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
Основные правилам составления синквейна:
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно это существительное.
Например,
1. Заяц
2. Пушистый, быстрый.
3. Прыгает, бегает, прячется.
4. Заяц живет в наших лесах.
5. Зверь (зверек).
Для того, чтобы составлять синквейн вовсе нет необходимости уметь читать. Составить синквейн получится даже у ребенка, ведь это похоже на игру.
Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Попробуйте составить синквейн к слову машина.
1. Машина
2. Красивая, блестящая.
3. Едет, коптит, сигналит.
4. В машинах перевозят груз.
5. Транспорт.
Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, после того как дети овладеют понятиеми «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение».
Синквейн очень хорошо использовать при обучении детей составлять загадки. В программе по развитию речи такая работа предусмотрена. Но детям дошкольного возраста очень тяжело выделить главные признаки объекта, не отвлекаясь на второстепенные. Этому очень хорошо учит данный метод.