«Использование игровых развивающих технологий, с целью активизации когнитивного развития дошкольников"
«Использование игровых развивающих технологий, с целью активизации когнитивного развития дошкольников"
Одним из средств познавпательного развития ребёнка, являются развивающие игры, значение которых в сфере дошкольного образования и влияния на детей трудно переоценить. Развивающие игры следует рассматривать, как систему игровых упражнений, развивающих психические процессы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование игровых развивающих технологий, с целью активизации когнитивного развития дошкольников"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Колобок»
Д О К Л А Д
на тему:
«Использование игровых развивающих технологий, с целью активизации когнитивного развития дошкольников, в рамках дополнительного образования, как компонента повышения качества дошкольного образования».
Подготовила:
Педагог-психолог МБДОУ
д/с № 5 «Колобок» г. Пятигорск
Малышевская Елена Петровна
2019г.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский
Известно, что познавательная активность является основой усвоения культурного опыта человечества, важнейшим условием обучения в школе, а также будущего творчества.
Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности.
В период дошкольного детства, проблема формирования познавательной активности приобретает oсoбую актуальность, поскольку отсутствие перед ребенком препятствий, которые надо преодолевать, делает развитие слабым и вялым. Дети не прoявляют стремления к пoлучению новых знаний и, как результат, плoхo обучаются.
Мы, взрослые, должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в получении новых знаний, как залога будущей успешной учебной деятельности.
Учитывая, возрастные особенности детского восприятия, наилучшим методом достижения этих целей, является, конечно, развивающая игра, где дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.
В этом вопросе, особо важным становится грамотное, профессиональное участие педагога-психолога, специфика деятельности которого состоит, в том числе, в овладении большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, а также в умении их использовать и комбинировать.
Для эффективной работы с игровыми технологиями педагог-психолог должен быть не только профессионалом в своём деле, но и обладать такими личностными качествами, как дружелюбие, умение расположить к себе детей, создать атмосферу доверия. Ведь в игре дети должны раскрываться, получать мотивационный толчок к исследованию нового, совершенствовать свои знания и умения и делать это добровольно.
Уникальные свойства детской игры делают ее в руках опытного педагога- психолога действенным средством психологической помощи ребенку и позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности, осуществление коммуникативных, диагностических и коррекционных мероприятий.
Игр огромное количество, поэтому все перечислять нет смысла. Примерные игры: « Хорошо – плохо», «Муха», «Кто назовет больше», «Светофор», «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное», «Живое - неживое», «Самый зоркий», «Кого не стало?», «Мир без тебя», «Узнай по голосу», «Пылесос и пылинки», «На что похожа клякса», «Нарисуй по описанию», «Дорисуй вторую половину», «Поводырь для слепого», «Розовые очки», «Самый лучший спорщик», «Дорога хорошего настроения», «Обзывалки», «Коробка добрых поступков», «Смешилки», «Небылицы», «Пожелания»...
В последние годы, одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей, которое можно рассматривать как особое образовательное пространство, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности.
Оно выполняет функцию расширения возможностей образовательных стандартов, удовлетворяет, постоянно изменяющиеся, индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Одним из средств познавательного развития ребенка являются развивающие игры, значение которых в сфере дошкольного образования и влияния на детей, трудно переоценить.
Развивающие игры следует рассматривать, как систему игровых упражнений, развивающих психические процессы: восприятие, воображение, память, внимание, мышление; математические, пространственные, сенсорные представления; мелкую моторику, интеллектуальные и творческие способности, а также волевые качества и саморегуляцию будущих первоклассников.
Особое место в моей практике занимают игры с использованием игровых развивающих пособий Воскобовича, Никитина, Кьюизенера, Дьенеша, направленные на когнитивное развитие дошкольников.
С этой же целью мною разработана программа дополнительного образования дошкольников «УМНЕЙ-ка», рассчитанная на детей от 2-х до 7-ми лет. Программа представляет собой систему игровых ситуаций в виде занимательных сказочных историй, разработанных с усложнением образовательных задач и сюжетных линий, на основе современных развивающих игр по системе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Альтшуллера, а так же по методике познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» Т.Г. Харченко с использованием развивающих игровых пособий В.В. Воскобовича.
В методике отражены требования ФГОС ДО к организации образовательной деятельности: активная деятельная позиция ребенка, партнерские отношения взрослых и детей, интеграция содержания и деятельностей.
Главные принципы, заложенные в основу этих игр – интерес, познание, творчество – становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Развивающие игровые формы важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, в движении, а также помогает детям контролировать правильность выполнения действий.
В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата, что повышает самооценку и мотивирует на дальнейшую мыслительную деятельность.
В процессе такой разнообразной деятельности, которая мотивируется проблемно-игровым подходом к решению задач, происходит развитие мыслительных операций и эффективное усвоение предложенного образовательного материала.
В игровом общении, детям предлагаются игровые действия и манипуляции с пособиями – это складывание, нанизывание на стержень или шнурок, прикрепление частей к игровому полю, конструирование по образцу, по схеме, по замыслу, шнурование, составление целого из частей, ориентировка на плоскости и в пространстве, расположение по определённому алгоритму, составление цифр по модели, понимание отношений чисел в числовом ряду, составление их из единиц и меньших чисел, знакомство буквами и азами грамматики.
Вместе с методическим пособием «Коврограф» и методическими сказками, использую игры и пособия: «Геоконт», «Квадрат и Змейка Воскобовича», «Складушки», «Шнур-Затейник», «Цветовые часы», «Игровизор», «Геовизор», «Чудо-Крестики 1,2,3», «Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки», «Кораблик Плюх-Плюх, Брызг-Брызг», «Фонарики», «Черепашки», «Лого-формочки 3, 5», «Конструктор букв», «Волшебная восьмёрка» и т.д.
Постоянное и постепенное усложнение игр «по спирали» позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность детей в игре для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности, превращая обучение в «долгоиграющий восторг».
Ещё одно направление, которое я активно использую в своей практике – это развивающие игры с песком, направленные на психопрофилактическую гармонизацию эмоционального благополучия, а также на развитие творческого мышления и креативного потенциала дошкольников.
Использование песочницы в психолого-педагогической практике даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект и обладает массой преимуществ.
Игры с песком – это процесс развития самосознания детей, эффективная коррекция эмоционального состояния, в сочетании со сказкой и музыкальным сопровождением это прекрасное средство социальной адаптации и спонтанной «самотерапии» детей.
Учитывая, что песок обладает свойствами «заземления» негативной психической энергии, то процесс несложных, привычных для детей игр-манипуляций с ним, способствует стабилизации и гармонизации эмоционального благополучия детей.
Игровые сеансы с песком помогают уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, страхи, нерешительность в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также преодолеть негативизм в отношениях с близкими и сверстниками.
Также, занятия с песком развивают коммуникативные навыки, наиболее необходимые для успешной адаптации детей к детскому саду. Песок помогают активизировать творческие способности детей, развивает фантазию, воображение, побуждает к активным действиям и концентрации внимания, создаёт положительный фон, повышает настроение, жизненный тонус и общий ритм совместной деятельности.
А ещё игры с песком являются уникальным способом когнитивного развития детей. В песке создаётся дополнительный акцент на тактильно-кинестетическую чувствительность, что даёт импульс для развития мелкой моторики и «мануальный интеллект» детей. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих игр в песочницу даёт дополнительный эффект.
Упражнения в песке стимулируют работу мозга, более интенсивно и гармонично развиваются познавательные процессы, вызывают ощущения счастья и радости, т.е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых.
На игровых сеансах дети взаимодействуют с различными видами песка:
Простой (речной) песок – игровые манипуляции в общей песочнице, с предметами, сказками, создание своего мира.
Кинетический песок – игры, лепка, аппликации на подносах, отработка личностных психологических проблем, ситуаций.
Цветной песок – создание тематических картинок, поделок, мандал.
Кварцевый песок – рисование на стеклянных световых планшетах (песочная анимация).
Учёные выяснили, что занятие игровым творчеством в течение 40 минут вдвое снижает уровень гормонов в организме, провоцирующих агрессию, стресс, тревожность, напряжённость.
В современных условиях, возникающие противоречия между удовольствием от игры и её полезным воздействием на когнитивное развитие детей позволяют решить современные технологии и игровые пособия, которые широко могут применяться нами в повседневном общении с воспитанниками.
Мир не стоит на месте, и сегодня использование информационно-технологических инноваций в образовательных учреждениях обретает всё большую популярность, в целях обучения и развития детей.
Такие игровые компьютерные технологии я включаю в индивидуальную коррекционную работу с детьми, а также в работу с одарёнными детьми, на этапе подготовки к «Олимпиаде знаний».
На сегодняшний день для интеллектуального развития дошкольников, разработано немало компьютерных игр, и действуют онлайн-сервисы, предоставляющих огромное количество развивающих игр и бесплатных заданий. Например: «По складам», «Разумейкин», «Мерсибо», где предоставлена возможность работы в режиме онлайн, а также большое количество материала для скачивания.
С помощью ИКТ дети быстро вовлекаются в образовательную деятельность, с интересом следят за действиями педагога, активно участвуя в игре, поэтому считаю, что данный материал благотворно влияет на развитие познавательных способностей дошкольников.
Современные игровые технологии создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.
Для взрослеющего индивида, в его всё более усложняющейся деятельности, элементы игры не вытесняются, а лишь обрастают новыми правилами, условиями, компонентами и способствуют формированию умения решать всё более сложные задачи.
Таким образом, обучение в игре, закладываемое с дошкольного возраста, в современных подходах актуально на протяжении всей жизни человека.
Важно помнить, что познавательные способности есть у каждого человека и их необходимо развить, постоянно тренировать свой мозг. Главное – не стоять на месте, а постоянно развиваться.
Литература:
С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая «Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста». ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», СПб., 2014.
Л.А. Тимофеева «Проективный метод в детском саду». ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», СПб., 2015.
Т.Г. Харько, В.В. Воскобович «Методика познавательно-творческого развития дошкольников (для детей 2 – 7 лет) «Сказки Фиолетового леса». ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», СПб., 2013.