Просмотр содержимого документа
««Использование информационно – коммуникационных технологий при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО». Семинар для педагогов.»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Улыбка» муниципального образования Абинский район
«Использование информационно – коммуникационных технологий при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО»
Семинар для педагогов.
Подготовила:
Ст. воспитатель МБДОУ детский сад №5
Н.В. Цыганкова
«Использование информационно – коммуникационных технологий при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО»
Цель:
познакомить коллег с методами и приемами использования информационно коммуникационных технологий;
формировать желание коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в воспитательно – образовательном процессе, анализировать возможности ИКТ;
выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности.
Задачи:
ознакомить с основными нормами ИКТ для реализации интеграции и внедрения информационных технологий в процессы воспитания и обучения;
сформировать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка;
обобщение знаний требования ФГОС ДО, регламентирующих профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ;
довести информацию о соответствующих санитарных правилах и нормах СанПиН.
Актуальность проблемы
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.
Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников
В настоящее время многие педагоги в своей практике активно применяют информационно – коммуникационные технологии – технологии доступа к различным информационным источникам, помогающим в решении многих задач: в воспитательно – образовательной, коррекционно – развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии.
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.
По направлениям использования информационно – коммуникационных технологий в системе деятельности ДОО можно поделить на:
использование ИКТ при организации воспитательно – образовательного процесса с детьми;
использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОО (педагога) с родителями;
использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
формировать информационную культуру у детей;
активизировать познавательный интерес;
реализовывать личностно – ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер
DVD плейер
Телевизор
Магнитофон
Фотоаппарат
Видеокамера
Электронные доски
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОО возникает ряд проблем:
При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.
При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:
позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;
использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.).
Существует несколько требований к компьютерным программам ДОО:
исследовательский характер;
легкость для самостоятельной образовательной деятельности детей;
развитие широкого спектра навыков и представлений;
возрастное соответствие;
занимательность.
Классификация программ:
развитие воображения, мышления, памяти;
простейшие графические редакторы;
игры – путешествия;
обучение чтению, математике;
использование мультимедийных презентаций.
Преимущества компьютера:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
И существует ряд ошибок при использовании информационно – коммуникационных технологий:
неправильное определение дидактической роли и места ИКТ во время проведения образовательной деятельности;
бесплановость, случайность применения ИКТ;
перегруженность занятия демонстрацией.
Между тем, не стоит забывать при внедрении ИКТ в образовательный процесс и о взаимодействии с родителями.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:
минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
рост объема информации;
обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);
оперативное получение информации;
расширение информационных потоков;
создание электронных газет, журналов;
на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью;
онлайн консультации специалистов для родителей;
Правила и нормы СанПиН при использовании информационно – коммуникативных технологий.
По требованиям СанПиН образовательная деятельность с использованием компьютера предполагают для детей 5лет – 10 минут, для детей 6 – 7 лет – 15 минут. Но если использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. В конце образовательной деятельностия обязательно проводится гимнастика для глаз.
Конечно, обязательно проветривание помещения до и после занятия.
Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. СанПиН нам определяет размер экрана 28 дюймов или от 69 см (для всей группы).
Вывод: Таким образом, использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя может дать возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, информационные технологии значительно расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Возможности использования современного компьютера позволят наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Использование компьютера в ДОО может вполне оправдать и принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. В этот процесс вовлекаются и родители - начинают активнее участвовать в групповых проектах.