Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника.
Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника.
В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения, ОНР и дизартрия.
Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
Выявленные факты побуждают к применению таких форм работы, которые помогают ребенку:
во первых - успешно общаться со сверстниками и взрослыми при помощи языковых (фонетических, лексических,грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов);
во вторых - художественная литература (поэзия)-уникальное средство для развития фонематического слуха, развития у детей связных высказываний.
Художественные произведения служат детям образцом, благодаря которому
они будут создавать более логичные, связные и последовательные высказывания.
Чтение и заучивание стихов активно используется в моей работе для автоматизации и дифференциации звуков. Стихи несут огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд. Помогают передать
наши впечатления и особые ощущения. Занимательные игры со стихами, разучивание стихов ( К. Чуковский, А Усачев, С Маршак и т. д.) по ролям не только развлечение, они служат для развития памяти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника. »
Использование произведений художественной литературы в логопедической работе дошкольника.
В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения, ОНР и дизартрия.
Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
Выявленные факты побуждают к применению таких форм работы, которые помогают ребенку:
во первых - успешно общаться со сверстниками и взрослыми при помощи языковых (фонетических, лексических ,грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов);
во вторых - художественная литература (поэзия)-уникальное средство для развития фонематического слуха, развития у детей связных высказываний.
Художественные произведения служат детям образцом, благодаря которому
они будут создавать более логичные, связные и последовательные высказывания.
Чтение и заучивание стихов активно используется в моей работе для автоматизации и дифференциации звуков. Стихи несут огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд . Помогают передать
наши впечатления и особые ощущения. Занимательные игры со стихами, разучивание стихов ( К. Чуковский, А Усачев, С Маршак и т. д.) по ролям не только развлечение, они служат для развития памяти.
В обучении детей с нарушениями речи необходимо использовать доступные образцы литературных произведений. При этом важную роль играют произведения фольклора (устное народное творчество): как малые формы - пословицы, поговорки, потешки, загадки, так и более крупные - сказки.
Широко использую дидактическое пособие О.В. Тырышкиной индивидуальные логопедические занятия, представленные в пособии, основываются на играх различной коррекционной направленности. Объединяющими сюжетами занятий являются мотивы известных сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям, персонажам, что усиливает мотивацию ребенка к деятельности. Кроме того, сказка дает детям новые представления о взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Это особый ракурс, близкий и понятный детям.
Я придаю особое значение использованию в логопедической работе малых форм фольклора, которые, несмотря на небольшой объем (иногда - одно четверостишие), несут в себе важное для детей содержание.
Произведения народного творчества в работе с детьми, имеющими нарушения речи, следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи, т. е. в одном ряду с занятиями по ознакомлению с окружающим, с природой, бытовыми ситуациями, рассматриванием картин и т. д.
Практически на все лексические темы, по которым работают можно подобрать литературное произведение.
Обязательно перед тем как использовать произведение проводится предварительная работа. Воспитатели или логопед знакомят детей со сказкой, рассказом и т. д. сначала читают, вместе рассматривают иллюстрации, обсуждают сюжет, характеризуют героев.
Целесообразно использовать изображения героев произведений, которые можно выставлять на наборное полотно или на магнитной доске. Это трудоемкая работа, но она дает хороший результат.
Цели:
Формирование выработки интереса к коррекционным занятиям.
Повышение эффективности коррекции речевых нарушений.
Расширенное ознакомление детей с произведениями художественной литературы.
Использование такого вида работы, как совмещение развлечения и коррекционной деятельности.
Развитие памяти, внимания и мышления.
Развитие связной речи.
Для активизации коррекционно-развивающего обучения и воспитания я использую следующие виды работ:
знакомство с предметами и явлениями окружающего мира, с художественной литературой, с образными средствами языка;(лексические темы)
посещение детской библиотеки;
сюжетно-ролевые игры, игры-драмматизации;(кафе)
пересказ от лица литературного героя;
рассказы из личного опыта;
пересказ произведений художественной литературы по опорным схемам (мнемотаблицы)
словесно-режисерская игра (изображение персонажей или отдельных эпизодов) ;
Главные герои – буквы и звуки. Сказочная страна-Фонетика. Сказочные города – Гласных и Согласных. Злые персонажи - Звукомор и Звуковред. Добрые – Фея Фонетика и Фея Грамота.
Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе повышает заинтересованность дошкольников, способствует развитию логики изложения, правильному структурному оформлению и ,как результат,