Просмотр содержимого документа
«Искусство рисования песком «Sand art» для детей с ОВЗ»
«Искусство рисования песком
«Sand art»
как образовательная
технология в ДОУ»
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно-образовательного процесса с учётом психологических закономерностей развития всей системы познавательных процессов.
ФГОС ставит перед педагогами задачи: одна из них развитие способностей и творческого потенциала ребёнка.
Данные задачи могут быть решены при хорошо развитом творческом воображении.
Творческое воображение развивается через разные виды деятельности, в том числе и продуктивной. За период дошкольного детства ребёнок овладевает различными изобразительными технологиями: классическими, традиционными, а так-же в последнее время появляется много современных технологий одна из них — это использование технологии Sand-Art.
Что же такое технология Sand-Art?
Метод «SandArt»–это технология «Песочное рисование», «Искусство пека». Это метод, который развивает у ребенка способность к самовыражению и творческому восприятию мира.
Учитывая, что в данном возрасте, игра остается основным способом познания окружающего мира, игры с песком создают благоприятные условия для развития у детей воображения, мышления, мелкой моторики рук, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. Дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Песок - та же краска, прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.
Искусство зародилось в 70-х годах прошлого столетия. Основоположником этой техники стал американский аниматор – Кэролайн Лиф.
Что же думают психологи о данной технологии?
При помощи техники песочного рисования происходит активизация правого полушария и синхронизация работы обоих полушарий головного мозга, что дает возможность ребёнку проявить свой творческий потенциал, что, в целом, позитивно сказывается на общем состоянии человека.
Метод "Sand-Art" успешно применяется в образовательных и развивающих целях:
обучение основам чтения,
письма и рисования,
развитие познавательных процессов,
расширение кругозора и общей осведомлённости,
развитие мелкой моторики и координации движений,
развитие воображения и творческих способностей.
Серьёзный учебный процесс превращается для детей в увлекательное и захватывающее занятие.
Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом творчества, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. В процессе работы развивается эмоционально-волевая сфера, происходит развитие навыков саморегуляции.
Детям с ЗПР занятия дают качественный скачок в развитии логического мышления, речи, познавательного интереса, памяти и внимания
Ребенок неуверенный в себе, с низкой самооценкой, не боится делать ошибки, разрешает себе творить и фантазировать, раскрывает свой внутренний мир. С этой же целью, рисование на песке показано детям с ОВЗ.
Применения песка оказывает непосредственное влияние на развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики и координации движений
Существует так же множество способов рисования:
Рисование по песочной плоскости рукой:
-указательным пальцем, другими пальчиками;
- одновременное использование нескольких пальцев, щепотью;
-ладонью, боковой стороной ладони, ребром большого пальца;
-кулаком;
- рисование симметричное двумя руками одновременно
- отсечение лишнего
- насыпание из кулачка, щепотью – «пальчиками посолить»,
Использование для рисования шаблонов, трафаретов, ситечка
Использование различных гребенок, печаток, палочек с целью создания отпечатков, фактуры
Использование формочек для пластилина, наборы для песочницы для получения объемов (с применением мокрого песка).
Использование дополнительных предметов и материалов для оформления изображения.
Этапы и техники рисования на песке
1 этап. Знакомство с песком
Задачи данного этапа: тактильное знакомство с песком, введение правил работы в песочнице. Правила игры в песочнице:
1. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. Нельзя дуть на песок.
4. Во время игры нельзя дотрагиваться до лица руками.
5. Поиграл с песком – помой руки с мылом.
Песчинки в песочнице ты береги – За бортик «сбегать» они не должны! Если случайно просыпал песок – Нужно взять веник нам и совок!
Песчинки невкусные – Есть их не нужно! И в деток других Мы бросаться не будем! Очень боится песок ветерка – Не дуй на песчинки, ты, никогда! Играя, руками не трогай лицо – Иначе в песке всё будет оно! Прекращается игра – Руки с мылом мыть пора!
Упражнение «Здравствуй песок!»,
«поглаживание» песка-дотрагиваемся поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, а затем тыльной стороной;
«посыпание»: легко, а затем с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем медленно высыпаем струйкой в песочницу;
«перетирание»: перетираем песок между пальчиками, ладонями Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло-холодно», «приятно-неприятно» и т.п.
2 этап. Знакомство с техниками рисования на песке.
Задачи: знакомство с элементарными техниками рисования на песке; решение поставленных конкретных задач (обучающих, коррекционно-развивающих, диагностических)
2.1. Техники, используемые для подготовки песочницы к работе:
«песочная волна» - ребром ладони песок рассыпается по песочнице «засыпание песочницы» - внутренней стороной ладоней обеих рук засыпаем и разравниваем песок
«тучки и дождик» - набираем песок в кулачки (тучка),
затем «просеиваем» по поверхности песочницы (пошел дождик),
«щепотка» - набираем песок в щепотку и «солим» поверхность песочницы. «ковш» - ладошки превращаются в «ковш» экскаватора и «собирает» песок с поверхности песочницы.
2.2. «Точечное» рисование:
«следы» - кончиком указательного пальчика постукиваем по поверхности песка, затем можно чередовать пальчики на правой и левой руке
«снег» - медленное постукивание, дает расслабляющий эффект
«вьюга» - быстрое интенсивное постукивание всеми пальчиками обеих рук - активизирует
«дождик» - дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно
2.3. Рисование линиями:
«ливень» - поочередно кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем сверху вниз линии прямые или наклонные
«царапки» - поочередно напряженными кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем линии в разных направлениях и различной толщины
«трава» - пальцы одной руки зажаты в щепотку, затем «щепотка раскрывается» снизу вверх, потом тоже самое другой рукой, а затем одновременно двумя руками
«забор» - поочередно кончиком пальца одной руки, потом второй руки, затем двумя пальцами одновременно рисуем сверху вниз или снизу вверх прямые линии
«волна» - поочередно кончиками пальцев одной руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем волнистые линии (при быстром темпе – активизация, при медленном – успокоение, расслабление)
«причесывание» - пальцы превращаются в «гребешок» и, как бы, «причесывают» поверхность песка в различных направлениях, темпе, нажимом
«зебра» - ребром любого пальчика делаем четкие, ритмичные отпечатки на поверхности песка
2.4. Техника «следы»:
«ладошка» - ладонью одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок
«пяточка» - кулачком одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок
2.5. Техника «круги»:
«окружность» - круговым движением указательного пальца прорисовываем окружность на поверхности песка
«спираль» - круговыми движениями указательного пальца прорисовываем повторяющиеся окружности с увеличением или уменьшением амплитуды
«озеро» - круговыми движениями руки, сжатой в кулак прорисовываем повторяющиеся окружности, как бы, расчищая поверхность от песка
«солнце» - песок набираем в щепотку и, подняв руку на определенную высоту (чем выше, тем больше «солнце»), начинаем медленно «солить» расчищенную поверхность песочницы
3 этап. Песочные истории и сказки.
3.1. Прорисовывание пальчиковых гимнастик
3.2. Прорисовка стихов и сказок
3.3. Сочинение собственных историй в соответствии с тематическим планированием
3.4. Песочные путешествия – «виртуальный туризм»
Но существует один недостаток данной технологии – изображение из песка не долговечно, желательно оформлять фотоальбомы.