Интеллектуально-музыкальный конкурс для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: «
ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ» Задачи:
Цель мероприятия: учить умению гармонично взаимодействовать с самим собой, с людьми, развивать представления о взаимоотношениях между людьми, способах поведения, создать атмосферу доверия и психологического комфорта в детском коллективе. Повторить и закрепить знания детей об этикете. Упражнять детей в речевом этикете. Учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях. Закреплять знания культуры общения и поведения в общественных местах.
Пособия: слайдовая презентация, «этикетки»-5 штук, чайный сервиз-2, скатерть-2,вазы-2 шт, искусственные цветы-6 шт., декорации и костюмы к драматизации сказки, перчатки и веера для девочек, два телефона, бейджики для детей-6 шт
Участники: команды детей старшей группы ДЗ и учеников 1 класса ОШ№1
Члены жюри: методист РМК, директор ОШ №1, заведующая ДОУ «Тополек»
Ход мероприятия
Под характерную торжественную музыку команды приглашаются в зал
Ведущий: Ребята, посмотрите, сколько нас сегодня собралось в музыкальном зале. Скажем друг другу : «Здравствуйте!» и при этом обязательно улыбнемся.
Ребёнок.
Ведущий: Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Ведущий: Что мы говорим этим словом? Дети: Желаем здоровья, веселья, счастья.
Ведущий: Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него. Давайте вспомним, как приветствуют друг друга в разных странах мира. (См.Презентация «Приветствие»)
Китаец в прежние времена, встречая друг друга, пожимал руку себе самому.
Латиноамериканцы обнимаются.
Французы целуют друг друга в щёку.
Поляк при встрече обязательно поцелует руку даме.
Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.
Самоанцы обнюхивают друг друга.
Японец, здороваясь, соединит ладони рук и поклонится.
В старину великосветские дамы приседали в глубоком реверансе – это знак смирения. 9.Мушкетёры при встрече помахивали шляпами. 10.Военные поднимают руку к головному убору. 11.Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки
Ведущий(вывод): Иногда при знакомстве люди подают друг другу руки. Помните, что первым подает руку старший; женщина - мужчине.
Когда мальчик знакомится с девочкой, он не должен первый протягивать руку. Но рукопожатие совсем не обязательно.
Можно при знакомстве, называя свое имя, слегка наклонить голову, поклониться.
А теперь предлагаю поприветствовать жестом рукопожатия наших гостей – команду учеников 1- класса.
Приветствие – это одно из самых важных правил этикета. А что же такое «Этикет» и откуда он пришёл к нам, расскажут наши взрослые друзья-ученики 1- класса
Ученик1: Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Ученик 2:В русском языке есть слово «Вежливость». Вежливым называют человека знающего правила поведения и главное – выполняющего эти правила.
Ученик 3 Этикет – это французское слово.
На одном из пышных приёмов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения на балу.
Ученик 4 На французском языке карточка называется «этикетка» - отсюда и пошло слово «Этикет». Со временем правила поведения изменились, но многие остались такими же как и раньше.
Ведущий: У меня в руке пригласительные билеты-«этикетки»(См. Приложение )но не на бал, в виртуальное путешествие под названием «Веселый этикет»(музыкальная заставка). Это путешествие позволит вам, ребята, вспомнить правила культурного поведения и поупражняться в различных ситуациях, которые возникают в окружающей нас жизни.
И так, этикетка №1 « У меня зазвонил телефон» приглашает нас поупражняться в речевом этикете. Перед командами стоит задача. Звонит телефон и вам необходимо взять трубку поддержать диалог с собеседником.
Этикетные задачи
Ведущий: Вова, представь себе, что ты не знаком со своей соседкой, что она только сегодня появилась в группе(классе). Познакомься с ней.
-Таня, представь себе, что ты пришла в гости к своей подруге. Дома у нее бабушка и дедушка. Что ты скажешь им?
(Войдя, нужно поздороваться и представиться, назвав свое имя.)
-Миша, к тебе в гости пришел Федя. Как ты познакомишь с ним свою маму?
-Ира, ты идешь с бабушкой по улице, навстречу вам иду я. Как ты представишь меня бабушке?
Этикетка№ 2 «Цветочный этикет» приглашает нас в мир цветочных сказок и заданий .
Ведущий: У вас на столах стоят вазы. Они должны пополнится цветами. За каждый правильный ответ на вопрос викторины команда получает один цветок.
- Как правильно срывать живые цветы?(цветы срезают)
-Кому дарят цветы?(женщинам, мужчинам, родственникам, учителям, воспитателям, друзьям)
-Покажите, как правильно держать букет, когда ты приготовился его кому-либо подарить(вручить)?(стеблями вниз)
-Что должна сделать хозяйка или хозяин, получив в подарок цветы?(поблагодарить, поставить в вазу)
-загадка о цветах: Как называется цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку?(тюльпан)
-загадка о цветах: «Как называется цветок, который купец добыл у Чудища для своей младшей дочери?(аленький)
Ведущий: Вазы на столах запестрели прекрасными цветами. Посчитаем, сколько цветов удалось выиграть каждой команде.
Этикетка №3 «Музыкальная»
Выходит девочка в бальном платье, читает стихотворение:
Пропали перчатки.
И веер пропал!
Ну, как же теперь
Мне явиться на бал?
Ведь я нарушать этикет не могу!
Ведущий: Приходить дамам на бал без перчаток и веера, считалось верхом неприличия.
Выходит мальчик.
Не плачь. Я тебе помогу.
Вот веер, а вот и перчатки подстать.
И можно теперь нам
Пойти танцевать.
Ведущий: Кавалеры приглашайте дам на танец !
Танец «Мазурка» с веерами
Ведущий :Этикетка №4 «Столовый этикет»Членам команды необходимо засервировать стол для чаепитие на шестерых членов команды, используя необходимую посуду, кондитерские изделия, можно использовать украшения для праздничного стола, необычное складывание салфеток…
Сервировка двух столов для чаепития
Ведущий: Настало время поговорить о культуре поведения за столом. Предлагаю вашему вниманию видеозагадку (См.Презентация «Культура поведения за столом»)
Ведущий: Культура общения - один из самых главных факторов установления контакта с любым членом общества: будь то сверстник или взрослый.
Игра «Обращения»
Как мы обращаемся ко взрослым? «На Вы», а к детям? «На ты». К посторонним? «На Вы», к близким? «На ты». Давайте попробуем поиграть. Я буду показывать на людей, сидящих в этом зале или появившихся на экране, а вы будете приглашать их к своему праздничному столу.( Для шутки, на экране монитора появляется образ животного или какого-либо предмета).
Запомни: По правилам этикета, ребенок должен называть на Вы всех людей старше него на 10 и более лет.
Ведущий :Этикетка №5 «Театральная» (домашнее задание-драматизация сказок В.А.Сухомлинского. Пока ребята, члены команд, готовятся к конкурсу, ведущий ведет беседу с болельщиками о правилах поведения в театре)
Вопросы беседы. Выберите правильный ответ , когда услышите- хлопните в ладоши:
1.Когда нужно приходить в театр?
-когда уже спектакль начался; к концу спектакля; задолго до начала.
2.Как вы узнаете, что спектакль скоро начнется?
- прогремит гром; прозвенит звонок; кто-то крикнет и сообщит о начале представления.
3. Что можно есть во время спектакля?
- мороженое, попкорн ; ничего
4.Как благодарить артистов за выступление? (все варианты)
-дарить цветы; громко крикнуть: «Браво»;встать и подарить аплодисменты.
Ведущий :Сейчас перед вами выступят настоящие артисты, которые для вас приготовили театральные этюды . Не забывайте благодарить их в конце спектакля аплодисментами и криком «Браво»
Драматизация сказок В.А.Сухомлинского. В конце сказки-мораль (прочтение воспитателем и учителем)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, я приглашаю вас на веселую игру «Музыкальная сороконожка». Для этого необходимо, чтобы команды смешались. А теперь станьте друг за другом в колонну, положите руки не плечи и прослушайте внимательно каждая команда свою песню. Когда вы услышите свою песню-начинаете двигаться друг за другом по залу, как только зазвучит песня другой команды, первая останавливается и начинает двигаться вторая. Умение слушать и понимать друг друга –одно из главных правил этикета.
Игра «Музыкальная сороконожка»
Ведущий :Предоставляем слово уважаемым членам жюри
Поздравление, награждение
Ведущий : Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми, культурными и воспитанными.Воспитанный человек умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит своё слово. Всему этому нужно учиться каждый день, и тогда ваши родители и мы будем вами гордиться
Отдел образования и молодежи
Старобешевской райгосадминистрации
ясли-сад «Тополек» г.Комсомольское
ІНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНКУРС
«Веселый этикет»
для детей старшей группы и учеников 1-го класса
Подготовлено:
воспитателем-методистом Коледа О.Н.