Просмотр содержимого документа
«Интегрированное НОД Лекарственные травы»
6
Интегрированное НОД
Лекарственные травы
Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.
Задача:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Расширять знания детей о лекарственных растениях.
Учить детей различать данные растения по внешнему виду.
С помощью эксперимента показать, что при заваривании лекарственных растений вода меняет свой цвет и вкус. Формировать представление о том, что вода при этом насыщается полезными веществами
Закреплять умение рисовать растения.
Активизировать речевой словарь по теме «Лекарственные растения».
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ: развивать двигательную активность в игре, физкультминутках, формировать бережное отношение к своему здоровью, закреплять знания о ядовитых растениях.
Материалы и оборудование: иллюстрации лекарственных растений, салфетка, клеёнка, простой карандаш, гуашь, кисточки, баночки с водой, заготовки открыток, клей, атрибуты, необходимые для имитации леса, чаша и чайник.
Предварительная работа: рассматривание картинок о лекарственных растениях, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе, игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений, заготовки: ромашки, клевера, одуванчика.
Ход занятия:
Воспитатель вместе с детьми входит в зал, оформленный под лесную поляну, на мольберте прикреплены картинки с изображением лекарственных растений.
В: Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие на лесную полянку. Отправимся на машинах. Итак, в путь! (Дети руками имитируют рули и под музыку едут по кругу)
В: Вот остановка. Мы приехали к лесу. В лес на машинах заезжать не будем, а пойдем пешком, чтобы не потревожить лесных жителей. Посмотрите как красиво, ребята, давайте присядем на пенечки. Послушайте загадку:
«Есть растения такие,
Они вовсе не простые.
Если что-то заболит,
Эта травка исцелит.
Д: Лекарственные растения.
В: Правильно, посмотрите как много здесь красивых цветов, но я хочу рассказать, что цветами можно не только любоваться:
«Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками.
Пригласи своих друзей,
С зелеными ветками.
Они красивей и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Издавна люди заметил, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку и выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают силы и здоровья. Замечали и составляли специальные книги – «Травники».
Как вы думаете, что это такое?
Д: Книга, в которую записывали все о лекарственных растениях.
В: Правильно, «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали вид этого растения.
В наше время тоже есть такие книги, теперь они называются справочниками лекарственных растений.
Пойдемте посмотрим на нашу красивую полянку, сколько здесь разных цветов. Давайте соберем свой травник. Отгадайте загадку:
На зеленой круглой ножке,
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок вдруг прошуршал,
И развеял этот шар.
Д: Одуванчик.
В: Правильно, посмотрите сюда, сколько здесь одуванчиков. А вы знаете что это нужное и полезное растение. Послушайте чем полезен одуванчик. В его листьях много витаминов, он повышает аппетит.
Для чего в лечебных целях используют одуванчик?
Д: Листья и корни одуванчика помогают при кашле.
В: Давайте их соберем в корзиночку. (Дети собирают одуванчики). Найдите одуванчик среди цветов на доске, положим его в наш Травник.
Угадайте о каком растении идет речь.
Гордо держит стебельки
Тонкой елочки листы.
На верхушке стебелька
Солнышко и облака.
Д: Ромашка.
В: А давайте поиграем в игру «Собери ромашку».
(Дети делятся на две команды и собирают из лепестков ромашку).
Ребята, вы знаете какими свойствами обладает полевая ромашка.
Д: Ромашка лучший доктор при ангине, её настоем можно полоскать горло, ополаскивать волосы.
В: Найдите ромашку среди цветов на доске, положим его в наш Травник.
Про какое растение эта загадка:
Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня.
Д: Крапива.
В: Кто найдет крапиву. Молодцы ребята, положим ее в наш Травник. А чем полезна крапива.
Д: В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.
В: Все знают, что крапива лекарственное растение, но где же спрятаны таблетки и порошки. А таблетки и порошки спрятаны в листьях и стебле. Весной, когда витаминов мало из крапивы можно приготовить вкусные и полезные щи.
Давайте похлопаем себя по плечикам, рукам, ногам, представим, что крапива нас ужалила.
В: Кто угадает это растение?
Каждый лист мой любит тропки,
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым,
Раны вылечить помог.
Д: Подорожник.
Найдите это растение. Положим его в наш Травник. Кто догадался, почему это растение так называется.
Д: Потому что чаще всего он растет вдоль дорог.
В: Подорожник называют зеленым бинтом, почему?
Д: При порезах, ранках, ушибах поможет лист подорожника, его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.
В: Следующая загадка:
Спроси теленка и барашка,
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно красной кашкой,
Зовут на вкус и цвет.
Д: Клевер.
В: Посмотрите на нашу полянку, найдите и соберите клевер в нашу корзиночку. (Дети собирают цветы).
Клевер – красивое ароматное растение, его любят и дети и пчелы, что лечат этим растением?
Д: Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Клевер помогает при простуде.
В: Положите это растение в наш Травник.
На доске остались еще картинки растений, вспомните как они называются.
(Дети называют растения).
Положим их в травник.
В: Молодцы ребята. Василек поможет снизить температуру, отваром душицы лечат горло, в плодах шиповника много витаминов «С», отвар из него укрепляет организм, придает силу, настой тысячелистника улучшает кровь, отвар из него используют для улучшения аппетита. Какой красивый ландыш, а вы знаете, что плоды ландыша и все растение ядовиты, но ядовитое растение помогает людям. Из ландыша делают капли от боли в сердце, но лечиться самостоятельно этим растением нельзя, только по назначению врача.
Молодцы ребята, вот у нас с вами и получился настоящий травник и мы его поставим в наш экологический уголок.
Слышится кашель. Входит Красная шапочка.
К.Ш.: Здравствуйте, дети. Я гуляла в лесу и простудилась. Помогите мне пожалуйста вылечиться.
В: Красная шапочка, а что у тебя болит?
К.Ш.: у меня болит горло и я кашляю.
В: Дети, давайте поможем вылечиться Красной шапочке. Ведь теперь у нас есть травник и вы знаете какое лекарственное растение от каких недугов поможет. Ну, ребята, из каких растений приготовим лекарство для Красной шапочки? (Можно из ромашки, клевера, одуванчика.)
(Эксперимент).
В: Красная шапочка, у нас с ребятами есть волшебный цветок, в нем собраны лекарственные травы, такие как ромашка, одуванчик, клевер, он настолько лечебный, как раз очень поможет тебе.
(Воспитатель заваривает траву в прозрачный чайник).
В: Посмотрите на наш лечебный чай, вода меняет свой цвет, цветок отдает свои целебные свойства воде и наш цветочек раскрывает свои лепестки. Этим отваром мы вылечим Красную шапочку.
(Физкультминутка «Цветки»).
Повторяйте за мной движения.
Наши алые цветки,
Распускают лепестки. (Дети поднимают руки)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Дети раскачивают поднятыми вверх руками).
К.Ш.: Какие вы молодцы, я и не знала, что растения такие полезные, спасибо.
В: Красная шапочка, а наши ребята споют тебе песенку про лекарственные растения, чтобы ты знала какие травы от каких недугов лечат.
К.Ш.: До свидания, ребята, мне пора к моей бабушки, спасибо вам за помощь.
В: А теперь, ребята сядем в наши машины и поедем в наш любимый детский сад. Только не забудем наши цветы и наш Травник.
Вот мы и приехали, приглашаю в нашу мастерскую.
В: Мы говорили сегодня о лекарственных растениях, поэтому предлагаю сделать открытку с изображением лекарственных трав. Цветы мы привезли из лес, цветок наклеем на открытку, с помощью карандаша нарисуем стебель и листья и закрасим все гуашью. (Дети приступает к работе, звучит музыка).
Итог:
- О чем сегодня мы с вами говорили? И т.д.
Лучше доктора любого,
Лечит скуку и тоску.
Чашка вкусного, парного,
Самоварного чайку.
Чтобы гости не скучали, угостим-ка мы их чаем. Всех гостей мы угощаем ароматным чаем.
Приглашаем всех отведать ароматный чай из мяты и душицы.