Цель мероприятия: расширять кругозор и эрудицию детей, развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление. Формировать языковые навыки, связную речь, обогащать словарь. Воспитывать любовь к родной земле, к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предварительная работа. Проведение бесед об окружающем мире. Знакомство с Красной книгой. Проведение занятий по расширению словарного запаса. Разучивание с детьми стихов, пословиц и поговорок о родной природе. Обсуждение с детьми правил поведения в лесу.
Оборудование. Искусственные цветы -5-6 штук, птичье гнездо с яйцами, картины из серии «Правила поведения в лесу», «Красная книга», земля в горшочке, репчатый лук для посадки.
Ведущая. Наш дом родной, наш общий дом, -
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут – речка, там – зеленый луг.
Чудес нам всех не перечесть
Одно у них название есть –
Леса, и горы, и моря,
Все называется Земля!
Все мы, люди, животные, птицы, растения – жители Земли! И сегодня мы празднуем День рождения нашей Земли.
Лесовичок. Я тут услышал, что вы тут день рождения справляете. У нас в лесу весной тоже все день рождения справляют: почки, листочки, ягодки, цветочки. А у вас-то кто именинник сегодня?
Ведущая. А у нас сегодня Земля – именинница. А вот ты-то кто такой, откуда взялся?
Лесовичок. Я – старичок-лесовичок и лес я охраняю.
В моем лесу стоят деревья:
Березы, сосны, клены, ели.
И во все времена в лесу резвятся звери.
Ведущая. Старичок – лесовичок, ты присядь-ка на пенек,
Посиди, покушай, да стишок послушай.
(Ребенок читает стихотворение )
Лесовичок. Молодец, девочка! Очень хорошо ты рассказала
Ведущая. Лесовичок, а может ты нас к себе в лес, в гости пригласишь?
Лесовичок. Загадки загадаю я, отгадок жду от вас друзья.
(Загадывает загадки)
Молодцы, ребятки! Отгадали все мои загадки. И я вас приглашаю на цветочную полянку.
(Выходит ребенок и начинает «срывать» цветы с полянки.)
Лесовичок. Ой, ой, девочка! Остановись, зачем же ты цветы рвешь?
Ребенок. Букеты больше ты в лесу не рви:
Ты помни, что вскоре завянут они,
А так на полянке живые не раз
Цветеньем своим будут радовать нас.
Ребенок. Я поняла, я поняла, была я не права.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты!
Ведущая. Пусть цветы возьмутся за руки
И сойдутся в хоровод
Пусть планета – цвета радуги
Никогда не отцветет.
(Танец цветов)
Лесовичок, наши ребята знают правила поведения в лесу, сейчас они их расскажут.
1 ребенок Дерево, трава, цветок иль птица
Сами не умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
Мы в лесу останемся одни.
2 ребенок. Не тронь большой лесной муравейник,
Ведь лесу нужна такая семейка.
3 ребенок. Возвращаясь из леса домой,
Не оставляй там мусор свой.
Пусть останется чистым лес
И деревья растут до небес.
4 ребенок. Особенно будь осторожен с огнем,
Ведь все живое может погибнуть в нем.
Лесовичок. Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши все леса превратяться в свалки,
Если мусорить в лесу, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Ведущая. Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о лесе, о природе?
(Ответы детей)
Игра «Эхо»
(Звукозапись «Птичьи голоса»)
Ведущая. Вы слышали, как в вышине
Поют нам птицы свои песни?
Поют о солнце, о весне и о родимой стороне.
И нет тех песенок чудесней!
Лесовичок. Весело, радостно от птичьих песен в лесу. Весной птицы вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов.
(Сценка)
Ведущая. Скажите, ребята, правильно ли поступил мальчик?
(Ответы детей).
5. ребенок. Не разоряйте птичьего гнезда
Так счастлива в своем жилище птица!
Не разоряйте птичьего гнезда,
Ведь птица лесу очень пригодиться!
Ведущая. А кто из вас знает, чем полезны птицы?
(Ответы детей)
Игра «Птички и ворона»
Ведущая. Посмотрите, ребята, у меня в руках «Красная книга». На ее страницах записаны исчезающие виды животных и растений. Красный цвет означает сигнал запрета, понятный людям всего мира: остановись, человек! Не тронь! Не губи природу!
Как вы думаете, ребята, почему в природе становится все меньше животных и растений?
(Ответы детей)
Ведущая. Давайте посмотрим, какие животные занесены в «Красную книгу»: тигр, журавль, снежный барс и т. д.
(Показ иллюстраций)
Ведущая. Вот и лес мы весь прошли,
В поле вышли, посмотри!
Что же в поле здесь растет?
Посадил, что здесь народ?
Лесовичок. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены. Что это?
(Ответы детей)
Ведущая. Правильно, это колос. А какие зерновые культуры вы знаете?
(Пшеница, рожь, ячмень, гречиха)
Ведущая. А кто знает, что же люди научились делать из зерна?
(Мука, из муки – тесто, из теста – хлеб)
Ведущая. Правильно, из зерен злаковых растений люди выпекают вкусный, ароматный, душистый хлеб.
Лесовичок. Ребята, я предлагаю вам самим посадить зернышки в землю, и потом каждый день будете наблюдать как они будут расти.
6 ребенок. Чтобы крепким был росток, наливался колосок,
Должен он расти в землице, дождевую пить водицу,
Греться солнечным теплом, обдуваться ветерком!
(Танец «Солнышко»)
Ведущая. Ребята, а какие пословицы и поговорки о земле вы знаете?
(Ответы детей)
Лесовичок. Ты, человек, сильнее с каждым днем,
Но, в космос, отправляя корабли,
Не забывай, ты человек, ты только часть земли,
Земля твой настоящий, отчий дом.
Ведущая. Давайте же будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
Давайте будем беречь планету,
Во всей вселенной похожей нету!
(Хоровод).
Пословицы и поговорки
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Лес и воды – краса природы.
Много леса – не губи, мало леса – береги.
Нет милей чудес, чем наш русский лес.
От земли – хлеб, от хлеба – богатство.
Мать добра для своих детей, а земля – для всех людей.